Конспект занятия по развитию речи. тема ,,В гостях у сказки,,.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

Тема: «В гостях у сказки»

Цель:

Углублять и расширять знания детей о сказках, развитие творческого воображения посредством работы над русскими народными сказками.

Задачи:

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание оказывать помощь, проявлять заботу.  Приобщение к театрализованным играм.

Создание положительного эмоционального состояния у детей во время музыкального сопровождения. Уметь выполнять музыкально-ритмические движения.

Развивать умение строить диалог в процессе общения и отвечать на вопросы полным предложением. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Развивать грамматический строй речи. Активизировать мыслительную деятельность детей. Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, подбирать слова с заданным звуком, развивать навыки словообразования. Находить звук в слове.  Уточнять и расширять словарный запас.  Умение разгадывать загадки; формировать фонематическое восприятие; упражнять в развитии чувства ритма; формировать интонационную выразительность речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_tema.docx47.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

Тема: «В гостях у сказки»

Цель:

Углублять и расширять знания детей о сказках, развитие творческого воображения посредством работы над русскими народными сказками.

Задачи:

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание оказывать помощь, проявлять заботу.  Приобщение к театрализованным играм.

Создание положительного эмоционального состояния у детей во время музыкального сопровождения. Уметь выполнять музыкально-ритмические движения.

Развивать умение строить диалог в процессе общения и отвечать на вопросы полным предложением. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Развивать грамматический строй речи. Активизировать мыслительную деятельность детей. Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, подбирать слова с заданным звуком, развивать навыки словообразования. Находить звук в слове.  Уточнять и расширять словарный запас.  Умение разгадывать загадки; формировать фонематическое восприятие; упражнять в развитии чувства ритма; формировать интонационную выразительность речи.

Предварительная работа:

  • Чтение русских народных сказок;
  • Разгадывание сказочных загадок;
  • Показ кукольного театра;
  • Прослушивание аудио сказок;
  • Речевые игры с детьми.
  • Книга со сказками, конверт с письмом, корзина, рукавичка, колобок, маски, грецкие орехи, корзинка с яблоками.

I этап. Организационный
Воспитатель: Ребятки, поздоровайтесь друг с другом.

Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь
1. Психогимнастика – приветствие (дети стоят в кругу, держась за руки).
Здравствуй - солнце золотое, 
Здравствуй – небо голубое, 
Здравствуй – легкий ветерок, 
Здравствуй – маленький дружок, 
Здравствуй – утро, 
Здравствуй – день, 
Нам здороваться не лень.

На полу лежит книга..

Воспитатель: Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги? Правильно, на книжной полке. Мы сейчас ее прочитаем и поставим на полку. воспитатель ее открывает - она пустая Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Ой, наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли. Здесь есть какое-то письмо:

«Сказка – это чудеса и волшебная страна.

В сказках много приключений,

много сказочных свершений.

Но  чтоб сказки вам найти,

нужно многое  пройти:

сложные задания,

забавные свидания.

Эй, ребята, торопитесь,

в сказках вы не заблудитесь!

И подпись: Ваши сказки».

Воспитатель: ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу?

А сейчас встанем  все в круг и  закроем  глаза

1,2,3, в сказку попади

Воспитатель: Ребята, чтобы двери открылись, нужно отгадать загадку:

Утащили злые птицы

Кроху-братца у сестрицы,

Но сестричка, хоть мала

Все же малыша спасла.

Что за птицы в сказке были

И кому они служили?

(Гуси лебеди и баба Яга)

Воспитатель  Очень хорошо. Двери  распахнулись  и теперь мы можем идти дальше.

Воспитатель: Посмотрите, мы с вами попали в сказочную страну. Нас встречает сказочное солнышко
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся. Оно поможет нам не заблудиться в этой стране.

(Воспитатель: Ребята, солнышко, по-моему хочет что то сказать? Оно говорит, что прислало нам волшебную корзинку. Где же она? Какая красивая корзинка. Посмотрим, что там лежит (воспитатель заглядывает в корзинку). Здесь лежат вещи из сказок . Давайте вспомним эти сказки я вам загадаю загадки-подсказки.

Задание «Угадай сказку»

Воспитатель: Это кто? (Колобок)  картинкой сказки «Колобок»)
- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).
- А что еще бывает такое же? (метод анализа).
(шар, мяч, яблоко, булка, конфета) 

- Что случилось с Колобком? (ответы детей).
- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок) 
(Воспитатель: Дети, а это из какой сказки? в корзинке есть рукавичка. (картинкой сказки «Рукавичка»)
- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная).
- А из чего она сделана? ( из ниток, из ткани)
- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей) .
- Для чего нужна рукавичка (руки греть, взять горячее).
- А кто жил в рукавичке? (ответы детей)

Как одним словом сказать-какие это животные? (Ответы детей)

Воспитатель: куда мы с вами пришли, и кто это нас встречает?

Ответы детей

Воспитатель: Здравствуй, Лесовичёк.  Пропусти нас, пожалуйста. Мы путешествуем по сказочному лесу.

Лесовичёк: Я буду читать отрывки из сказок, а вы скажите название сказки:

«Не садись на пенек, не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке!  »

(Маша и медведь) Молодцы, ребята.

«Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку»

(Репка)

«На столе стояли три миски с кашей. Большая миска была Михайла Потапыча, средняя – Настасьи Петровны, а самая маленькая – Мишуткина…»

                                                (Три медведя)

     Шла лисичка по дорожке,

     Нашла лисичка скалочку.

     За скалочку взяла курочку,

     За курочку взяла уточку!

                                               («Лисичка со скалочкой»)

«Прибежала лисичка к теремку, постучала и спрашивает, кто,   кто в теремочке живет? »

                                               (Теремок)

Лесовичёк  ( пропускает детей.): 

Молодцы, хорошо знаете сказки  Дает орешки, и говорит, чтобы их мы передали белочке

Там вдали за ручейком

В старом дубе белки дом.

Белка песни собрала,

В гости нас к себе позвала.

Ручеек мы перейдем

В гости к белке попадем.

Воспитатель: нам нужно перебраться на другой берег, но как нам это сделать?

Ответы детей

Пальчиковая игра с использованием грецкого ореха.
В руки я орех возьму
И немножко покручу,
Так, так и вот так 
Я орешек покручу, (Катание ореха в разных направления между пальцами.),
Я в ладошку положу,
Крепко я его сожму. ( Сжать орех в ладони.)
Не разбил орешек сам,
Белке я его отдам.( Показать орех на ладони.).

Белка: Спасибо ребята, а ещё я очень люблю ореховое варенье.

Воспитатель : Спасибо белочка. Мы отправляемся дальше.

Посмотрите , ребята –кого мы встретили?

Дети : яблоньку

Яблонька: Здравствуйте, ребята, помогите мне. Яблочки мои наливные собрать, а то ветки под их тяжестью ломаются. А на каждом яблочке интересное задание

(нужно продолжить фразу)

«ловись рыбка …»

«Петушок, петушок…», «Я колобок, колобок..»,  «стоит в поле теремок …»

Яблонька: Спасибо вам ребята за помощь. Вот вам от меня гостинцы-яблочки румяные-угощайтесь!!

Воспитатель: Спасибо! До свидания,  яблонька ,  нам пора . А вот и Солнышко опять появилось,

оно говорит ,что нам нужно возвращаться в детский сад

- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете сказки. (открывает книгу) Посмотрите, сказки к нам вернулись!   1,2,3,4,5 - вот  и в садике  опять.

Открываем  глазки.

Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Что  вам показалось   трудным?  А что больше всего понравилось в мире сказок?

Ответы детей

Воспитатель: Я хочу поблагодарить вас за доброту, сообразительность и желание прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

До свидания!

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть Добро навеки

Побеждает зло.


Конспект занятия для средней группы по развитию речи использованием ТРИЗ- технологий на тему «Домашние животные и птицы»

Образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация.

Цель: развивать у детей связную речь, а также такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, поисковая активность. Расширять представление детей об окружающем мире. 

Задачи:

Образовательные:

- обобщение и систематизация знаний о домашних животных и птицах, и их особенностях;

- учить понимать, оценивать чувства и поступки других;

- формировать заботливое отношение к домашним животным.

Развивающие:

-совершенствовать навыки ведения диалога, формирования фразы;

- учить распространять предложения путем введения определений, однородных членов предложения;

- развивать психические процессы (зрительное и устное восприятие, внимание, память, речь);

- развивать воображение;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к животному миру;

 - воспитывать культуру взаимоотношений, уважение друг к другу;

 - продолжать воспитывать культуру общения;

 - формировать доброжелательность в общении.

Активизация словаря: телёнок, корова, жеребёнок, лошадь, ягнёнок, овца, баран, гусёнок, гусыня, утёнок, пёс, щенок, селезень, хлев, сарай, друг, ссора, обида.

Предварительная работа: проведение занятия по развитию речи на тему

«Домашние животные и птицы».

Материал и оборудование: кукла наряженная бабушкой, картинки или маски изображениями домашних животных и птиц, сарая.

Используемые технологии (методы): ТРИЗ технология, проблемная ситуация, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика,  игра на сравнение систем, упражнение, игры на формирование умения выделять функции объекта.

Организационный момент: Занятие проводится с куклой-бабушкой.

Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам снова пришла бабушка Нина.

Бабушка: Здравствуйте, ребята!  Пару дней назад на ферме случилась беда. Животные на скотном дворе обидели свинку, сказав, что она грязнуля и лентяйка, потому что только и делает, что купается в грязи и нежится на солнышке. Свинка обиделась и уже второй день не выходит из сарая и ни с кем не общается.

 Воспитатель: Поможем, ребята, помериться животным и птицам со свинкой?

Дети: Да!

Воспитатель:  тогда поиграем в игру « В сарае»

Игры на сравнение систем «Теремок»  

Правила игры: детям раздаются предметные картинки с домашними животными и птицами. Один ребенок выполняет роль ведущего, в данном случае - свинки. Сидит в «теремке», в нашем случае в «сарае». Каждый приходящий в «сарае» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в сарайчике живет?»

Примечание:  В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.

Ход игры:   Похожести у объектов живого мира.

Дети:  Тук-тук. Кто в сарайчике живет?

Ведущий: Это я, свинка. А ты кто?

Дети:  Я кошка, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем кошка, похожа на меня, свинку.  

Дети: Мы оба любим погреться на солнышке.

Дети:  Тук-тук. Кто в сарайчике живет?

Ведущий: Это я, свинка. А ты кто?

Дети:  я баран, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем баран, похожа на меня, свинку.  

Дети: У меня такие же копыта как у тебя!

Дети:  Тук-тук. Кто в сарайчике живет?

Ведущий: Это я, свинка. А ты кто?

Дети:  я пёс, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем пёс, похож на меня, свинку.  

Дети: У меня тоже четыре ноги, как и у тебя!

Дети:  Тук-тук. Кто в сарайчике живет?

Ведущий: Это я, свинка. А ты кто?

Дети:  я курица, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем баран, похожа на меня, свинку.  

Дети: я тоже живу на деревенском дворе!

Возможные подсказки для детей : у нас один хозяин, ты и я домашние животные, у нас одинаковое строение: туловище, голова, 2 уха,  хвост , мы относимся к природному миру, живой природе и т.д.

Воспитатель: свинка немножко осмелела, когда к ней пришли другие звери и решила выйти из сарая. Давайте ребята теперь скажем свинке , что-нибудь доброе, о том какая она?  

 Упражнение «Комплименты»

Дети по очереди называю «комплименты» для свинки, начиная со слов  «Ах, какая ты….!» , « Ах, какое у тебя….!» , «Ах, как ты….!»

Дети:  «Ах, какая ты  весёлая, забавная!»

« Ах, какой у тебя пяточек, хвостик»! и прочие.

 Воспитатель: смотрите, ребята, какая свинка стала весёлая! Ведь у неё кругом друзья!

Пальчиковая гимнастика « У меня кругом друзья»

Со мной здоровался петух: «Ку-каре-ку!» — пропел он вслух.

(Ладонь вверх, указательный палец   опирается   на   большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх).

 «Ко-ко»,— услышал я от кур.

(Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении).

Мурлыка-кот мурлыкнул: «Муррррр...»

А пес Барбос, меня узнав, Пролаял вежливо: «Гав! Гав!»

(Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается).

 И протянул теленок: «Мууууу...» Мол, здравствуй, Скучно одному.

(Показывают рожки на голове).

 И воробей на ветке вмиг Чирикнул: «Жив я, чик-чирик!»

 (Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы — головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими).

 «Как хорошо, — подумал я,— Что у меня кругом друзья».

 (Развести руки в стороны, сомкнуть с другом в рукопожатии).

Воспитатель: отлично ребята, животные снова подружились со свинкой.

А давайте проверим как они дружны ли между собой?

Игра на формирование умения выделять функции объекта «Мои друзья»  

Правила игры: Ведущий просит детей называть себя в качестве какого - либо животного. Дети определяют кто они (берут роль домашнего животного или птицы). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему. Ведущий ребенок.

 Воспитатель: Я – свинка. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, дополнительные ответы: ветер, вода и т.д.).  

Воспитатель: Я – корова. Мои друзья, те кто даёт молоко ( коза) и те у кого есть копыта ( баран, овца, осёл, свинка, лошадь)

Воспитатель: Я – осёл. Мои друзья – это те, кто может перевозить тяжёлые грузы (лошадь), а ещё те, кто имеет копыта (коза, овца, поросёнок).

Воспитатель: Я – утка.  Мои друзья те, кто несут яйца (курица, гусыня, перепёлка).    

Воспитатель: Я – петух. Мои друзья те, кто умеют летать (селезень, утка, курица)

Воспитатель: а все вместе  они дружат потому что….?

Дети:  живут в одной деревне; на одной ферме; на одном дворе; в одном хлеву; у них один хозяин и т.д.

Воспитатель: Верно, ребята! И животные не обижаются друг на друга по пустякам.

Заключение:

Воспитатель: Давайте , что бы бабушка Нина была наверняка спокойной, что её животные вновь не поссорятся  напоследок поиграем в шуточную игру « Дразнилку».

Игры на формирование умения выделять функции объекта «Дразнилка».

Правила игры: Ведущим называется животное или домашняя птица. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.

Ход игры: Воспитатель: Кошка.

Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка … Воспитатель: Собака.

Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище….. и т.д.

Воспитатель:

 хорошо пошутили, ребята!  Думаю теперь домашние животные и птицы точно не будут обижаться  друг на друга.

Бабушка: Благодарю вас, ребята! И прощаюсь с вами, мне пора ехать домой, в деревню!

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе «Поможем Солнышку»

Дети стоят в кругу.

Собрались все детки в круг (стоят в кругу)

Я твой друг (показывают на себя)

И ты мой друг (протягивают руки друг другу)

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Воспитатель: -Дети, какое сейчас время года (Весна)

Проводится игра «Противоречия в весне»

-Вы любите весну?

- За что вы любите весну?

- Осенью с деревьев опадают листья, а весной?

- Осенью день становится короче, а весной?

- Осенью птицы улетают в теплые края, а весной?

- Что хорошего связано с весной?

- Что плохого?

Давайте ответим это нашей божьей коровке и украсим ее кружочками: хорошо-белым, что плохо-черным. В конце посчитать чего больше: плохого или хорошего.

Стук в дверь. В. открывает и находит черный ящик. Дети, как вы думаете, что в ящике находится? (мозговой штурм)

Воспитатель. открывает ящик, достает оттуда «Грустное Солнышко с одним лучиком»

-Дети, как вы думаете, что случилось? Почему у солнца всего один лучик вы думаете? (мозговой штурм)

Здесь в ящике записка «Рано радуетесь весне, я -Зима еще не совсем ушла! Я спрятала солнечные лучи, если хотите их вернуть, придется очень постараться и выполнить мои задания. Иначе весна без солнца у вас никогда не наступит! С приветом к вам Зима.»

Воспитатель. -Дети, а что будет, если весна не наступит? Значит, будем помогать Весне, найдем лучики нашего солнышка. Здесь еще есть карта маршрута, по которому мы будем передвигаться. Прямо пойдешь-задание найдешь

1 задание: показываем картинки

Загадка.

Средь героев сказки этой

Никого круглее нету (Колобок). Что еще бывает круглым (прямая аналогия)

Как бы вы спасли колобка? Задание выполнили- даю лучик

2 задание:Придумай загадку по картинкам:

1 вариант: Оранжевого цвета, но не белка, живет в лесу, но не заяц, ловит мышей, но не кошка.

2 вариант: Оранжевого цвета, как белка, живет в лесу, как заяц, ловит мышей, как кошка. В каких сказках мы встречали лису? А вот и лиса появилась (выставляю картину лиса с лисятами)

Давайте рассмотрим эту картину с помощью наших помощников-органов чувств. 1. Глаза. Смотрим как вподзорную трубу. краткое описание каждого предмета и объекта на картине.         3.задание: Стоит в поле Теремок.

Пальчиковая гимнастика:

На поляне теремок

На дверях висит замок

Из трубы идет дымок.

Вокруг терема забор

Чтобы не забрался вор!

Тук-тук-тук

Тук-тук-тук

Открывайте, я ваш друг!

Кто жил в теремочке? Посчитать, имитация движений животных. Чем закончилась сказка? А теперь там одно живет животное, которое вы  должны угадать  вопросы. (Медведь)

Наш мишка очень любознательный, он все про всех хочет знать, такая же как и вы. Он предлагает нам игру «Где живет?» (собака, одуванчик, улыбка, скворец, машина,).

Физпауза -Три медведя шли домой….

4.задание: Расколдуй сказку (символическая аналогия) Красная шапочка (зачитываю сказку)

А здесь сказка «Красная шапочка». Но, по-моему, что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.

Прием «Перевирание сказки» Дети исправляют неточности и отыскивают еще два лучика.

Итог занятия. Подсчет лучиков. Приклеиваем лучики к солнышкуСолнышко улыбается. Дети радуются приходу весны.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Приключения МИШКИ»

Цель. Развитие коммуникативной активности дошкольников. 
Способствовать развитию наглядно-образного, логического
 мышления; памяти, воображения детей. С помощью метода оператора РВС учить детей устанавливать причинно-следственные связи, формировать умения предвидеть последствия; Активизировать словарный запас детей, развивать речь.

Задачи.
Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей. 
Обогащать словарь детей.

Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе. 

Развивать творческое мышление, память, внимание.

Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

Оборудование. Игрушка МИШКА, лесные звери

каблучок от туфельки Золушки; помпон от шапки Незнайки, шпора от сапог Кота в сапогах, страница из букваря Буратино, краник от самовара из сказки «Муха-цокотуха»

карточки с заданиями; 

сундучок;

Ход НОД.

 Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с друг с другом.

Станем рядышком, по кругу

Скажем «Здравствуйте!» друг другу

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»Д

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

-Доброе утро!!!

Прежде чем мы начнем наше занятие нужно вспомнить правило.

Каждый день всегда, везде

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ты ответить, не шуми,

Только руку подними.

Дети садятся на стульчики полукругом. Воспитатель подводит детей к размышлению «Мне нравится, когда». Дети выдвигают версии ответов. Затем педагог озвучивает свою версию: «Мне нравится, когда приходят гости»

Воспитатель. У нас с вами сегодня тоже сказочный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть.

Игра «Данетка»

Воспитатель: Да это МИШКА , но необычный, а сказочны.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Это МИШКА. Поздоровайтесь с ним. Как вы думаете, каким образом он у нас появился?

Дети. Пришел.

Воспитатель. Как еще он мог появиться у нас?

Дети. Мог появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета, его могли принести в карзине и.т.д.

Воспитатель. Если мишка пришел, то на чем он мог это сделать?
Дети. На машине, санках, велосипеде...

Воспитатель. мишка говорит, что он появился у нас не просто так, а пришел попросить помощи. Дело в том, что наш мишка гулял в лесу со своими друзьями и случайно ушли слишком далеко. Туда, куда запрещено заходить, там обитают злые волшебники . За непослушание, леший запер  друзей в своем сундуке.

И теперь, чтобы освободитьих, нужно выполнить все задания Лешего. Но задания не простые, а сказочные, так как он очень любит сказки.

Ребята, вы готовы помочь? 

Дети. Да!

Воспитатель: Читает первое задание. «В стране Котляндии»

На столе разложены наборы карточек, рубашки которых, разные по цвету. Желтый цвет обозначает то, кем является кот, оранжевый цвет – его увлечение, голубой цвет – друзья кота, зеленый цвет – страна. Необходимо взять по одной карточки с каждого набора и составить рассказ.

Воспитатель: молодцы, с этим заданием справились.

Воспитатель. Ребята мы свами выполнили первое задание, и  Леший возвращает одного друга.

Воспитатель достает из сундучка второе задание. «Паровозик». Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных временных периодах. Например: зёрнышко, колосок, мука, тесто, пирог. Дети составляют «паровозик». Вариантов заданий множество, все они направлены на формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».

Воспитатель: Молодцы ребята с этим заданием мы тоже справились, и ещё  один дружок возвращается. Нашему гостю очень нравится, как вы справляетесь с заданиями. Воспитатель достает из сундучка третье задание, но прежде чем мы прочитаем следующее задание нам нужно отдохнуть, дети встают на физкультурную минутку.

 Физкультурная минутка: «Сказка даст нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем – и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

– Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево – вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

– Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам..

Красной Шапочки совет:

– Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.) 

 Воспитатель: Мы немного отдохнули и можем продолжать выполнять задания.

Следующее задание такое: «Потеряшки»

Ребята рассматривают предметы, картинки из сказок и определяют, чьи они, и в какую сказку отправятся предметы.

В сундуке лежат: каблучок от туфельки Золушки; помпон от шапки Незнайки, шпора от сапог Кота в сапогах, краник от самовара из сказки «Муха-цокотуха».

 Воспитатель: Ребята и с этим заданием мы справились, и еще один дружок вернулся. Давайте посмотрим, какое задание приготовил еще для нас Леший.

«Сказка – наизнанку».

 Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы.

 Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот.

Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди». 

Воспитатель:

Ребята посмотрите, мы справились и с этим заданием, еще один дружок вернулся на свое место. Давайте посмотрим, есть ли в сундучке еще задание. Ребята мы выполнили все задания и вернули друзей . Мишка со своими друзьями говорят большое спасибо за помощь и обещают больше не заходить в опасные места. Им нужно возвращаться в свой лес и рассказать всем друзьям и жителям, что вы умные ребята и справились со всеми заданиями Лешего.  Давайте с вами вспомним, какие задания вы с вами сегодня выполняли.

«Моя семья» Конспект занятия по развитию речи в средней группе

  

Задачи :

1.Формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.

2.Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.

3.Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов.

4.Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Предварительная работа:

1.Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.

2.Рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу.

3.Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

Материал: Семейные фотографии, пластилин, стеки, картон, дощечки, салфетки.

Ход занятия:

1. Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас проводится конкурс рассказов о самой хорошей и дружной семье. Чтобы победить в нем, нужно постараться очень интересно рассказать о своей семье».

- Ребята, как вы думаете, что такое семья?  /это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка/.

- Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?

- Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки?

- Как можно назвать их всех  одним словом? /семья/.

- Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? /только родственники/.

- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? /вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно/.

2. Игра с мячом   «Кто как трудится в вашей семье?» /договаривать: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, я/

ходит на работу -       

шьет –

зарабатывает деньги -

проверяет уроки –

ходит в магазин за покупками -   

учит уроки –

готовит пищу -  

ухаживает за цветами –

вытирает пыль -

моет посуду –

убирает в доме –         

гладит –

играет –    

стирает –

читает -     

мастерит –

3. Физкультминутка  «Кто приехал?» 

/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/

         Кто приехал?      /большими пальцами/

         Мы, мы, мы        /4-мя пальцами, кроме больших/

         Мама, мама, это ты?    /большими пальцами/

         Да, да, да   /указательными пальцами/

         Папа, папа, это ты?     /большими пальцами/

         Да, да, да   /средними пальцами/

         Братец, братец, это ты?        /большими пальцами/

         Да, да, да   /безымянными пальцами/

         Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/

         Да, да, да   /мизинцами/

         Все мы вместе, да, да, да!     /всеми пальцами/.

4. Игра  «Давайте справедливо распределим обязанности»

отец – зарабатывает деньги, готовит пищу, делает ремонт, убирает …

мама – зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, ухаживает за детьми, гладит…

сын – убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит…

дочь – моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, делает уроки…

бабушка – вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками…

дедушка – мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками…

5. Игра   «Какая у вас семья?»

         большая    маленькая

         дружная    заботливая

         трудолюбивая    веселая

         добрая       хорошая

         строгая      здоровая

         крепкая      счастливая

Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы  в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…/

Воспитатель: Я думаю, что в этом конкурсе победили вы все, потому что очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье.

А теперь, ребята, я предлагаю вам слепить дом в котором вы живете со своей

Технологии ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО

Аргеландер Ирина Геннадьевна

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

ТРИЗ это уникальный инструмент для:

- поиска нетривиальных идей,

- выявления и решения многих творческих проблем,

- развития творческого мышления, формирования творческой личности.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. На вопрос ребенка не стоит торопиться отвечать, необходимо предоставить ребенку возможность самому дойти до сути, до истины вопроса, наводящими вопросами помочь ребенку самостоятельно сделать открытия.

Основные функции ТРИЗ

1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.

2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых) .

3. Развитие качеств творческой личности.

ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

Положительные стороны ТРИЗ:

- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

 

 

 

 

 

Основные этапы методики ТРИЗ

1. Поиск сути

Перед детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо

Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь

3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).

Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.

Задания для размышления:

• Как перенести воду в решете (изменить агрегатное состояние- заморозить воду) ;

• Как спасти колобка от лисы?

Методы активизации перебора вариантов

Доказали, что на практике можно управлять творческим процессом, пусть в ограниченных пределах. К таким методам относятся:

• Метод фокальных объектов;

• Морфологический анализ;

• Мозговой штурм;

• Системный оператор;

• Метод противоречий.

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (МФО)

Одним из методов активизации, который помогает снять психологическую инерцию, является метод фокальных объектов.

Суть метода заключается в следующем. Перед нами объект, который надо усовершенствовать. Для усовершенствования на данный объект переносятся свойства другого объекта, никак с ним не связанного. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.

Для усовершенствования предметов или деталей при помощи метода фокальных объектов нужно придерживаться следующих правил

1. Рассматривая или изменяя какой-либо объект, например, яблоко, произвольно выбираем другой предмет, не имеющий отношения к яблоку (2 - 3 объекта) .

2. Как выбрать другой предмет? Это может быть любое слово из любой книги (его могут выбрать дети, умеющие читать). Можно предложить карточки с картинками, разложенные изображениями вниз, можно расставить игрушки или яркие предметы и попросить быстро назвать любой (любые) из них.

3. Предмет (предметы) найден. Предлагаем детям описать его, подбирая 5-10 определений. Для того чтобы помочь детям, их можно спросить: «Какой он (оно, она, они? » Например, выбрано слово «пингвин». Записываем (или обозначаем рисунком, символом, игрушкой) на доске подобранные определения: прыгающий, бегущий, летающий (в прыжке, плавающий, смеющийся, заботливый.

4. Подобранные определения подставляем к объекту, рассматривая полученные словосочетания: прыгающее яблоко, летающее яблоко, смеющееся яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко, заботливое яблоко. Можно обговорить все словосочетания, а можно взять самое интересное.

5. После того, как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо придать яблоку нужные качества. Для этого надо «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект.

«Летающее яблоко» - нужны крылья, надуть, как шар, и завязать веревочкой; яблоко внутри пустое, осталась одна кожура - оно легкое.

«Бегущее яблоко» - у яблока выросли ножки.

«Смеющееся яблоко» - у него должны быть рот и глаза.

Работать можно по одному из направлений:

- рассмотреть все словосочетания, найти для них реальный аналог в природе, придумать фантастический объект;

- вспомнить, в каких произведениях художественной литературы есть аналогичные объекты;

- выбрать одно из понравившихся словосочетаний (или самое непривычное) и составить о нем описательный (повествовательный) рассказ;

- составляя рассказ об объекте, использовать определения (частично или все) .

Морфологический анализ

Цель этого метода - выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

В дошкольном учреждении также удобно использовать фланелеграф для работы с морфологическим ящиком.

Метод «Мозгового штурма»

Наиболее известным методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время, является мозговой штурм.

Перед началом мозгового штурма четко ставится задача - вопрос.

С детьми мозговой штурм может возникнуть незапланированно при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной, во время игры - занятия, при обсуждении поступка, случая из жизни или события из художественного произведения.

Особенность проведения мозгового штурма с детьми в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.

Системный оператор

Система - это совокупность взаимосвязанных элементов и предметов, обладающая определенными свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов. Например, цветы в вазе - это система предметов, собранных в определенном порядке. Восприятие можно представить через три экрана: систему, надсистему, подсистему.

В жизни дошкольники ежедневно встречаются с массой проблем, вырабатывают свои критерии их оценки и находят решения. Всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает, как правило, метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания, например игрушки, разложить ее по деталям и даже «сконструировать» игрушку будущего.

Использовать системный анализ можно уже в младшей группе.

Метод противоречий:

1. Игра «Хорошо-плохо»

Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

Игра «Хорошо-плохо» проводится в несколько этапов.

I этап. Выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать: карандаш, шкаф, книга, лампа и т. д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо», а что «хорошо»; что нравится и не нравится; что удобно и неудобно и т. д.

II этап. Детям предлагаются для игры объекты или явления, вызывающие у ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной оценке: кукла - «хорошо», лекарство - «плохо» и т. д. В данном случае обсуждение идет в том же порядке, как и на I этапе, только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта или явления.

III этап. Когда дети научатся выделять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению положительных и отрицательных качеств в зависимости от условий, в которые ставятся эти объекты и явления.

IV этап. Игра проводится с разделением группы детей на две команды. В ходе игры одна команда называет только положительные, а другая только отрицательные стороны объекта или явления, предложенного для обсуждения.

2. Прием «Противоположные значения».

Прием «Противоположные значения» - еще один инструмент ТРИЗ, позволяющий подвести детей к пониманию противоречий между предметами и явлениями окружающей действительности. Этот прием очень хорошо усваивается дошкольниками.

 

Принципиальное отличие ТРИЗ от каких-либо методик и теорий в том, что это не сборник отдельных приемов, действий, навыков и не их формализация, а попытка создать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе и педагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве.Обретя навык мышления, отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии.