Конспект занятия в разновозрастной группе 4-7 лет по развитию речи на тему "Обучение рассказыванию".
план-конспект занятия по развитию речи

Казиева Эльвира  Насивуловна

Конспект занятия по развититю речи  к сказке "Айога" в разновозрастной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_rasskazyvaniyu.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели №3 «Мы  посуду уважаем   всех вас в гости   приглашаем»

Конспект занятия по  речевому    развитию    в разновозрастной группе (4-7л ) на тему: «Обучение рассказыванию»

Цель: приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.

Задачи:

Образовательные: 

1. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина).

2. Формирование умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. 
        3. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения. 
        4. Расширение лексико – грамматических возможностей. 

Воспитательные: 

1. Воспитание интереса к художественной литературе. 

2. Поощрение желания помочь, сопереживать. 

3. Формирование способности к коллективному анализу. 

      4. Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним;

        5. Закрепление умения отстаивать свое мнение. 
        6. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.

Развивающие: 
        1. Активизация и обогащение словаря детей за счет глаголов и прилагательных. 
        2. Закрепление умения правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже. 
        3. Развитие творческих способностей, зрительного и слухового внимания. 
        4. Развитие вариативного мышления, умение использовать полученные ранее знания. 

Методы и приемы работы: беседа, обсуждение, чтение стихотворения, чтение сказки «Айога», сопровождающееся показом слайдов, игра.  

Оборудование и материалы: игрушка солнышко, зеркало, картинка куклу в нанайском костюме, ноутбук, презентация сказки, цветы по количеству детей.

Список использованной литературы: В.В. Гербова  «Развитие речи в детском саду». ФГОС стр. 56

     Этапы

деятельности

                    Деятельность       воспитателя

                           (содержание занятия)

Деятельность                     детей

1.Вводная часть

Организационный  момент.

Воспитатель показывает игрушку солнышко и читает стихотворение.

- Доброе утро! – птицы запели.

- Добрые люди, вставайте с постели!

  Прячется вся темнота по углам,

  Солнце взошло и идет по домам!

  И к нам солнышко заглянуло –

   Доброе, ласковое, нежное!

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга ласково. Для этого можно поиграть в игру. Правила этой игры такие: вы передаете друг другу игрушку солнышко, при этом говоря ласково имя ребенка, которому передается солнышко: «Доброе утро, Наташенька! Доброе утро, Лешенька!»

Воспитатель: Доброе утро, солнце! (поднимает руки вверх)

                        Доброе утро, детки! (разводит руками встороны)

Воспитатель: Взошло солнышко высоко, высоко и осветило нашу группу! Дети, я приглашаю вас присесть на свои стульчики.

Дети приветствуют друг друга, передавая игрушку по кругу.

Дети: Доброе утро, всем!

2. Мотивационно-ориентировочный

Проблемная ситуация

(или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.

Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.

Губы трубочкой сложу, всех я краше, погляжу!

  - Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало?

     - Ребята, рассмотрите себя в зеркало и расскажите о себе. Какие вы?

- Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо? Почему хорошо? - А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)

- Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда.

(По ходу стихотворения дети выполняют массаж лица.)

Ответы детей.

Дети рассматривают и рассказывают, кто-нибудь по желанию

Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)

3. Основная часть (работа над темой)

 

Воспитатель: А вы помните как называлась сказка, про девочку, которая очень часто любовалась своим отражением?

Воспитатель: Совершенно верно. (показ картинки куклы в нанайском костюме. А кто помнит какое домашнее задание я вам дала.

(Хвалит ребят, которые не забыли выполнить его. Напоминает, что старшие дошкольники должны более ответственно относиться к просьбам и поручениям взрослых, что ответственность – очень важное качество человека)

 Выслушиваю  концовки сказки, придуманные детьми. Помогаю  правильнее строить предложения, подсказывает более точные слова для характеристики объекта, ситуации. Интересуется, чей вариант концовки понравился ребятам.

Воспитатель: Какие вы молодцы, как вы умеете интересно сочинять сказки.

Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята! Сейчас мы отдохнём, проведём веселую физкультминутку.

Раз – два – три – четыре – пять (руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет загибаем пальцы)

Начинаем мы играть! (вращательные движения кулачками)

Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)

И головки опустили, (опускают голову)

А когда откроем глазки (поднять голову, отвести руки)

Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)

Сказка даст нам отдохнуть (махи руками)

       Отдохнем - и снова в путь! (отпускаем руки)

Воспитатель: А теперь ребята, я вам прочитаю до конца сказку и вы, узнаете, что же, на самом деле произошло с Айогой. В конце педагог показывает сказку целиком с показом слайдов.

После презентации  воспитатель  беседует с детьми.

 Беседа с детьми «Кто такая Айога».

Вопросы к детям:

- Кто такая Айога?

- Расскажите какая она по характеру? (самолюбивая, гордая, ленивая)

- Какие поступки Айоги вам не понравились?

- Какая по характеру мама Айоги? (добрая, трудолюбивая, заботливая)

- Почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? (матери было не безразлично, какая у нее растет дочь, она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями)

- Как можно охарактеризовать соседскую девочку? (отзывчивая, трудолюбивая)

- Кто виноват, в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?

- К кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками».

- Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться?

-А кому из вас, ребята, жалко Айогу?

- Какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку? (доброй, отзывчивой)

- А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?

- В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)

(Если остается время предложить детям)

- Давайте придумаем продолжение сказки, чтобы она была со счастливым концом. (дети придумывают концовку)

6. Определение основной мысли сказки.

Воспитатель: Как вы считаете, справедливо ли окончилась сказка «Айога»? (ответы детей)

- Чтобы быть красивой мало одного красивого лица. Айога - девочка безразличная ко всем, кроме себя, уже не кажется людям красивой.

Я предлагаю вам сейчас послушать пословицы, а вы выберите те, которые помогают раскрыть основной смысл сказки.      

По добру - добро, а по худу – худо.

Не гляди высоко: запорошишь око.

Лениться да гулять - добра не видать.

 Не по виду суди, а по делам гляди.

Дети садятся на свои места.

Ответы детей.

Пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно придумать концовку этой сказки.

Выполняют движения

4.Заключительная часть. Итог занятия. Систематизация знаний.

- Чему учит нас эта сказка? (ответы детей)

- А как вы помогаете родителям?

Игра «Букет добрых дел»

Каждому ребенку предлагается подумать, какой хороший поступок за сегодняшний день он может совершить, назвать его, взять цветок и  отдать его воспитателю, для того чтобы собрать «Букет добрых дел». Педагог обобщает, что какие все ребята молодцы, и какая получился  большой  букет  добрых дел.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий для средней группы по ФЭМП и Развитию речи

Конспект открытого занятия для родителей по ФЭМП (средняя группа), Конспект игры-занятия по развитию речи  (средняя группа)...

Конспект занятия в средней группе оздоровительной направленности по развитию речи, театрализация по русской народной сказке "Петушок и бобовое зернышко"

Конспект занятия в средней группе оздоровительной направленности  по развитию речи, театрализация  по русской народной сказке "Петушок и бобовое зернышко"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе Тема: «Рассказывание сказки «Бычок чёрный бочок - белые копытца».

Цель: содействие овладению умением слушать и понимать содержание литературного произведения, эмоционально воспринимать сюжет, сопереживать персонажам.  Задачи:Познакомить детей с содерж...

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по развитию речи "Лексические игры"

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по развитию речи "Лексические игры"....

Конспект занятия в средней группе: «В поисках сказок» (развитие речи)

Конспект занятия в средней группе: «В поисках сказок»( развитие речи).Развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок....

Конспект занятия НОД в группе младшего возраста по развитию речи «Наш друг светофор»

Познакомить детей со светофором, учить понимать значение красного, желтого и зеленого цвета “глаз” светофора, воспитывать культуру поведения на улице....

Конспект занятия во второй группе раннего возраста по развитию речи "Русская народная потешка "Заинька выходи, заинька попляши""

Учить детей проговаривать слова потешки вместе с воспитателем, имитировать движения, соответствующие тексту....