«Город, в котором я живу» Тема: «Мой любимый город»
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)

Баукова Ирина

Цель: Воспитание  у  детей  патриотических чувств, гордость за город, в котором  они   живут, за  свою  малую  Родину.

 

 

Задачи:

1)уточнить и систематизировать знания детей о родном городе;

2)расширить словарь по теме существительными, прилагательными и глаголами;

3)закрепить знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях;

4)совершенствовать грамматический строй речи: согласовывать слова   в предложении в роде, числе, падеже;

5)закреплять умение составлять рассказ по схеме синквейна;

6)закреплять умение наращивать предложение;

7)развивать  у детей: внимание, память, мышление.

 

 

Предварительная   работа  педагога:

посещение   Краеведческого   музея   города;

рассматривание  иллюстраций в книге - фотоальбоме  города  Балаково под

редакцией И.Д.Тарана;

беседы  об архитектуре  города,  дидактическая  игра «Путешествие   по городу»,

беседы  об  истории    города;

прослушивание  аудиозаписи  песен  и стихов о родном городе;

 

 

 

Оборудование  и  материалы:

 

фотографии  с видом  старого  и  нового  города,  карточки-символы: слово-предмет, слово-действие, слово-признак, карточка-символ  предложения, модель   автобуса  из картона, сердечки  для игры  «пожелания городу»,

доска, стульчики, мяч.

 

 

Ход НОД.

Мотивация.

 

 

 

1.Организационный  момент.

Логопед   обращается  к детям.

- Дети, сегодня  мы с вами  на этом автобусе (показывает на модель автобуса, внутри стульчики в два ряда) отправимся на экскурсию по  нашему городу по старой его части. Чтобы попасть в автобус нужно ответить  на следующие вопросы:1)дети, как  называется  наша страна, в которой мы живём?  (Россия); 2)как называется  наша область, в которой мы живём (Саратовская область3)чем  является для  всех  нас  Россия? (Родиной);4) как называется город, в котором мы живём? (Балаково);  5)ребята, на какой  великой  русской  реке стоит  наш  город?  (на Волге).

Балаково-город, в котором мы с  вами  родились  и   живём.  Место, где человек  родился и живет, и называется  нашей  малой  родиной, как в  стихотворение   Зои  Александровой  о родине

Родина.

Если   скажут   слово «Родина».                    

   Или  степь, от  мака   красная.

Сразу  в  памяти  встаёт.                                                                                        Золотая  целина.

Старый  дом, в саду смородина.                                                               Родина   бывает  разная.

Толстый  тополь  у ворот.                                    Но у  всех  она  одна.

(после  ответа на вопросы  дети  проходят на стульчики в автобус)

 

-Ребята, так  как  же  называется  наша малая  родина?  (Балаково)

Балаково - это слово-предмет  (логопед  вывешивает карточку-символ  слова-предмета на доску).

- Все разместились?  Сядьте  поудобнее. Поехали!

2.На экскурсию мы едем

– Город свой узнать хотим.

Вдоль по улице проедем

И в окошко поглядим.

2.Во время  движения  по городу  логопед   предлагает детям поиграть в следующе игры.

 

а) «Придумай  родственное   слово»  к слову родина;

-предполагаемые  ответы   детей: родной, родители, родня, родство, родинка.

 

б)  - Игра: «Подбери  слово-признак»

- Какие слова-признаки мы подберём к слову   родина.

-предполагаемые  ответы   детей: любимая, родная, моя, славная……..

Стоп! Смотрите прямо –

Что же перед вами?

Во время  остановки  логопед  вывешивает  на  доску  карточку-символ  слова-признака.

 

 

1.     Первая остановка: дом  музей В.И. Чапаева   Заходим  в музей (рассматривание  фотографий) - приложение №2 .Герой  гражданской  войны В.И. Чапаев родился  в  нашем городе в бедной  крестьянской  семье. Отец  его был  плотником, зарабатывал на жизнь, строя  деревянные дома.

Внутри  деревянного  мы видим  крестьянский  быт того времени: большая русская печь, деревянная  кровать, лавки, гармонь, самовар и керосиновая  лампа. С  самого рождения  Василий  жил  в этом  доме  вместе  с  родителями, пока его не призвали  служить в царскую армию.

2.     Вторая  остановка: бывший   магазин  купца  Шмидта, (рассматривание  фотографий) приложение№3.Магазин  построен  в  стиле   русского  модерна.  Фасад  здания  украшен

скульптурами   греческих  богов: бог плодородия, бог торговли, бог  охоты.

 

3.    Едим   дальше, во время  движения  рассматриваем  старинные  особняки  города с элементами

украшения  фасадов (приложение №.4).Балаковские   купцы  украшали  свои  здания  изящной  каменной  резьбой. Крыльцо  каждого  особняка  отделано  фигурными   металлическими  украшениями.

Крышу    каждого   купеческого   здания   украшает  изящный  флюгер - (приспособление   для  определения   направления  ветра).

 

4.   Следующая  остановка: усадьба  Мальцева (рассматривание фотографий) приложение №5.

Богатейший  купец   нашего  города   Паисий   Мальцев  построил  красивейший  особняк в стиле итальянских  дворцов,  которые  называются  палацио.  Внутренние   интерьеры   украшены  изящной  лепниной, зеркалами, медальонами. Полы в усадьбе  сделаны  из драгоценных  пород

деревьев.

5.     Далее остановка - храм Св

ятой Троицы (рассматривание  фотографий) приложение№ 6.

Он   был  построен  на  средства  того же  купца  Паисия   Мальцева   в 1906 году из  белого камня – известняка  в старорусском  стиле  (один  шатёр).

На  фасадах храма (наружная часть любого здания) мы видим   икону-мозаику  Христа-Спасителя, икону - мозаику Пресвятой Богородицы.

 

6. Последняя остановка:  Краеведческий  музей (рассматривание  фотографий) приложение  № 7.

Краеведческий  музей-одно из  красивейших зданий города.  Материалы музея отражают историю  Балаково  от  удельного села, основанного старообрядцами в XVIII веке, и "пшеничной столицы Поволжья" XIX века - до современного города.    Музей занимает бывший  особняк  банкира-хлебопромышленника В.В. Голованова, построенный в начале ХХ века. Кирпичное здание музея с мезонином  (полуэтаж, расположенный на чердаке)  и мансардой (утеплённый чердак) в стиле неоготики является  памятником  архитектуры  местного  значения.

 

7.    В Балаково  на  каждом  шагу  старое  соседствует  с  новым (приложение  №8) С  шестидесятых  годов  двадцатого века в городе  началось   бурное  строительство жилых  домов, школ, детских  садов, а также  пяти   всесоюзных   строек.

Наша  экскурсия  подошла  к  концу.

Возвращаемся в детский сад. Выходим из автобуса, и  проходим   на  ковёр  для  проведения     подвижной  игры с   мячом.

3.   Игра: « Скажи  со словом  «городской»

транспорт -?    квартира -?   дом -?   парк -?   улица -?   театр -?   почта -?    школа -?   площадь-?

храм -? аптека -?   рынок -?   вокзал-?

Затем  дети  проходят  к столику, где лежат  сердечки  с  пожеланиями  и  играют в игру.

4.    Игра:  «Пожелания городу».

- Дети у нашего города было день рождения. Балаково  исполнилось  257 лет. В день  рождения  имениннику  принято  что-то желать  и  дарить (предлагаю взять сердечко и с пожеланием приклеить на доску).

- Я начну, а вы продолжите: - Пусть наш город …(растёт, цветёт, развивается, строится, хорошеет, процветает). Вы назвали слова-действия (логопед  вывешивает на  доску  карточку-символ   слова-действия).

- Посмотрите, как мы любим наш город, он весь в сердечках! Теперь отдохнём и поиграем!

 

5.Физминутка.

Дети    проходят   на   ковёр и  выполняют   пальчиковую  гимнастику, сидя  на ковре.

Пальчиковая    гимнастика: « Зимний  пирог».

- Затем   начинается  игра  с   мячом. Встанем в круг. Отбиваем мяч от пола. Каждый удар — слово.

6. Составление предложения и его удлинение.

 

Логопед: Балаково – это город?

Дети. Балаково – это город.

Логопед: Балаково – это красивый город?

Дети: Балаково – это красивый город.

Логопед: Балаково – это красивый город, который расположен на реке Волге?

Дети: Балаково – это красивый город, который расположен на реке Волге.

Что мы сейчас называли? (предложения). Вывешивается  на доску карточка-символ  предложения

- Молодцы! А теперь сядем за столы.

 

7.  Создание синквейна совместно с логопедом.

- Посмотрите, на нашей доске размещены карточки-символы, по которым мы с вами составим рассказ о нашем городе. Назовите слово-предмет (Балаково).

- Вспомните слова-признаки, которые мы подобрали о нашей  родине?  Эти же слова-признаки

подойдут и для нашего города, назовите два (родной, любимый).

- Вспомните названные слова-действия. Выберите и назовите три (растёт, цветёт, строится).

- Дети, придумайте  предложение  о  нашем  городе  (Я люблю Балаково).

- И последняя карточка-символ (вывешивается на доску). Назовите слова-предметы, которые вы вспоминаете, говоря слово Балаково (Родина).

Затем  дети, пользуясь  схемой   на доске  рассказывают  о нашем  городе.

Пример:

Балаково

Красивый,  родной

Строится, процветает, растёт

Я люблю    родной   город.

Родина.

 

8. Рефлексия.

Что  нового, ребята, вы  узнали  сегодня?   Что было самое  трудное?

Что  вам, особенно  понравилось  на  занятии?

 

- Дети, я приготовила для вас раскраски с изображением достопримечательностей нашего города (раздаются раскраски).  Дома раскрасьте их, а завтра утром устроим выставку.

 

 

 

 

 

                        

                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы   к  конкурсу   на  лучшую методическую  разработку

организации  непрерывной    образовательной  деятельности   с   детьми   дошкольного  возраста   «Мой  родной край-люблю тебя, горжусь тобою»

среди педагогических работников  дошкольных образовательных

учреждений  БМР

                                 Номинация: «Город, в  котором   я  живу»

                                 Тема: «Мой  любимый  город».

                                  Баукова   Ирина  Константиновна

                                  учитель-логопед  МАДОУ детский  сад №1

                                                                                                  код                    

 

                          Номинация: «Город, в  котором  я  живу»

                         Тема: «Мой   любимый   город»

Цель: Воспитание  у  детей  патриотических чувств, гордость за город, в котором  они   живут, за  свою  малую  Родину.

Задачи:

1)уточнить и систематизировать знания детей о родном городе;

2)расширить словарь по теме существительными, прилагательными и глаголами;

3)закрепить знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях;

4)совершенствовать грамматический строй речи: согласовывать слова   в предложении в роде, числе, падеже;

5)закреплять умение составлять рассказ по схеме синквейна;

6)закреплять умение наращивать предложение;

7)развивать  у детей: внимание, память, мышление.

        

Предварительная   работа  педагога:

посещение   Краеведческого   музея   города;

рассматривание  иллюстраций в книге - фотоальбоме  города  Балаково под

редакцией И.Д.Тарана;

беседы  об архитектуре  города,  дидактическая  игра «Путешествие   по городу», 

беседы  об  истории    города;

прослушивание  аудиозаписи  песен  и стихов о родном городе;

 

Оборудование  и  материалы:

фотографии  с видом  старого  и  нового  города,  карточки-символы: слово-предмет, слово-действие, слово-признак, карточка-символ  предложения, модель   автобуса  из картона, сердечки  для игры  «пожелания городу»,

доска, стульчики, мяч.

Приложение № 1:старая   часть  города   Балаково  «  вид  с птичьего полёта».

Приложение № 2:  в музее  В. И. Чапаева.

Приложение№ 3: бывший  магазин  купца  Шмидта.

Приложение № 4: старинные  купеческие  особняки с элементами украшения

фасадов.

Приложение№ 5 усадьба   Мальцева с  фрагментами  украшения внутреннего  интерьера.

Приложение № 6: храм    Святой  Троицы.

Приложение № 7: Краеведческий   музей   города.

Приложение № 8-старое  соседствует  с новым.

Приложение № 9: карточки - символы   предложения, слова-предмета, слова-действия, слова- признака.

                   ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по проекту «Мой любимый край, мой любимый город»

Закрепить знания детей об истории города, о достопримечательностях, узнать что-то новое о его прошлом. ...

Интерактивная прогулка по родному городу из цикла "Любимый город" c ИКТ

Интерактивное музыкальное занятие с использованием  мультимедийной слайдовой презентации из цикла «Любимый город» предназначено для детей 6-7 лет. Занятие  даёт возможность способствов...

Развлечение ко дню города "С днем рождения,любимый город!"

В сценарии развлечения представлены: песни, стихи о Родине, родном городе Смоленске , игры и конкурсы для детей и их родителей....

Презентация "«Куса – cторонки любимой краса!» (любимый город в стихах)

Наверное, Куса ничем не выделяется среди других малых городов России. Но она по-своему неповторима и очаровательна!...

История моего города, изготовление коллажа "Мой любимый город"

Кропо́ткин — город в Краснодарском крае России. Административный центр Кавказского района. Образует Кропоткинское городское поселение. Современный Кропоткин – активно развивающийся...

СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНОЙ ВИКТОРИНЫ К ЮБИЛЕЮ ГОРОДА «С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ, ЛЮБИМЫЙ ГОРОД НОВОКУЙБЫШЕВСК!» 2016 ГОД.

Музыкально-литературная викторина направлена на воспитание любви к родному городу, стремление изучать родной край; вызвать у детей чувство гордости за свой город, за свою страну....