Дидактический синквейн
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бакиева Гульнора Аминбаевна

Этот материал будет полезен  и интересен педагогам и детям. С большим интересом и удовольствием использую в своей практике, при развитии речи детей логопедической группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в  Словоград»

Цель: Закрепить умение составлять синквейн.

Задачи:
Обучающие:

-   Закрепить понятия слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

-   Расширить и уточнить словарь предметов, глаголов и признаков.

-   Закрепить понятие «живое -неживое».

-   Закрепить понятие – предложение.

-   Совершенствование грамматического строя речи.

- Тренировать детей в составлении простого распространённого предложения с опорой              на схему, умении наращивать предложение словами – признаками и словами – предметами.

-   Закрепить умение составлять синквейн.

Коррекционно – развивающие:

-   Работать над развитием связной устной речи;

-   Развивать зрительное внимание и зрительную память;

-   Работать над развитием зрительного и слухового восприятия.

Воспитательные:

-   Формировать интерес к занятиям и интерес к родному языку.

-   Воспитывать самостоятельность, дружелюбие, взаимопонимания, доброжелательности.

 

Оборудование: мяч большой, мячи средние на каждого ребенка, Обезьянка , предметные картинки (слова-предметы, слова-действия, слова-признаки),  графические схемы оставления синквейна, предметные картинки с изображением живых и неживых предметов, схемы слов и предложений, Презентация « Письмо из словограда».

Ход НОД:

1. Организационный момент:

В:- Ребята, сегодня к нам в пришли гости. Вспомните, что говорят радушные  хозяева, когда  встречают гостей?

Д:- Здравствуйте!

В:- Молодцы! Вы очень вежливые ребята, потому что пожелали всем здоровья. А ещё давайте подарим   нашим гостям и друг другу хорошее настроение:

-Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

Гостям и  друг другу улыбнёмся.

В: Ну что ж, ребята мы поздоровались с гостями, подарили им хорошее настроение, а теперь поворачивайтесь ко мне.

Сегодня в наш детский сад для нашей группы пришло письмо из страны «Словоград». Давайте прочтем его (Слайд2):  

«- Ой, беда, беда, беда!  

Разбежались все слова.

Без слов исчезнуть я могу, 

Вам  говорить не помогу.

Скорей слова вы отыщите

И в мою страну верните!

Королева – слов».

Я предлагаю вам сегодня отправиться на поиски слов, в замечательный город «Словоград». А помогут нам попасть в эту страну  Веселые  человечки. (Слайд 3). 

Первый человечек - Сыщик.( обозначает  «слово – предмет»)

Второй человечек - Любопытный.( обозначает «слово – признак»)

Третий  -  Найди-угадай ( «слово – действие»).  

И сегодня, ребята, мы не только поможем «Словограду» найти слова, но и  вспомним, какие они бывают и за что отвечают? И узнаем, что получится, если слова подружатся?

Первым пришел человечек по имени Сыщик. Как вы думаете какие слова ищет этот человечек? Объясните почему вы так думаете.( ответы детей -  «Слово - предмет») .Беседа о словах – предметах, постепенно подвести к понятию «Живое - неживое»). (Слайд 4)

 Игра «Живое-неживое».  

В: Мяч лови и мяч бросай,

Живой иль неживой предмет называй: - девочка, мяч, рыбка, зайчик, медведь, малина, солнышко.

Вывод:

В : Вспомните, как мы спрашиваем о неживых предметах?

Д : - Что это?

В : - А о живых?

Д: - Кто это?

В: - Молодцы.

А вот и второй человечек «Любопытный». Подумайте и скажите мне , какие слова ищет Любопытный и почему.  (ответы детей - « Слова – признаки»)

Ребята, закройте глаза и представьте себе лист дерева. Какой лист вы себе представили? (ответы детей). А теперь закройте глаза и представьте себе «большой, багряный, резной, кленовый  лист». Что вы себе представили? Почему так получилось? Какие слова вам помогли?

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие? Игра со словом золотой (Слайд 5).

                     Сердце           Золотая

                     Руки               Золотое

                     Кольцо           Золотой

                     Лист               Золотые

                     Пшеница        Золотое

В:  - Какие слова используются здесь в переносном значении?

Д:  - Все слова, кроме слова «кольцо»

В:  - Объясните, что обозначает каждое выражение: золотое сердце (доброе), золотые руки (умелые), золотой лист (желтый), золотая пшеница (созревшая, спелая).

В:  - Все эти слова обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Третий человечек  Найди – угадай. Он очень любит зиму, зимние забавы. Но больше всего Найди – угадай любит играть в снежки. Предлагает нам заняться его любимой  снежной зарядкой , берите мячи и вставайте на ковер. (Слайд 6):

Физминутка:

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили:

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем несладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним и сломаем!

В:  А теперь назовите, пожалуйста, все слова действия, которые вы услышали в стихотворении.

Давайте посмотрим на экран, все ли слова мы назвали.Молодцы, и с этим заданием мы справились.

А вот, что получится, если эти слова подружить вы узнаете с Юлией Михайловной. (Слайд 7)

Л: - Ребята сегодня я хотела бы поговорить с вами о продуктах. А какие продукты бывают?

Ответы детей: молочные,  хлебобулочные, рыбные, мясные, кондитерские, плодоовощные и др.

-  Молодцы, а сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Я начну, а ты продолжи».

Кефир кислый, а йогурт … (сладкий).

Сыр твердый, а масло (мягкое).

Молоко жидкое, а сметана (густая).

Сыр отрезают, а ряженку (наливают).

Компот пьют, а творог (кушают).

Колбасу кладут на бутерброд, а сметану (в борщ, в творог).

Мороженное в тепле тает, а молоко (прокисает).

Л : - Вы были очень внимательны и сообразительны! Я горжусь вами!

А что вы знаете о чае? (Слайд 8). Какой он?

А  что с ним можно сделать?

Помогите мне составить предложение со словом ЧАЙ согласно схеме. (Слайд 9).

Сколько слов в нашем предложении (пять).

Почему мы написали второе слово с большой буквы? ( Это имя человека)

Составьте мне, пожалуйста, красивое предложение со словом ЧАЙ.

Выкладываем на доске графическую схему предложения. Дети комментируют обозначение частей речи.

- Молодцы.

Л : А теперь придумайте свое предложение о каком-либо продукте и выложите его графическую схему.

Дети выкладывают графическую схему  своего предложения на столах.

В: Ребята , вы молодцы! Помогли Королеве Слов найти все слова и вернули их в Словоград . Вы рассказали о том , что слова могут дружить друг с другом и тогда получается предложение. Посмотрите , пожалуйста , на экран ( слайд № 10 – графическая схема – модель составления синквейна.) Расскажите нам , почему человечки выстроились таким странным образом.

Д : ответы детей ( это схема – модель составления синквейна). Синквейн – это маленькое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк.

В: Давайте внимательно рассмотрим схему – модель и расскажем нашим гостям , что она обозначает. (слайд № 10 – графическая схема – модель составления синквейна)

Д : первая строка : 1 человечек ( слово – предмет) – тема нашего синквейна.

     Вторая строка : 2 человечка ( слова – признаки )

     Третья строка : 3 человечка ( слова действия )

     Четвертая строка : 4 человечка ( предложение)

     Пятая строка : 1 человечек ( слово - предмет)- отношение говорящего к теме синквейна.

В: Спасибо вам , ребята, давайте попробуем составить наши стихотворения и прочесть их нашим гостям. Поскольку с Юлией Михайловной вы говорили о продуктах , то и синквейн будем составлять о продуктах. Созданный синквейн нужно прочесть с выражением , поскольку это стихотворение.

Дети самостоятельно выбирают себе тему ( продукт) синквейна и с выражением читают свои стихи.

В : Ребята , я предлагаю вам придумать синквейны – загадки , а наши гости попробуют их отгадать. ( дети придумывают по схеме синквейн - загадку).

Молодцы! А давайте попробуем составить синквейн о наших гостях.(дети дружно придумывают синквейн о гостях и читают его.)

Заключение .Ребята , спасибо вам большое за занятие , за ваши замечательные стихи. Что нового и интересного узнали  вы на этом занятии ? ( ответы детей)Вам понравилось занятие?( ответы детей)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЛОВОГРАД

Слайд 2

ДЕТСКИЙ САД №74 «ОДУВАНЧИК» Ой, беда, беда, беда! Разбежались все слова. Без слов исчезнуть я могу, Вам говорить не помогу. Скорей слова вы отыщите И в мою страну верните! Королева слов.

Слайд 3

?

Слайд 5

? Определяю я предметы, Они со мной всегда приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!

Слайд 6

СЛЕПИЛИ ПОДБРОСИМ ПОЙМАЕМ УРОНИМ СЛОМАЕМ

Слайд 7

?

Слайд 10

? ?

Слайд 11

ДЕТСКИЙ САД №74 «ОДУВАНЧИК» Дорогие ребята! Спасибо вам большое, что вернули слова домой. Слова бывают разные, Слова бывают всякие, Слова бывают ясные, Твёрдые и мягкие. Слова бывают смелые, Упрямые, суровые, Но непременно дело. Трудитесь над своей речью каждый день , а я – Королева Слов буду вам во всем п омогать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Дидактический синквейн

Использование инновационных педагогических технологийв условиях введения ФГОС дошкольного образования.«Дидактический Синквейн»Макарова Елена Васильевна, воспитательвысшей квалификационной категории МД...

Дидактический синквейн

Использование инновационных педагогических технологийв условиях введения ФГОС дошкольного образования.«Дидактический Синквейн»Макарова Елена Васильевна, воспитательвысшей квалификационной категории МД...

Методические рекомендации Использование технологии дидактического синквейна, в обучении детей рассказыванию

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности...

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

В статье описываетя опыт применения  инновационного  метода  развития речи ребенка – дидактический  синквейн. ...

Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР

Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах....

Инновационные технологии в работе учителя – логопеда. Дидактический синквейн.

Опыт работы с детьми, имеющими  речевые нарушения, показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связан...