Консультация "Специфика работы по развитию правильной речи и формированию фонематического восприятия у старшего дошкольного возраста"
материал (подготовительная группа)

Перегонцева Олеся Владимировна

Специфика работы по развитию правильной речи и  формированию фонематического восприятия у старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика работы по развитию правильной речи и  формированию фонематического восприятия у старшего дошкольного возраста.

Я считаю, что основными задачами развития правильной речи у детей старшего дошкольного возраста являются:

1) развитие фонематического восприятия;

2) формирование правильного звукопроизношения;

3) подготовка к обучению грамоте.

Конечно, в первую очередь, в основе обучения лежит развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. У детей развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов. «К проблеме обучения детей с ФФН исследователи подходили с различных позиций. Так, Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной была разработана программа по обучению детей с ФФН. Программа включает в себя характеристику особенностей речевого развития детей ФФН, методические приемы их обследования, а также здесь представлены задания по развитию фонематических процессов, подобранные с учетом возрастных особенностей. Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Процесс обучения в данной программе охватывает три раздела» [33].

Я считаю что, к концу обучения дети старшего дошкольного возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка, владеть навыками звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры, уметь читать по слогам и писать слова печатными буквами, списывать небольшие тексты с доски.

Методика по формированию фонематического восприятия

Т.Б. Филечевой, Н.А. Чевелевой [22] предназначена для детей старшего дошкольного возраста с ФФН. Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых дней коррекционной работы. Проводятся индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия с детьми, в игровой форме. Изначально осуществляется работа на материале неречевых звуков, охватывая звуки, которые входят в систему данного языка. Кроме этого, проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Проводя именно такую направленность работы, можно добиться ускоренных и эффективных результатов в формировании фонематического восприятия.

В работе дифференцирования фонем исследователи выделяют шесть этапов:

На первом этапе происходит узнавание неречевых звуков. Второй этап предусматривает различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. Различение слов, близких по звуковому составу происходит на третьем этапе. На четвертом этапе ребенок учится дифференцировать слоги. На пятом этапе происходит дифференциация фонем. Шестой этап включает в себя развитие навыков элементарного звукового анализа. 

В методике В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко предлагают проведение фронтальных занятий в подготовительной группе для детей

с ФФН [13]. В данном пособии предусмотрены учебные и игровые формы и методы работы. Предлагается система упражнений для развития фонематического восприятия на логопедических занятиях, по развитию речи. Методика включает задания по анализу звуковых рядов из двух, трёх гласных звуков. Исследователи предлагают задания на воспроизведение слоговых рядов с одинаковым гласным или согласным звуком. На практическом уровне у детей формируются представления о гласных и согласных звуках, о звонких, глухих, твёрдых и мягких звуках, о слоге, слове, предложении.

В настоящее время проблемой развития фонематического восприятия занимаются Н.А. Лукина и И.И. Никкинен [19]. Методика ориентирована на развитие слухового восприятия, внимания и памяти для детей младшего и среднего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет). Методика включает в себя три этапа слухоречевого развития ребенка.

На первом этапе работа начинается на вызывание неречевого звука

с вырабатыванием комплекса оживления: ребенок начинает повизгивать, шевелить ручками, ножками.

Второй этап предусматривает различение неречевых звуков по их основным характеристикам, таких как громкость (громко-тихо); продолжительность звучания (длинный–короткий); направление звука; высота (высокий–низкий); ритм.

На третьем этапе дети учатся различать отдельные речевые звуки, звукоподражания по громкости, длительности звучания, высоте,

твердости — мягкости, интонации, ритму, направлению звука. Дети дифференцируют звуки, слоги, слова и учатся  соотносить их с предметами. На основе данных этапов была разработана система упражнений, позволяющих формировать реакцию на неречевой звук:

1. Восприятие слуховых сигналов, сопровождающихся показом картинок, игрушек, действий, связанных со звуковым сигналом.

2. Дифференцирование по способу воспроизведения: хлопки, притопы;

 по темпу: быстрые — медленные (постукивания, хлопки); по ритму (идут, скачут, бегут); по силе звучания: громкие звуки (идет медведь), тихие (кошечка крадется).

Были разработаны упражнения по воспитанию слуха.

Цель – это научить различать качества человеческого голоса: тембр, силу, интонацию, высоту, а игры на развитие фонематического восприятия учат:

- различать слова, близкие по звуковому составу;

- различать звукоподражания и слоги;

- различать звуковые фонемы, узнавать отдельные звуки в потоке звуков.16

Последний этап работы заключается в формировании у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Таким образом, проанализировав  вышеперечисленные методики дают нам право говорить о том, что все исследователи в коррекционно-логопедической работе демонстрируют важность развития фонематического восприятия у детей с ФФН.

Все взаимодополняющие методы и приемы, представленные

в коррекционных методика, можно эффективно использовать в процессе коррекционной работы с детьми различной возрастной категории, учитывая индивидуальные особенности детей и условия организации обучения.

Я считаю, что работа по формированию фонематического восприятия должна начинаться с развития слухового внимания и памяти. Дети старшего дошкольного возраста которые не умеют вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен научиться сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение. В первую очередь на это должны обратить внимание родители, при каждом искаженном произнесении звука ребенком, они должны исправлять ребенка, произнести данный звук правильно, по подражанию. Как показывает практика, формирование слухового восприятия очень помогает ребенку обрести правильное звукопроизношение, что в дальнейшем  влияет на учебную деятельность ребенка.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки детям старшего дошкольного возраста помогут  специальные игры и упражнения направленные на устранение дефекта. Таких игр очень много в логопедической практике.

Я считаю что именно в играх дети могут  различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, слова. Такие игры очень нравятся детям, они активно принимают в них участие.

      Таким образом, формирование фонематического восприятия является важнейшим условием для овладения детьми правильным звукопроизношением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образной речи и обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами

Предложенные игровые упражнения могут быть использованы педагогами детского сада,родителями в работе с детьми по развитию образной речи и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста....

Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...

Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Использование  методов  работы со сказкой в развитии  связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии связной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

АктуальностьВ современном образовании стоит задача, воспитания творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Одним из основных показателей уровня...

Технология «Нейрогимнастика», как средство коррекции фонетико-фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с ТНР

У детей с нарушениями речи отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигате...