"Речевое развитие в работе воспитателя в соответствии с ФГОС ДО"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Кащук Оксана Станиславовна

В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями речевого развития. Практика показывает, что необходимо сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы для успешного развития речи старших дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_otlichnoe.pptx166.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Речевое развитие в работе воспитателя в соответствии с ФГОС ДО» Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории: Кащук О.С. 2018 год

Слайд 2

www.themegallery.com Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: • владение речью как средством общения и культуры; • обогащение активного словаря; • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; • развитие речевого творчества; • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению речи.

Слайд 3

Актуальность проблемы речевого развития Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Слайд 4

Условия успешного речевого развития. 1.Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. 2. Владение педагогом правильной литературной речью. 3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями. 4. Обеспечивание детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей. 5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи. 6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей. 7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции. 8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. 9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. 10. Поощрение детского словотворчества.

Слайд 5

www.themegallery.com Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности : бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми; старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения, отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы

Слайд 6

Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач речевого характера www.themegallery.com

Слайд 7

Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач : научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста. «Добрые приветствия» (цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились» и др.);

Слайд 8

www.themegallery.com Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. К реально-практическим ситуациям можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т.д. К игровым – ситуации с дидактической куклой.

Слайд 9

О.М . Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами игровых обучающих ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка и др. www.themegallery.com

Слайд 10

Ситуация общения – это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О.М., Горбаческая Н.Н., Терехова А.Н.). Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка. www.themegallery.com

Слайд 11

Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть: «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком); «Улыбка» (цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его); «Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия). www.themegallery.com

Слайд 12

Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО. Например, проект «Как рождается книга». Цель: развитие речевого творчества детей. Продукт — авторские детские книги сказок, загадок. www.themegallery.com

Слайд 13

Кузеванова О.В., Коблова Т.А. приводят примеры разных форм работы для речевого развития дошкольников: литературно-музыкальные праздники и гостиные, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, агитбригады, социальные акции, речевые газеты, книги - самоделки, проблемные ситуации, посиделки , интерактивные речевые стенды, календарь событий и др. Досуги по произведениям детских писателей вызывают у детей интерес к художественному слову, знакомят и учат понимать смысл жанровых особенностей литературных произведений. Они проводятся в форме непринуждённого общения с детьми. www.themegallery.com

Слайд 14

www.themegallery.com Показателем хорошего развития речи детей является участие в конкурсе чтецов. При подготовке к конкурсу дети учатся не только правильно проговаривать каждое слово, но и эмоционально передавать смысл произведения. Педагог при этом стремится развивать детскую речевую активность, тактично исправляя ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку).

Слайд 15

www.themegallery.com Развитию речевой активности способствуют игры-драматизации, которые развивают вкус и интерес к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности. В играх-драматизациях закрепляются и уточняются: словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, навыки словообразования и словоизменения, дети упражняются в составлении связных высказываний, развивают свою объяснительную речь.

Слайд 16

www.themegallery.com Театрализация привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует развитию у них коллективных умений, чувства взаимопомощи, взаимопонимания. В работе с детьми используются различные виды театров: перчаточный, пальчиковый, бибабо. В такой работе решаются следующие задачи: -обучение детей умению задавать вопросы; -обучение детей умению составлять предложения; -обучение детей придумыванию загадок, сравнений, метафор; -обогащение словаря детей; -развитие речи – рассуждения (объяснительной, доказательной); -развитие интонационной выразительности речи.

Слайд 17

www.themegallery.com Одной из нестандартных форм работы по развитию речи является лэпбук . Лэпбук – тематическая папка с играми и речевым материалом, который подбирается и изготавливается педагогом вместе с детьми или родителями в течение какого-либо периода. Лэпбуки направлены на развитие всех сторон речи (фонетику, лексику, грамматику и связную речь), расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества, подготовку к обучению в школе.

Слайд 18

www.themegallery.com Основная цель дошкольного образования – подготовка детей к обучению в школе. Поэтому одна из важнейших задач, которая прописана в ФГОС в области «Речевое развитие» – формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. Метод звуковой, поэтому сразу нужно помочь ребёнку разграничить понятия «звук» и «буква» (звуки слышим, говорим, буквы – видим, пишем). Также научить выделять звуки в слове, определять количество, последовательность и место звуков в слове – это звуковой анализ, учить составлять слово из звуков – это звуковой синтез.

Слайд 19

www.themegallery.com Организуя развивающую предметно-пространственную среду в старшем возрасте, следует учитывать, что в этом возрасте происходит единение речи с мышлением. Именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные театрализованные игры. Необходимо использовать мнемотехнические средства, символы, схемы, - как основу для запоминания. В группе необходимо иметь достаточное количество справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии, папки с разнообразным иллюстративным материалом, географические карты и атласы. Дидактические игры должны развивать не только речевую активность, но и познавательные интересы.

Слайд 20

Правильно подобранная развивающая предметно-пространственная среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом. Таким образом, правильно выбранные формы работы способствуют становлению коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности, а так же обеспечивают становление значимых для возраста личностных качеств. www.themegallery.com

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО .Тема"Составление описательного рассказа о посуде"

Конспект  разработан для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие".В конспекте интеграция образовательных областей "Познавательное развитие","Социально-ком...

«Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития дошкольника средствами ИКТ в соответствии с ФГОС ДО»

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющ...

Циклограмма планирования воспитательно – образовательной работы воспитателя в соответствии с ФГОС ДО.

Материал будет полезен начинающим педагогам. Для конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы, предусмотренной перспективным планом, воспитатель разрабатывает календарные п...

Циклограмма планирования воспитательно – образовательной работы воспитателя в соответствии с ФГОС ДО.

Для конкретизации и корректировки воспитательной - образовательной работы, предусмотренной перспективным планом, воспитатель разрабатывает календарные планы. Для удобства пользования планом педагог де...

План ежедневной работы воспитателя в соответствии с ФГОС ДО «Дикие животные весной»

Ежедневное планирование в подготовительной группе ТНР "Дикие животные весной"...

План ежедневной работы воспитателя в соответствии с ФГОС ДО «Транспорт»

Ежедневное планирование в подготовительной группе ТНР “Транспорт&rdquo...