«Театрализованная деятельность – как метод развития речевой активности у детей раннего возраста»
методическая разработка по развитию речи

Большую тревогу  среди педагогов вызывают проблемы, связанные с развитием речи у детей. Нарушения речи у детей до 3-х лет, по степени распространенности, занимает третье место, относительно других нарушений (примерно 20%). Речь не является врожденной способностью, а формируется постепенно. Для успешного решения речевых задач я рекомендую широко применять театрализованную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№18 «Мишутка»

города Дубны Московской области

Конспект выступления

«Театрализованная деятельность – как метод развития речевой активности у детей раннего возраста»

Воспитатель

первой квалификационной категории

Хованова Е.С.

Дубна, 2019г.

Театрализованная деятельность – как метод развития речевой активности у детей раннего возраста.

Вторая группа раннего возраста.                  

                                        

План:

  1. Вступительное слово, актуальность проблемы;
  2. Перед детьми второй группы раннего развития  я поставила задачи;
  3. Театрализованная деятельность;
  4. Цели использования театральной деятельности;
  5. Положительный эффект театрализованных игр;
  6. Данное направление осуществляется циклично;
  7. Методы работы;
  8. Этапы работы;
  9. Комплекс игр, для развития речевой   активности во второй группе раннего развития, с применением  театральных атрибутов;
  10.  Схема  методов и приемов, которые я использовала;
  11.  Заключительное слово.

 

1.Вступительное слово.

Большую тревогу  среди педагогов вызывают проблемы, связанные с развитием речи у детей. Нарушения речи у детей до 3-х лет, по степени распространенности, занимает третье место, относительно других нарушений (примерно 20%).

Не многие понимают, что речь представляет собой сложный психолингвистический процесс. Это одна из высших психических функций организма.

Речь не является врожденной способностью, а формируется постепенно. Но предпосылки, необходимые для возникновения и развития речи, все же врожденные.

  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Отсутствие дефектов артикуляционного аппарата.
  • Сохранность анализаторных систем.
  • Сохранность и зрелость  ЦНС,   коры головного мозга.

 Необходимые условия развития речи у детей.

 Речь .

 Окружающая речевая среда.

При нормальном развитии, малыши с раннего возраста проявляют большой интерес к речи. Создают новые слова, чувствуют как смысловую, так и грамматическую сторону языка. Но при нарушении речевого развития, дети достигают лишь определенного уровня. И поэтому, нуждаются в помощи. Им необходимо  целенаправленное обучение. 

 Я считаю, что развивать речь ребёнка, необходимо  начинать с самого раннего возраста. Современная педагогика предлагает множество методов и приемов, позволяющих ребенку всесторонне развиваться, и, если необходимо, корректировать недостатки в развитии. Работая с детьми третьего года жизни, я столкнулась с этой проблемой. Изучив  ее, я решила внедрить в образовательный процесс театральную деятельность - как метод «обучаем играя».

В детский сад малыш приходит в возрасте  1.5 лет. В этом возрасте закладывается основа речевых умений, формируется потребность в общении, развиваются голосовые реакции, артикуляционный аппарат, фонематический слух, восприятие и понимание речи взрослого, подражание звукам и словам, запоминание слов, произвольность употребления усваиваемых слов в целях общения. В этот период очень важно развивать понимание речи, через расширение ориентировки в пространстве. Учить узнавать и называть признаки предметов, героев  рассказов, стихов, потешек. Понимать и соблюдать простейшие правила поведения.

В этот период я  проводила работу по развитию речи через режимные моменты, самостоятельную игру, занятия с развитием двигательной активности. А так же на занятиях по развитию речи  с использованием наглядных средств  (с игрушками, изображениями предметов или игрушек на картинках, с иллюстрациями, с театральными пособиями).

2. Перед детьми второй группы раннего возраста  я поставила задачи:

 

  1. развивать понимание речи,
  2. обогащать пассивный  словарь,
  3. учить подражать речи взрослого,
  4. учить использовать  речь, как средство общения с окружающими.

Главная задача – развитие активной речи  (воспроизведение слов и коротких  фраз), для свободного общения со  взрослыми и детьми.   Ребёнок должен уметь задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления.

  

3. Для успешного решения этих задач, я рекомендую широко применять театрализованную деятельность.

 

 Она является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает фантазию, воображение, память. Учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия «добра и зла». Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу. Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать - для детей это настоящее чудо!

 4. Цели использования театрализованной деятельности:

 

  • развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;
  • обогащение словаря детей, активизация его;
  • совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй;
  • способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками,
  • развитие художественного вкуса.

5. В процессе театрализованных игр:

 

  1. расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
  2. развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
  3. происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, артикуляционного.
  4. активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
  5. совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  6. развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
  7. развивается  выразительная публичная речь, ребенок учится не стесняться присутствия посторонних слушателей.
  8. развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
  9. стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

Развиваясь, в процессе театрализованной игры  ребенок постепенно переходит:

- от наблюдения театрализованной постановки взрослого - к самостоятельной игровой деятельности;

- от индивидуальной игры и «игры рядом» - к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей - к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

Следуя принципу «от простого, к сложному», многократно повторяю один и тот же содержательный материал. Пока это произведение не укрепится в памяти малышей. Известно, что детям раннего возраста свойственна инфантильная амнезия. Дети запоминают яркие события, и некоторое время их помнят, а затем воспоминания об этих событиях угасают и стираются из их памяти. По этому, я неоднократно, в течение учебного года, обращаюсь к одному и тому же сюжету.

6.Данное направление осуществляется циклично:

1.демонстрация сказки;

2. игра – театрализация;

3.закрепление изученного материала.

Этот цикл можно применять к любому литературному произведению, соответствующему данному возрасту.

7.Использовала методы:

 Демонстрация наглядных средств, беседа, «инструкции к действию», обучение названиям действий в процессе показа. Метод вопросов – и ответов, а так же приемы, нацеливающие ребенка на употребление конкретных слов (по образцу).

 Все это проводила в форме театрализованной игры или с элементами игры, совершенствуя речь малыша.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речевой активности, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: «учить играя».

8.Этапы работы:

  1. подготовка атрибутов;
  2. организация работы с родителями по изготовлению атрибутов и пособий;
  3. классификация театрализованных игр;
  4. консультация на тему: “Развитие речи через театрализованную деятельность”
  5. разработка картотеки;
  6. разучивание текстов, движений, мимики и т. д.;
  7. показ театрализованных спектаклей и мультфильмов;
  8. сотрудничество с музыкальным руководителем;
  9. разработка сетки занятий по театрализованной деятельности на учебный год;
  10. подведение итогов проделанной работы в рамках проекта, контрольные срезы и анализ результатов диагностического исследования.

На первом этапе  работы   по развитию активной речи большое внимание уделяла звукоподражанию, на втором - работе над звукопроизношением с развитием речевого слуха, дыхания, голоса, артикуляционного аппарата.

 На 2-ом году жизни, работая над развитием активной речи, я использовала  все доступные виды театров. Помогала ребенку овладеть ситуативными действиями, учила  сопровождать их словами.  Развивала способность подражания (малыш становился разговорчивым, не стеснительным). Обучала, игровым действиям с игрушками. Формировала условия для самостоятельной игровой деятельности,  таким образом, совершенствуя  речь малыша.

Дети любят слушать взрослого, они эмоционально отзываются на небольшие художественные произведения. А когда в этом участвует «живая» кукла, радости малышей нет придела. Даже приходя домой, они весело поют, «зайка, зайка, попляши…» или «мишка косолапый…».

 Я стараюсь, чтобы день проходил в игре. Дети, увлеченные игрой, легко обучаются, не утомляются, быстро адаптируются. Малышам нравятся развлечения и утренники. Они не боятся взрослых, весело и задорно участвуют в играх и конкурсах.

                

9.Комплекс игр, используемых мной, для развития речевой активности во второй группе раннего развития, с применением театральных атрибутов:

 

 Вид игры

Название игры

Цель

Потешка

Кто у нас хороший?

Учить детей общаться

Кукла-марионетка

Здравствуй, малыш, я Петрушка!

Взывать  положительные эмоции, учить общению

 Игра - инсценировка

Солнышко, ведерушко!

Развивать внимание, учить имитировать слова стихотворения

Игра развлечение

 Игры с мягкой говорящей игрушкой

Повторять за игрушкой не большие стишки. Понимать и воспроизводить текст.

Потешка

Киска- киска – киска брысь…

Вызывать положительные эмоции, и желание к

разучиванию.

Дидактическая игра

Кто пришел? Кто ушел?

Учить детей понимать, вопросы и отвечать на них.

Разучивание

А. Барто Идет бычок…

Учить детей декламировать стихотворение.

Потешка

Водичка, водичка, умой мое личико…

Воспитывать аккуратность, желание быть чистым

Музыкальная игра

Заинька, попляши…

Учить детей осмысл. двигаться под музыку.

Обучающая игра

Как говорят домашние животные

Учить звукоподражанию

Потешка

Ладушки – ладушки…

Повторять движения, играя.

Подвижная игра

Курочка и цыплята

Учить детей перевоплощаться  и передавать образ

Музыкальная игра

Мишка с куклой

Учить детей осмысл. двигаться.

Рассматривание иллюстраций

Цыпленок и утенок В. Сутеев

Учить соотносить рисунки с текстом.

Чтение

Колобок

Учить детей декламировать стихотворение Песенка Колобка.

Разучивание

 А. Барто Мишка.

Учить детей декламировать стихотворение

Подвижная игра

Мы потопаем как мишка

Развивать внимание, учить действовать согласно с текстом

Инсценировка (показывает воспитатель)

Колобок

Вызвать положительные эмоции, вовлекать детей в диалоги животных. Учить изображать животных

Дидактическая игра

Что на елочке?

Развивать внимание, воспитывать желание отвечать на вопрос

Потешка, Стихотворение Е. Благининой

Петушок, петушок…

Учить слушать и различать поэтический текст.

Настольный театр

Колобок

Учить детей, передвигать животных, согласно с текстом, произносить слова (коротк. фразу)

Чтение

Репка

Вызвать положительные эмоции, вовлекать детей в диалоги.

Потешка

Баю-баюшки-баю…

Повторять движения, играть самостоятельно.

Театр би-ба-бо (показывает  воспитатель)

Репка

Учить детей внимательно смотреть не большой спектакль

Разучивание

А Барто Слон

Учить детей декламировать стихотворение.

Игра - инсценировка

Мишка косолапый

Развивать внимание, учить имитировать слова стихотворения

Чтение

Курочка Ряба

Вызвать положительные эмоции, вовлекать детей в диалоги.

Спортивная игра

Повторяй за мной…

Развивать внимание, умение подражать, быстро переключаться

Просмотр мультфильма

Курочка Ряба

Учить детей внимательно смотреть мультфильм.

Разучивание

А. Барто Зайка

Учить детей декламировать стихотворение.

Просмотр мультфильма

Жили у бабуси

Учить детей внимательно смотреть мультфильм. А в дальнейшем инсценировать песенку

Музыкальная игра

Да, да, да! Муз.

 Е. Тиличеевой

Вызывать эмоциональный отклик на музыкальное произведение

Дидактическая игра

Вопросник.

Учить отвечать на вопросы

Дидактическая игра

Репка

Вопрос-ответ по иллюстрациям

Игра инсценировка

 Большие, маленькие ноги

Развивать внимание, учить имитировать слова стихотворения

Музыкально – ритмическая игра

Бубен наш мышонок взял

Учить детей слышать и воспроизводить ритм.

Подвижная игра

Раздувайся пузырь

Учить детей имитировать «надувание шарика». Тренировать дыхание.

Для того, чтобы ребенок овладел навыками общения, а речь его была выразительной, я старалась обогатить не только активный словарь, но и пассивный.

11. Заключительное слово.

На ряду с театральной деятельностью постоянно провожу: артикуляционную гимнастику; игры по развитию общей моторики; подвижные игры с речевым сопровождением; логоритмические игры с самомассажем, игры – подражания с речевым сопровождением; пальчиковые игры; игры с различными предметами и материалами

Все игры проводятся совместно с воспитателем, ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

 Все игры должны помочь ребенку как можно быстрее адаптироваться в детском саду. Сформировать в детском коллективе радостное настроение и эмоциональный комфорт. Вызвать у детей желание узнавать «новое» и принимать в этом процессе активное участие.

Мои воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют. Ранний возраст, по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Я стараюсь сделать все, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.

                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей 1 младшей группы.

План самообразования по теме "Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей 1 младшей группы" на 2019 -2020 учебный год направлен на развитие речи детей 1 младшей...

Консультация "Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей" консультация (младшая группа)

Консльтация "Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей "...

Театрализованная деятельность – как метод развития речевой активности у детей раннего возраста.

Театрализованная деятельность – как метод развития речевой активности у детей раннего возраста.Большую тревогу  среди педагогов вызывают проблемы, связанные с развитием речи у детей. Я счит...

Театрализованная деятельность как средство развития речевой активности у детей раннего возраста

Значение театральной деятельности в развитии речевой активности у детей раннего возраста....

Самообразование на тему « Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей 1 младшей группы»

Самообразование на тему « Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей 1 младшей группы»...

Отчёт по самообразованию на тему «Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей 1 младшей группы»

Отчёт по самообразованию на тему «Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей 1 младшей группы»...