Методическая разработка "ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
методическая разработка по развитию речи

Головлева Любовь Евгеньевна

 ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Для нормального формирования и развития речи ребенка необходимы следующие условия: нормальный слух, нормальный артикуляционный аппарат, нормальный интеллект, хорошая, полноценная речевая среда. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы  пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

На сегодняшний день представлено множество методик по развитию мелкой моторики пальцев рук. Их предлагают такие авторы, как И. Агапова и М. Давыдова, Ю. Соколова, Е. Черенкова, О. Новиковская и многие другие,  

Наиболее заметной оказалась методика М. Борисенко и Н. Лукиной, которая дает полную картину развития мелкой моторики в соответствии с сенситивными периодами, т.е. с периодами возрастного периода ребенка, наиболее благоприятными для освоения определенного вида деятельности. 

Методическое пособие содержит таблицы, позволяющие спланировать программу занятий и практический материал по каждому разделу развития мелкой моторики. Приведены игры по развитию кистей и пальцев рук: на развитие тактильного восприятия, с водой, на нанизывание, с пластилином, с бумагой, мозаикой, на выкладывание и т.д.

Методика О. Крупенчук. В книге известного петербургского логопеда представлены пальчиковые игры – комплекс упражнений и массажа для развития пальцев рук. Систематическая тренировка пальцев рук способствует развитию речи, улучшает мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребенка.

Методика А. Хвостовцева. Предложенные в книге упражнения для пальчиков помогут развить мелкую моторику рук и  речь ребенка. Кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. С пальчиковыми потешками ребенок легко освоит азы математики, научится счету, осознает понятия "выше" и "ниже", "сверху" и "снизу", "право" и "лево".  Здесь можно  найти огромнейшее количество пальчиковых игр для детей разного возраста, "игры-просыпалочки" и "игры-усыплялочки", "пальчиковые зверушки" и "пальчиковый театр". 

Методика Г. Галкиной и Т. Дубининой. Цель занятий — развитие мелкой моторики у детей с речевы­ми нарушениями. За­нятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, про­водимые на материале различных лексических тем. Также в ра­боте используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, путницы, липучки, молнии и т.д.).

Методика О. Новиковской. В книге  представлены стихи и пальчиковые игры для детей дошкольного возраста. Стихи можно не только рассказывать, но и показывать, сочетая их с простыми движениями рук.  Игры, представленные в книге помогут ребенку научиться свободно владеть своими, не всегда послушными, пальчиками, разовьют координацию движений. Попутно малыш будет отгадывать загадки, запоминать небольшие стихи. В ходе игр-занятий расширятся представления ребенка об окружающем мире, словарный запас. Весь приведенный в книге речевой материал систематизирован по тематическому принципу и может быть использован педагогами на занятиях по развитию речи.

Таким образом, можно отметить, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка.

Кроме того, использование пальчиковых игр способствует приобретению подвижности, гибкости кистей рук, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться, улучшаются внимание и память.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Для нормального формирования и развития речи ребенка необходимы следующие условия: нормальный слух, нормальный артикуляционный аппарат, нормальный интеллект, хорошая, полноценная речевая среда. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы  пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

На сегодняшний день представлено множество методик по развитию мелкой моторики пальцев рук. Их предлагают такие авторы, как И. Агапова и М. Давыдова, Ю. Соколова, Е. Черенкова, О. Новиковская и многие другие,  

Наиболее заметной оказалась методика М. Борисенко и Н. Лукиной, которая дает полную картину развития мелкой моторики в соответствии с сенситивными периодами, т.е. с периодами возрастного периода ребенка, наиболее благоприятными для освоения определенного вида деятельности.  

Методическое пособие содержит таблицы, позволяющие спланировать программу занятий и практический материал по каждому разделу развития мелкой моторики. Приведены игры по развитию кистей и пальцев рук: на развитие тактильного восприятия, с водой, на нанизывание, с пластилином, с бумагой, мозаикой, на выкладывание и т.д.

Методика О. Крупенчук. В книге известного петербургского логопеда представлены пальчиковые игры – комплекс упражнений и массажа для развития пальцев рук. Систематическая тренировка пальцев рук способствует развитию речи, улучшает мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребенка.

Методика А. Хвостовцева. Предложенные в книге упражнения для пальчиков помогут развить мелкую моторику рук и  речь ребенка. Кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. С пальчиковыми потешками ребенок легко освоит азы математики, научится счету, осознает понятия "выше" и "ниже", "сверху" и "снизу", "право" и "лево".  Здесь можно  найти огромнейшее количество пальчиковых игр для детей разного возраста, "игры-просыпалочки" и "игры-усыплялочки", "пальчиковые зверушки" и "пальчиковый театр".  

Методика Г. Галкиной и Т. Дубининой. Цель занятий — развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в работе используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, путницы, липучки, молнии и т.д.).

Методика О. Новиковской. В книге  представлены стихи и пальчиковые игры для детей дошкольного возраста. Стихи можно не только рассказывать, но и показывать, сочетая их с простыми движениями рук.  Игры, представленные в книге помогут ребенку научиться свободно владеть своими, не всегда послушными, пальчиками, разовьют координацию движений. Попутно малыш будет отгадывать загадки, запоминать небольшие стихи. В ходе игр-занятий расширятся представления ребенка об окружающем мире, словарный запас. Весь приведенный в книге речевой материал систематизирован по тематическому принципу и может быть использован педагогами на занятиях по развитию речи.

Таким образом, можно отметить, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка.

Кроме того, использование пальчиковых игр способствует приобретению подвижности, гибкости кистей рук, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться, улучшаются внимание и память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития детей дошкольного возраста

Ни для кого не секрет, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Без игры не проходит ни один день пребывания ребенка в детском саду....

Музыкально-дидактические игры -как средство развития детей дошкольного возраста.

Содержание данной статьи может быть использовано в работе музыкального руководителя....

Дидактическая игра - как средство развития детей дошкольного возраста.

Этот материал предназначен для консультации педагогов или родителей. Материал говорит о значимости дидактической игры в жизни ребенка дошкольного возраста и о всестороннем развитии детей.  ...

Актуальность темы по самообразованию "Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста"

Дидактическая игра является игровым методом обучения детей, средством всестороннего развития воспитания личности. Через дидактические игры закрепляются знания и умения....

Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающ...

Консультация для родителей «Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста»

Деятельность, которую развивает дошкольник в процессе игры, оказывает огромное влияние на речь, мышление, а также умственное и даже музыкальное развитие малыша....