"Развитие связной речи в дошкольном возрасте"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Воробьева Фарида Зиннуровна

 Обучение описанию, повествованию, пересказыванию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_avgust.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Младшая группа

 В младшей группе ведётся работа над следующими типами связной речи: описанием, повествованием, а также предусматривается обучение пересказу литературных произведений. Рассмотрение методики обучения целесообразно осуществлять исходя из этой классификации.

Обучение описанию

Работа по развитию описательной речи в младшей группе проходит в определённой последовательности. Поскольку описание содержит выделение самых разнообразных признаков объекта, на первом, подготовительном этапе обучения, необходимо научить дошкольников выделять и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают. С этой целью используются разнообразные игры и упражнения.

«Угадай игрушку» Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки. Вниманию детей предлагают 3-4 игрушки, отличающиеся несколькими признаками: мячи, разные по размеру и цвету; матрёшки в разных сарафанах и платочках и т.п. Затем сообщается что сейчас они должны узнать игрушку по описанию. Дети должны прослушать описание и сказать, что это за игрушка. В начале следует указать 1 – 2 признака, постепенно их число увеличивается до 3-4. Воспитатель: Он большой, круглый, красный, с жёлтой полосой. Про какой мяч я говорю?

«Выполни команду» Цель: развивать внимание и умение выделять признаки объекта. Определённой группе детей предлагают выполнить какое – либо упражнение, движение, действие. Основание для выделения такой группы – общие признаки в одежде, во внешнем виде или принадлежащих детям предметов. Воспитатель: Сейчас я буду отдавать команды, но выполнять их будут не все, а только те, про которых я скажу. Будьте внимательны. Подойдите ко мне только дети в белых носочках! Подпрыгните дети с синими флажками! Покружитесь дети с красными флажками!

«Скажи какой?» Цель: учить выделять признаки предметов. Воспитатель вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой либо признак. Воспитатель: Это груша. Дети: Она жёлтая, вкусная.

На втором этапе детей следует подводить к целостному описанию, т.е. структурно оформленному, содержащему все основные структурные части: начало – называние объекта, середина – перечисление признаков, конец – общая оценка предмета описания. Ведущий приём обучения в этом возрасте – совместное описание. Именно в младшем дошкольном возрасте наиболее естественная форма речи диалог, так как дети ещё не умеют планировать своё высказывание. Функцию планирования берёт на себя взрослый, он как бы беседует с ребёнком, но вместе у них получается описательное высказывание. Совместное описание может быть разным. Начинать рекомендуется со сравнительного, когда два объекта сравниваются между собой. Пофразовое параллельное описание, воспитатель задаёт содержание, говорит фразу об одном объекте, а ребёнок о другом. Для сравнения берутся сначала очень похожие объекты, одинаковые по названию: куклы в различной одежде или медведи, разные по окраске, с разными предметами в лапах; затем совсем разные: медведь и заяц, белка и лиса, яблоко и помидор.  Воспитатель: У меня медведь.                                                                            Ребёнок:   А у меня заяц.                                                                       Воспитатель:  У медведя коричневая шубка.                                           Ребёнок:  А у зайца - белая.                                                                      Воспитатель: У медведя маленькие круглые уши.                                    Ребёнок:  А у зайца длинные.                                                                    Воспитатель: Мишка любит мёд.                                                                  Ребёнок: А зайка - морковку.                                                                 Сопряжённое описание, воспитатель начинает фразу, а ребёнок её заканчивает. Воспитатель: Это … Ребёнок: Заяц. Воспитатель: У зайчика … Зайка любит… Он живёт… В данном случае воспитатель выделяет узловые моменты описательного текста, так называемые опознавательные признаки описания. Коллективное описание несколькими детьми.                              «Встань в круг» Цель: научить составлять коллективное описание игрушки. В комнату вносят новую игрушку. Дети берутся за руки и образуют круг, в центре которого игрушка. Первый игрок (вначале это взрослый) называет игрушку. Воспитатель: Это лошадка. 1-й ребёнок: Она серая. 2-й ребёнок: У неё длинный хвост. После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки. Эти же приёмы используются и при описании детьми предметных картинок. В описаниях по памяти (о своей любимой игрушке, домашнем животном, новом платье) используется приём параллельного описания.

Обучение повествованию

В обучении повествованию в младшей группе можно выделить два этапа. Первый этап – подготовительный. Содержание работы определяется особенностями повествования как типа речи. Повествование – это такой вид связной речи, в котором события развиваются во времени и логической последовательности. Наибольшую нагрузку при оформлении повествования принимают на себя глаголы, отражающие развитие действий. Поэтому на данном этапе особое значение имеет обучение детей умению определять последовательность событий, видеть возможности действия героев и их последствия: упал – заплакал, замёрз – побежал домой и т.п. С этой целью проводятся разнообразные игры, упражнения, инсценировки на активизацию глагольной лексики. «Разложи картинку» Цель: научить выделять начало и конец действия и правильно называть их. Детям раздают по две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; девочка стирает и вешает бельё сушиться) Ребёнок должен сначала назвать первое действие и показать первую картинку, затем назвать второе действие и показать вторую картинку. «Кто больше действий назовёт» Цель: научить подбирать глаголы, обозначающие действия. Детям задают вопросы, требующие использования при ответе глаголов. «Что можно делать с цветами?» (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать) Что делает дворник? ( подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что можно делать с мячом? (играть, бросать, ловить.) За каждый правильный ответ выдаётся цветная ленточка. В конце игры подводят итог: побеждает тот, кто наберёт ленточки всех расцветок. Второй этап обучения предполагает участие детей в составлении целостного повествования. Наиболее эффективная форма обучения – инсценировки с игрушками. Герои игр могут быть фигурками настольного театра, мелкими игрушками, плоскостными картинками. Начинать следует с инсценирования хорошо знакомого литературного произведения («Заюшкина избушка», «Теремок»). После того как произведение прочитано и показано при помощи какого-либо театра, взрослый предлагает  разыграть сказку ещё раз, но сюжет при этом несколько меняется. Например. В сказке « Теремок» участвуют не только действительные  персонажи сказки, но и другие звери – поросёнок, котёнок, ёжик. В сказке «Коза с козлятами» к козлятам в избушку приходит не волк, а заяц. Такие пересказы – импровизации нужны для понимания детьми, что рассказывать можно не только известные сказки, а их можно придумывать и самому.

Обучение пересказыванию

Методика обучения пересказу в младшей группе имеет некоторые особенности. Произведение, которое предлагается детям, должно инсценироваться с помощью игрушек, настольного театра или фланелеграфа (магнитной доски). Ведущий приём обучения, так же как и при описании или повествовании, - совместный или сопряжённый рассказ. Воспитатель: Посадил дед … Дети: Репку. Воспитатель: Выросла репка… Дети: Большая – пребольшая. Уже в младшей группе пересказ сказки часто сочетается с творческими заданиями типа: закончить сказку по – своему; передать диалог известного героя и нового, введённого в сюжет; придумать реплики героям, у которых нет диалога в оригинале сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Эффективные приемы и методы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что своеобразное недоразвитие речи является одной из наиболее характерных особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»

Знание педагогом  требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...