Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гостях у сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Фомина Анастасия Ивановна

Литературная гостиная

«В гостях у сказки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_skazki.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 124

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной

группе

«В гостях у сказки»

Воспитатель

Фомина А.И.

г. Калининград

 2015 г.

Литературная гостиная

«В гостях у сказки»

        Программные задачи:

        Образовательные. Создать условия для активного использования литературного опыта в речевой практике, учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказок, осмысливать характеры персонажей, закрепить знания о жанровых особенностях сказки, учить выразительно пересказывать сказку (отрывок), используя слова и речевые обороты из текста.

        Развивающие. Развивать внимание, память, мышление, умение давать полный ответ на поставленный вопрос; продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений. Закрепить в памяти знакомые сказки

        Воспитательные. Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказок, осмысливать характеры персонажей через жанры устного народного творчества; воспитывать у детей сочувствие, воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.

        Предварительная работа.  Чтение русских народных и авторских  сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам, отгадывание загадок, чтение и обсуждение пословиц и поговорок, дидактические игры по содержанию сказок. Драматизация и инсценировка сказок и отрывков из сказок.

Литература

  1. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду – СПб.:  Детство-Пресс, 2005 – 192с.
  2. Лялькина Е. «Сочиняем сказку». Дошкольное воспитание №7, 2013 г., с 22
  3. Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. М.: 2010 – 288с.
  4. Смирнова О.Д.  Методика проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011 – 160с.
  5. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи детей 5-7 лет. М.: Сфера, 2009 – 256с.

Ход занятия

        В литературной гостиной (группе) детей встречает Тетушка Загадушка.

Тет. Загадушка: - Доброе утро добрым людям!

                              Мы знакомы с вами будем?

                              Так знакомы? Или нет?

                              Нет?

Я - Тетушка Загадушка. Сказки детям сказываю. Вот и для вас я приготовила сказочную загадку, а вы мне скажите, почему она сказочная?

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом….

И коли кот направо ходит

То знаем мы: он песнь заводит.

А коль налево соберется,

Как та история зовется? (Ответы детей)

- Верно, история называется сказкой! Я очень люблю рассказывать сказки. А любите ли вы их слушать? (Ответы детей) Тогда присаживайтесь на свои стульчики.

- Какие сказки вы знаете? (Ответы детей) Как называют людей, которые сочиняют сказки? (Ответы детей) Ну тогда я сейчас проверю, как вы знаете сказки и из каких частей  они состоят. Вот  моя первая загадка. Определите, к какой части сказки подходят те или иные слова:

  1. За горами, за морями, не на небе - на земле, жил старик в одном селе.
  2. Вот вам сказка, а мне бублика связка.
  3. Далеко-далеко, за тридевять земель.
  4. Пустились они.
  5. Вот и сказка вся больше сказать нельзя.
  6. А в это время. (Дети выполняют задания)

- Молодцы ребята, отгадали мою загадку. А теперь попробуйте отгадать мою вторую загадку. Я буду говорить начало пословицы, а вы ее конец. Тетушка Загадушка достает из корзинки карточки с пословицами и читает их начало, а дети по очереди говорят их конец:

  • Дом без книги – день без солнца;
  • Кто много читает – тот много знает;
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда;
  • В доме ни одной книжки – плохи у хозяина делишки.

- Молодцы ребята, и с этой загадкой справились. Ну, тогда вот вам самая последняя и самая сложная загадка, а отгадывать вы ее будете стоя  в кругу. Дети становятся в круг на ковре. Я вам по очереди буду давать наливное яблочко и называть волшебный предмет, животное, героя или сказку, в которой они встречаются, а вы должны, возвращая мне яблочко в руки, назвать, что волшебного сделал этот герой (предмет, животное). Дети, получая наливное яблочко, выполняют задание.

  • Золотое яичко;
  • Репка;
  • Рукавичка;
  • Водица из козьего копытца;
  • Горшочек каши;
  • Молодильные  яблочки и Живая и Мертвая вода;
  • Зеркало царицы.

- Какие вы умнички! Отгадали все мои загадки и поэтому заслужили подарок. Он в этом сундучке. Тетушка Загадушка показывает детям сундучок. Хотите узнать, что это за подарок? (Ответы детей)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает?

Дети отгадывают загадку.

Тетушка Загадушка.- Правильно, это книга с новыми интересными сказками. Открывает сундук, там водная раскраска с блеклыми изображениями сказочных героев.

 – Ой, что это? Вместо книги изображения сказочных героев, которые очень грустные и бледные. Что-то с ними не так. Кто-то сделал их серыми и заставил замолчать. Как узнать? Какой волшебный предмет в сказках позволяет увидеть все, что захочешь? (Ответы детей).

Тетушка Загадушка. – Давайте возьмем блюдечко с наливным  яблочком, да и посмотрим. Дети говорят все вместе слова и смотрят на блюдце.

- Катись, катись, яблочко наливное по серебряному блюдечку,

Покажи нам гор высоту и небес красоту.

Всю родимую Русь-матушку.

- Вы видите что-нибудь? А я вижу  Снежную Королеву.  Мчится она в карете, лошади белые, гривы у них снежные. Это она заморозила наших героев и отправилась в свой дворец. (Показ иллюстрации Снежной Королевы в санях)

- Я предлагаю отправится в сказочное путешествие во дворец Снежной Королевы, чтобы расколдовать и оживить наших героев. На чем же можно отправится в путь? (Ответы детей)

- Правильно, чтобы быстрее оказаться в сказке, сядем на ковер-самолет. (Звучит звук взлетающего самолета). Дети садятся на ковер и говорят слова:

1,2,3 взлетаем, глаза все мы закрываем,

 мы летим в страну чудес, мимо голубых небес.

1,2,3,4,5 можно глаза уже открывать.

Тетушка Загадушка. – Мы с вами в сказочной стране Лукоморье. А вот и избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. (Дети рассматривают иллюстрацию с избушкой).  Какие слова помогут найти в нее вход? (Ответы детей). – А на печи Баба-Яга – Костяная нога.  На стуле, оборудованным под печь сидит ребенок в атрибутах  Бабы-Яги и говорит детям:

- Зачем ко мне пожаловали, добры молодцы, да красны девицы? Волей или неволей? Дело пытаете или от дела лытаете? (Ответы детей) Ага, значит, сказки любите. Тогда присаживайтесь на свои места за столами и слушайте внимательно. Расскажу я вам как добраться в царство Снежной Королевы, если решите мою задачу. Только вот старая я совсем стала и слепая уже, да и буквы совсем забыла. Пусть мою задачу вам прочитает ваша тетушка. (Тетушка Загадушка читает отрывки из сказки, дети отгадывают ее название).

  • Появилась девочка в чаше цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

  • Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?  (Три медведя)

  • Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…(Айболит).

        Баба-Яга. – Хорошо, покажу я вам дорогу и дам волшебный клубочек, чтобы вы не заблудились. Но за это вы меня развеселите, а то мне так грустно одной в лесу густом. Гости ко мне редко приходят, да и в театр я не хожу, а я так люблю веселье. Покажите мне какую-нибудь сказку или ее отрывок.

        Тетушка Загадушка. – Ребята, мы же с вами в сказочном путешествии, тогда давайте ненадолго станем сами сказочными героями. Я предлагаю вспомнить отрывок из сказки «Лиса и волк»: «Как  серый волк в густом лесу встретил рыжую лису…» Игра-драматизация с атрибутами героев и иллюстрациями.  (Разыгрывают сценку 2-е детей)

        

        Лиса

Мужичка перехитрила и всю рыбу утащила!

Вот устала так устала, возле речки я гуляла.

        Волк

Лисавета, здравствуй!

        Лиса

Как дела, зубастый?

        Волк

Ничего идут дела, голова пока цела.

        Лиса

Где ты был?

        Волк

На  рынке.

        Лиса

Что купил?

        Волк

Свининки.

        Лиса

Сколько взяли?

        Волк

Шерсти клок…Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке…

        Лиса

Кто отгрыз?

        Волк

Собака! Ну, а ты-то где бродила?

        Лиса

Рыбу в проруби ловила. Только хвостик опустила,

Видишь, сколько наловила (показывает корзинку с рыбой).

        Волк

Рыбки тоже я хочу (тянется к рыбе).

        Лиса

Так поймай, я научу (прячет рыбу за спину).

Ты ступай, дружок к реке, сядь в укромном уголке,

Хвост свой в прорубь опускай и все время повторяй:

«Ловись рыбка большая и маленькая».

        Волк

Ну спасибо, Лисавета, помогла ты мне советом.

Где тут прорубь? Покажи!

        Лиса (показывает)

Не забудь, слова скажи!

        Баба-Яга.- Молодцы! Развеселили вы меня. Вот вам клубочек, куда он покатится, туда вы и ступайте. (Отдает детям клубок)

Дети идут за клубком и останавливаются около иллюстрации на которой, изображена Снежная Королева. Звучит музыка вьюги.

        Тетушка Загадушка. – Ребята, вы чувствуете, как стало холодно, наверное где-то рядом дворец Снежной Королевы. Как вы думаете, чего боится Снежная Королева? (Ответы детей)

        - Правильно,  тепла. Я предлагаю вспомнить и сказать добрые и теплые слова, с помощью которых Королева растает. Дети говорят слова и видят на столах воду в стаканчиках.

        - Снежная Королева растаяла, от нее осталась лишь вода, с помощью которой мы оживим наших героев. Садитесь на стульчики. Несколько детей подходит к мольберту и раскрашивают героев.

        Тетушка Загадушка.- Ой смотрите как оживают сказочные герои. Как всегда бывает в сказках, добро победило зло!

        - А теперь пора возвращаться в наш д/сад. Садитесь на ковер-самолет. Дети садятся на ковер, произносят слова под музыку взлетающего самолета:

        1,2,3 взлетаем, снова глаза мы все закрываем,

        1,2,3,4,5  вот и в группе мы опять, можно глаза уже открывать.

Тетушка Загадушка вместе с детьми в группе открывает сундучок и достает из него новую книгу сказок.

        - Наше путешествие закончилось. Вам оно понравилось? (Ответы детей) И мне тоже понравилось с вами путешествовать, вы очень умные и талантливые дети, и сказки хорошо знаете! Молодцы!

                                                Конец занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе «Сказка в гости к нам пришла»

Конспект занятия по развитию речи «Сказка в гости к нам пришла» (по мотивам сказки «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»)...

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «Сказка в гости к нам пришла» (По мотивам сказок: «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)

Образовательные: Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия. Активизировать речевые ...

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе «Сказка в гости к нам пришла» (по мотивам сказки «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»)

Программные задачи:Образовательные: учить детей правильно строить ответ на вопрос, поставленный воспитателем, отвечать полным предложением. Воспитывать интонационную выразительность речи, упражнять в ...

Конспект занятия по развитию речи. тема ,,В гостях у сказки,,.

Конспект НОД по развитию речи в средней группеТема: «В гостях у сказки»Цель:Углублять и расширять знания детей о сказках, развитие творческого воображения посредством работы над русскими н...