Театрализованная деятельность как средство развития речевой активности у детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Данюк Светлана Петровна

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Театрализованная деятельность как средство развития речевой активности у детей раннего возраста.

Ранний возраст, особый период в жизни ребенка. Главным и важнейшим приобретением этого возраста – речь. Речь – специфическая человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Самым главным в речевом развитии детей данного возраста является стимулирование его активной речи. Поэтому важно именно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, способствуя полноценному развитию ребенка.

Развитие речевой активности в детском саду мы осуществляем во всех видах деятельности детей: через режимные моменты, самостоятельную игру, занятия с развитием двигательной активности, а также на занятиях по развитию речи с использованием наглядных средств. Но наиболее эффективная, на мой взгляд, театрализованная деятельность. Потому что театр для ребенка – это всегда праздник и яркие незабываемые впечатления.

Особенность театрализованной деятельности в раннем возрасте заключается в использовании театрализованных игр. Театрализованные игры – один самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. А играть дети любят в любом возрасте, особенно перевоплощаясь в кого-то или во что-то. В процессе этой деятельности стимулируется активность речи за счет расширения словарного словаря, совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонетический слух, восприятие и понимание речи взрослого, подражание звукам и словам, запоминание слов, произвольность употребления усваиваемых слов в целях общения.

Для того чтобы работа принесла положительный результат я преобразую предметно-развивающую среду таким образом, чтобы она обеспечивала творческое и речевое развитие детей на основе театрализованной деятельности, расположив близко друг к другу центр книг и центр театрализованной деятельности и ряженья.

В «центре книг» поместила книги по возрасту и по лексической теме, иллюстрации к сказкам.

В «центре театрализованной деятельности и ряженья» – ширму, предметы ряженья, шапочки, маски, декорации, пальчиковый театр и театр игрушек.

Оборудование расположила так, чтобы малыши могли свободно пользоваться ими, не прибегая к помощи взрослого, легко включались в игровую ситуацию.

Для решения поставленных задач всю работу я разбила на этапы:

1этап: формирование пассивного и активного словаря малышей с помощью игр-драматизаций;

2 этап: работа над звукоподражанием с использованием театрализованных игр;

3 этап: драматизация любимых сказок, с использованием упражнений для развития речи.

На первом этапе для развития речевой активности я формирую у детей раннего возраста умение слушать образную речь, запоминать разнообразные слова и речевые обороты .

Когда малыши пришли в детский сад, для установления эмоционального контакта с детьми, для их знакомства с группой, с игрушками я использую игры-драматизации, такие как:

игра – имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробушки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);

игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и спрятался за дерево);

игра-импровизация под музыку («Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку» и т.д.)

однотемные бессловестные игры-импровизации с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает педагог («Катя, Катя маленькая…», «Заинька попляши…», «Киска, киса брысь» и т.д.)

Театрализованные игры провожу с начала индивидуально, а затем со всеми детьми. Более смелого малыша сажаю на колени и приговариваю: «Поехали, поехали за грибами, за орехами…» или «Сорока-белобока». Так постепенно вовлекая одного ребенком в игру, все дети включаются в игровую деятельность: подходят ближе и выполняют простые движения. Таким образом, дети превращаются из пассивных слушателей в активных участников беседы, их речь заметно активизируется, и они уже с желанием вступают в речевое взаимодействие.

На втором этапе особое внимание уделяю звукоподражанию, используя для этого мягкую игрушку, резиновую фигурку или куклу из театра. Например: «Посмотрите, к нам гости пришла кошка. Как она мяукает?». Дети принимают участие в деятельности с большим интересом.

Для развития речевой активности в раннем возрасте я также использую коллективные задания со звукоподражанием, как один из эффективных методических приемов. Например: «Ребятки, сейчас мы с вами в лесу, и я превращаю вас в медвежат…» (дети ходят как медвежата и рычат), «Сейчас я превращаю вас в маленьких мышат. Вы стали такими маленькими, что я вас не вижу. А может быть я вас тогда услышу…» (дети пищат). Моментально группа наполнялась ожившими животными. Пассивных детей нет. Все малыши изображают то злого волка, то храброго петушка. Я сопереживаю вместе с детьми, показываю движения и голоса героев. Детки подражают мне. Закрепляем звуки, запоминаем определённые слова .

На третьем этапе выполняем  драматизацию любимых сказок с использованием упражнений по развитию речи. Театрализация сказок очень увлекает детей. Дети усваивают богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, малыши стараются говорить, чтобы их все поняли.

Перед инсценировкой сказки провожу предварительную работу, показывая небольшие этюды. В них я сама показываю образы героев и проговариваю их характер, например:  лиса: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша. И так каждый персонаж сказки я показываю и проговариваю.

Затем провожу драматизацию сказок в НОД по развитию речи, но рассматриваю это не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д.

Так например: пальчиковый театр «Репка». Дети проговариваем отдельные слова, коротенькие фразы по тексту сказки договариваем за воспитателем. При этом совершенствовалось умение детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки. Дети стараются отчетливо произносить слова и короткие фразы.

А после инсценировки сказки мы повторяем ее в различных режимных моментах играя в театрализованные дидактические игры («Назови сказку», «Расскажи сказку»). Использование таких игр формирует умение рассказывать сказки по алгоритму, развивает желание включаться в речевое взаимодействие, учит детей отвечать полными точными предложениями, активизирует словарь, способствуя развитию связной речи детей.

Так же для закрепления и обобщения знаний малышей о сказках я изготовила лэпбук «В гостях у сказки». С помощью театрализованных игр, представленных в лэпбуке, вовлекаю детей в диалог. Дети учатся отвечать на вопросы: что это? кто это? что лишнее в этой сказке? Что делает герой сказки? Это способствовало обогащению их активному словарю, развитию навыка фразовой речи, что благоприятно влияет на развитие их речевой активности.

Необходимо отметить, что театрализованная деятельность способствуют не только развитию умственной деятельности, но и тесно связана с совершенствованием речи детей раннего возраста: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй и способствует его речевой активности. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.

ТЕКСТ СТАТЬИ

Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в первой младшей группе детского сада, М.: Мозаика-синтез, 2012г.

Гончарова О.В. Театральная палитра, М.: ТЦ Сфера, 2010г.

Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников, М.: Вако, 2011г.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Диденко И. А., Королькова Е. А., Ансимова В. В., Кириченкова А. Н. // Социально-гуманитарные проблемы и вызовы в глобализирующемся мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2022г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022.  С. 53-56. URL: https://apni.ru/article/5001-teatralizovannaya-deyatelnost-kak-sredstvo-ra



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов — создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.

Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаем с раннего возраста.

В работе данного направления ставлю перед собой цель: формировать интерес детей к театрализовано - игровой деятельности, обогащать пассивную и активизировать разговорную речь воспитанников.

Задачи:

*вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности;

*целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря;

*формировать:

-потребности детей в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением;

-способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения детской художественной литературы;

* поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки);

*побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;

*формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам.

Данный опыт работы основывается на принципах:

• от простого к сложному.

• возрастная адресованность (доступность).

• наглядность.

• поощрение.

В группе созданы условия для организации театрализованной деятельности:

• Пополняются и обновляются атрибуты, вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизирующий его речь.

• Ежедневно вводятся в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни, игры - инсценировки с сюжетными игрушками, используется при этом фольклорный материал.

• Ежемесячно планируется демонстрация сказки с использованием разных видов театрализованной деятельности.

• Формируется, посредством театрализованной деятельности, опыт нравственного поведения, уважительное отношение друг к другу.

В рамках зонирования оформлены уголки: «ряжения», «театрализации», «книжный уголок», «музыкальный уголок».

Данное направление педагогической деятельности осуществляется по перспективному плану работы, которая проводится с запланированными сказками циклично, демонстрация сказки с использованием разных видов театра:

*Игры – театрализации. Прежде чем проводить игры-театрализации, нужно запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку, но и эмоционально им воспринято.

*Театр на фланелеграфе. Фланелеграф - картинки или персонажи выставляю на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираю из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

*Теневой театр. Для него использую экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

*Театр кукол. Атрибуты надеваются на руку, обычно действую на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки. После представления даю возможность детям пообщаться с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес детей после этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, играть дружно, не ссориться, полюбившиеся персонажи брать по очереди.

*Пальчиковый театр. Атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате, по ходу разворачивания сюжета, проговариваю слова.

*Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (колобок, заяц, лиса и т. д., пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы (Колобок, я тебя съем).

Использую самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. При этом необходимо помнить, что игрушки - персонажи спектакля должны храниться отдельно и использоваться только по назначению (для театрализованной деятельности). Нельзя давать их детям для самостоятельных игр, т. к. в этом случае они не будут восприниматься детьми как герои той или иной постановки.

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на «вопросы» кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью.

Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

В начале учебного года, театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру с куклой (игрушкой, знакомство с несложными сюжетами сказок, с пассивного участие в импровизациях; разыгрывания народных песенок, потешек, небольших сценок с использованием игрушек, фигурок плоскостного и настольного театра, театра кукол, пальчикового и перчаточного театра, знакомство с простейшими режиссерскими играми на материале сказок. Произведения малых фольклорных форм в каждой своей строчке несут и особое настроение, и законченный сюжет. Образное слово, повторы, привлекательные персонажи, доступные сюжеты вызывают у малышей радость, эмоциональный душевный отклик. Знакомство детей с разными видами театров я начала в младшей группе, заметив, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную, добрую атмосферу.

Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с персонажем, позволило мне в наблюдениях отметить что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки (“Курочка Ряба”, “Колобок”, “Репка”). С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому создаю в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощряю желание ребёнка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.

Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают отдельные фразы, сопровождая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё.

Занятия театрализованной деятельностью способствуют развитию у детей не только психических функций но, и, формируют художественные способности, творческий потенциал, межличностное взаимодействие, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку увидеть прекрасное в окружающем мире, приобщают его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

Важно, чтобы соблюдался принцип «от простого к сложному», многократно повторялся один и тот же содержательный материал, одни и те же игры на разных занятиях. При этом целесообразно использовать игры-разминки («Кто кричит?»«Птички в саду», упражнения («Как воет ветер?», этюды («Зайцы»«Котята», игры-импровизации («Дружок»«Снежинки», пальчиковую гимнастику («Ладушки, ладушки»«Пальчики гуляют», инсценировки («3а рулем»«Куклы собираются на прогулку»).

Для того, чтобы добиться определенных успехов в развитии речи посредством театрализованной деятельности я работаю (по этой проблеме) учитываю возрастные и психофизические особенности детей.

Можно выделить 3 этапа:

1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками, я показываю и называю разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т. д.). Одни и те же слова при последующих повторениях произношу, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.

На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия.

2 этап. Работа с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.

В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята»«Медведица и медвежата» и т. п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…»

3 этап. Проведение игр – театрализаций. Подбираю художественное произведение с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба»«Репка»«Колобок»«Теремок»«Волк и семеро козлят»). При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Т. о., проведению игры-театрализации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру-театрализацию «Колобок», провожу дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, учу изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации.

К 3 годам дети узнают персонажи сказок, знают их содержание («Курочка Ряба»«Репка»«Колобок»«Теремок»«Волк и семеро козлят»«Усатый-полосатый», С. Я. Маршака).

Театральная деятельность способствует не только развитию умственной деятельности, но и тесно связана с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованная деятельность как средство повышения речевой активности у детей дошкольного возраста»

Театр в детском саду надо делать не для того, чтобы в результате получилось  зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и вообр...

«Театрализованная деятельность – как метод развития речевой активности у детей раннего возраста»

Большую тревогу  среди педагогов вызывают проблемы, связанные с развитием речи у детей. Нарушения речи у детей до 3-х лет, по степени распространенности, занимает третье место, относительно други...

Консультация для родителей: "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста" (папка - передвижка )

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего м...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста (папка - передвижка)

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста (папка - передвижка)...

«Проектная деятельность, как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста».

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи. Речевое развитие согласно ФГОС ДО — это становление коммуникативной компетенции реб...

Театрализованная деятельность – как метод развития речевой активности у детей раннего возраста.

Театрализованная деятельность – как метод развития речевой активности у детей раннего возраста.Большую тревогу  среди педагогов вызывают проблемы, связанные с развитием речи у детей. Я счит...