Роль фольклора в развитии детей.
материал по развитию речи (младшая, средняя группа)

Захарчук Екатерина Владимировна

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детейУстное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_v_sadu.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Роль фольклора в развитии детей.

«Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста». Устное народное творчество (фольклор) – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верований.

Фольклор  имеют большое значение для познавательного развития, для развития образного мышления, фантазии и  способствует развитию речь детей, происходит активация пассивного и активного словаря детей и его обогащение. При ознакомлении с фольклор расширяются знания детей об окружающем мире.

Самое первое ознакомление детей с народным творчеством начинается с малых фольклорных форм, это в первую очередь - колыбельные песни, частушки, прибаутки, сказки, потешки, былины, предания.

Во время  чтения сказок у детей происходит развитие литературной речи, воспитание эмоционального и осознанного отношения к словесному искусству,  умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях.

  При работе с детьми раннего возраста, бывает сложно вызвать речевую активность у детей. На вопросы взрослого дети отвечают, одним словом или просто движением головы и улыбками. Нелегко вызвать у детей фразовую речь, а уж сложносочиненные и сложноподчиненные предложения используют в своей речи не все детей.

 Для выражения своих мыслей малыши используют в основном существительные и глаголы, редко используют прилагательные, наречия, практически не используют предлоги и местоимения. Например, на вопрос: ″Дети, скажите какой Медведь?″ многие ответят ″Большой!″. Хотя медведя можно описать как  неуклюжий, косолапый. Или на вопрос: ″Дети где у нас кубики?″ дети ответят: ″Там, тут″, или просто подойдут и покажут: « Вот!». Очень редко и не все дети могут ответить: на полке, в коробке, в ящике.

Часто на занятиях по развитию речи возникает одна и та же проблема – говорят в основном воспитатели и очень мало говорят сами дети, тем самым отмечается низкая речевая активность детей. Словарный запас детей исключительно мал, примитивен, в нем отсутствует красота русской речи.

Основное пособие, используемое в работе –

«Знакомство детей с русским народным творчеством» - авторов Л. С. Куприной, Т. А. Будариной, О.А. Маркеевой, О. Н. Корепановой.

В этой книге коллектив авторов предлагает конспекты речевых занятий, занятий по организации двигательной деятельности, занятий по ознакомлению детей с русской народной песней на основе использования фольклора.

В работе с детьми была использована методика и разработка  Гербовой В. В..  Большую помощь в работе оказывают статьи из журналов «Дошкольное воспитание» №7,-1990, №11.- 2010. Основная рабочая программа, используемая в работе – это программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой.

Основная цель работы: Вовлечение и знакомство детей с произведениями фольклорного творчества. И также формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору.

Для выполнения поставлены основные задачи:

1. Вызвать интерес у детей к народному творчеству, эмоциональный отклик детей на произведение;

2. Вовлечение детей пытаься самим рассказывать знакомые сказки, рассказывать самостоятельно по памяти потешки; вовлекать детей добавлять слова, заканчивать фразы 

3. Обогащать речь детей яркими образными выражениями из произведений русского фольклора.

4. В процессе звукоподражаний развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.

Для решения поставленных задач были созданны соответствующие условия:

  1. подобрали книги, книги-игрушки, книги-раскладушки, книжки-малышки, сказки-вкладыши, соответствующие возрасту детей;
  2.  наглядный материал (картинки, иллюстрации);
  3. настольно печатные игры, которые помогали бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания;
  4. фигурки персонажей знакомых детям произведений;
  5. разные виды театров (настольный, пальчиковый, кукольный, театр ложек);

Также оформлена полка эстетического воспитания, для того чтобы дети могли самостоятельно и в любое время любоваться красотой русских народных промыслов. Созданы различные картотеки по потешкам, прибауткам, малоподвижных-хороводным играм, пальчиковым играм, артикуляционной гимнастике, дыхательной гимнастике. Для того чтобы потешка, прибаутка, песенка, байка или сказка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание.

Очень хорошо помогает в деятельности детей  потешки и сказки, используя их в режимных процессах; - читаем на занятии сразу 2-3 потешки; - используем героев сказок на других занятиях.

Первые потешки и песенки, услышанные детьми, были в период адаптации. Ведь малышу тяжело, мамы рядом нет, а тут вдруг: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Мишенька хороший, Мишенька пригожий» или «В светлом теремочке выросла Катюша. Все ее любят, все ее голубят!»

И сразу у ребенка появляются положительные эмоции. Можно еще погладить малыша, обнять, сказать: «Не плачь, не плачь, детка, прискачет к тебе белка, принесет орешки для Машиной потешки».

Во время игры детям нравится, когда мы берем куклу Катю на руки и ласковым, нежным голосом начинаем припевать, покачивая ее: Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай, Бобик, не скули, мою дочку не буди. Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, мы показываем, как громко лает собачка Бобик (используем мягкую игрушку), может разбудить Катю. А когда купаем куклу в ванночке, говорим: «Теплую водичку льем на нашу птичку» и используем игрушечный кувшинчик. После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминают потешки и переносят их в повседневную игру.

Очень много рассказывается детям сказок. Это: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь» и т. д. Чтобы узнать, как же дети запомнили сказку и поняли ее, мы подбираются соответствующие игрушки и вносятся в группу, спрашивая у детей из какой сказки пришли эти герои. Также используется прием договаривания фраз из сказки «Жили-были …(дед и баба). Еще деткам очень нравится драматизация. Они с удовольствием участвуют в обыгрывании сказок.

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки началось с показа игрушек, которые выставлены на стол и для каждой подобрали загадку: «Кто рано встает, голосисто поет, деткам спать не дает?», «Идет мохнатый, идет бородатый, рожицами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает». Дети быстро отгадывают загадки, ведь загадываемый предмет находится перед глазами.

 Малые формы фольклора используем и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождаем потешкой, песенкой, чтобы вызвать радостное настроение. Так, при мытье рук и лица, говорим: «Чистая водичка моет мое личико, Митеньке – ладошки, а пальчики – Олечке». Или: «Кран – откройся, рот – умойся». Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры и веселую потешку.

Наступило время гулять, надо одеваться. И опять приходят на помощь наши любимые потешки. Во время одевания говорим: «Валенки, валенки, невелички маленьки, опушка бобровая, Ксюша чернобровая». Если кто-то медленно одевается, напоминаем: «Семеро одного не ждут» или замечаем, что Петя оделся неаккуратно, говорим: «Поспешишь – людей насмешишь».

 На прогулке мы отгадываем загадки, играем в подвижные игры «Стань-ка на дорожке, хлопни-ка в ладошки, Топни каблучками, потанцуй-ка с нами». Используем приговорки. Обращались к насекомым, птицам, растениям: к божьей коровке с просьбой полететь на небо, к улитке, чтобы она выпустила рожки.

Перед сном на помощь вновь приходит наш любимый фольклор. Особенно когда малыш первый раз ложится в садике спать. Легкое поглаживание по головке, по спинке и напевание нежной колыбельной в основном дает положительный результат: Баю, баю, баюшок, Баю-бай, баю-бай, Кладу Марсельку на пушок – Ты, собачка, не лай на пуховую кровать. И в гудочек не гуди, будет Ванечка крепко спать. Наших деток не буди.

Конечно же большую работу и проводят сами родители и чтобы держать их в курсе событий, была создана папка «Учите вместе с нами». В нее помещаются различные потешки, загадки, пословицы чтобы родители дома могли повторять этот материал со своим ребенком.

Анализируя результаты работы с детьми по приобщению их к устному народному творчеству, можно сделать вывод все наши дети проявляют интерес к произведениям устного народного творчества и эмоционально откликаются на произведения. Дети с интересом слушают сказки, потешки, загадки, любят рассматривать иллюстрации в книгах с народными произведениями. Очень нравится деткам смотреть инсценированные произведения устного народного творчества с использованием настольного и кукольного театров. В дальнейшей работе мы будем продолжать использовать все виды и формы детского фольклора.

Список литературы:

1. Гербовой В. В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика Синтез, 2006г.

2. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О.А. Маркеева, О. Н. Корепанова. - Знакомство детей с русским народным творчеством «Дошкольное воспитание» №7-1990, №11.- 2010

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – СПб: Акцидент, 1997г.

4. Народное искусство в воспитании детей. – Под ред. Т.С. Комаровой. Москва 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль фольклора в развитии детей.

В данной статье раскрывается значимость фольклора в развитии детей....

роль фольклора в развитии детей раннего возраста

роль фольклора в развитии детей раннего возраста...

Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Немалая роль в нравственном воспитании человека принадлежит искусству и литературе. Зн...

Собственный инновационный педагогический опыт «Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» - Ипкаевой Лилии Маратовны

В данном материале говорится о роли фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста. Подробно описана актуальность и перспективность, своебразие и новизна, оптимальность и эффективность испол...

Детско-родительский проект «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»

      Весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», находит свое место в устраиваемых народн...