Речевая готовность будущего первоклассника
консультация по развитию речи (старшая группа)

Голикова Елена Владимировна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_budushchego_pervoklassnika.docx139.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 49»

муниципального образования города Братска

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ

«Речевая готовность будущего первоклассника»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\i7.jpg

                                                Подготовила:

                                               Е.В. Голикова,

                                                  учитель-логопед

Одной из наиболее острых и важных проблем современного общества является проблема воспитания молодого поколения, в условиях стремительно изменяющегося мира. В 90-е годы возникла теория поколений, авторами и создателями которой являются ученые Нейл Хоус и Вильям Штраус. Их заинтересовал конфликт между людьми, при котором отсутствуют возрастные разногласия. Условно эти поколения называют Икс, Игрек, Зет и Альфа. В нашей стране они отличаются погруженностью в советское прошлое и мерой причастности к новейшим технологиям. В данный временной отрезок мы работаем с представителями поколения Зет (дети, рожденные после 2000года) и Альфа- (рожденные после 2010 года). Какими они будут в будущем еще трудно сказать, но все они должны быть готовы к обучению в школе. Готовность к школе - это не только обучение счету и чтению, не только покупка школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему справиться со школьной программой.

Вот три основные параметра школьной готовности:

- интеллектуальная зрелость;

- эмоциональная зрелость;

- социальная зрелость.

Основным критерием интеллектуальной зрелости является речь ребенка. Наша речь - процесс общения, поэтому готовность или неготовность к школе во многом определяется уровнем речевого развития. Чем лучше у ребенка развита речь до поступления в школу, тем быстрей ученик овладеет чтением и письмом. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.

Основными показателями речевой готовности являются:

1. Сформированность звуковой стороны речи.

Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа а-у-и; анализ обратного слога гласный — согласный типа: - aп; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Оцениваются умение работать со схемой слова,

разрезной азбукой, владеть навыками послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно

употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом, сохраняя смысл и содержание произведения. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

6. Достаточный уровень речевой коммуникации. Будущий первоклассник должен уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, последовательно выражать свои мысли.

7. Развитая мелкая моторика. Учеными давно доказано, что мелкая моторика

напрямую влияет на развитие речи ребенка, а в школьном возрасте оказывает прямое влияние на успешность усвоения учебного материала.

Современные родители, занятые своим самообразованием и поиском работы,

удовлетворяющей их потребности, часто подменяют живое общение с детьми на их занятия с гаджетами. Посредством интернета ребенок получает колоссальный поток информации, запоминая только нужную, но не в состоянии ее обработать и систематизировать. Начинает формироваться тип мышления, при котором человек воспринимает окружающий мир, как набор разрозненных, фрагментарных, мало связанных между собой образов. Такой тип мышления и сознания называется клиповым.

Конечно, необходимо учитывать, что интернет технологии - это неотъемлемая часть мира современного ребенка. Отобрать компьютер теперь не выход, а тупик в отношениях с ним. Значит надо искать альтернативу, менять условия и способы развития речи. Самыми первыми участниками и инициаторами новых форм общения с детьми, должны стать родители.

Давайте подумаем, как мы можем им помочь, соединив наш опыт и новые

технологии.

Рекомендации по развитию правильных речевых навыков.

- Создайте для ребенка его личное пространство, где будут находиться игрушки и игры, соответствующие современным требованиям, интересам и возрасту.

- Интересуйтесь его занятиями ненавязчиво и предлагайте свое участие, помня о том, что вы даете образец речевого общения, а ваш ребенок имеет меньше контактов с людьми, чем предыдущее поколение.

- Для развития общей осведомленности можно использовать умение ребенка делать фотографии на телефон, создавая цикл по разным темам: "Насекомые", "Птицы", "Времена года", "Сад-огород" и т.д. Важно потом просмотреть продукт своего творчества, запомнить названия, особенности, рассказать о них или придумать загадку. Задания такого плана

помогут систематизировать знания и обогатить словарный запас.

- Путешествуйте и совершайте с ребенком экскурсии по городу, сделайте

совместную видеосъемку значимых мест города. Не забудьте о названии города, своей улицы, № дома и № квартиры(ребенок должен знать свой адрес). А потом покажите это друзьям или членам семьи, предложив ребенку роль экскурсовода (текст приготовьте заранее). Фильмы можно снимать обо всем, но главное не количество, а умение рассказать о снятых событиях.

- Помните о том, что ваши дети- личности творческие, они любят природу и бережно к ней относятся. Научите их создавать клипы и фильмы о природе, людях, интересных событиях, озвучивайте и обговаривайте их. Это будет способствовать развитию связной грамматически правильной речи.

- Общение по Скайпу способствует развитию умения вести диалог. Остается одно -найти достойного собеседника. Предложите ребенку роль корреспондента с возможностью взять у кого-либо интервью, а затем прослушайте беседу. Это еще один из способов речевого общения и совершенствования стилистики речи.

- Подберите «умные» компьютерные и интерактивные игры, которые помогут освоить счет, выучить буквы и даже складывать их в слоги. Развивающих игр много, важно чтобы они соответствовали возрасту и интересам ребенка.

- Посещение детских развивающих центров поможет освоить навыки коммуникации и речевого общения; занятия рисованием, лепкой, выжиганием будут способствовать развитию мелкой моторики.

- Для релаксации и отдыха предложите ребенку прослушивание звуков моря, леса, весны, голоса птиц и т.д. Это не только успокаивает, но и способствует развитию слухового восприятия. Также благотворно влияет на развитие мозга классическая музыка.

Об этом можно более подробно посмотреть или прочитать у Т. Черниговской в лекции «Искусство и мозг».

- Эффективными методами взаимодействия с детьми нового поколения признаны сотрудничество, поощрение и похвала. Страхом, криками, угрозами добиться от них хороших результатов не получится.

- Самым проверенным способом развития речи является общение родителей со своими детьми. Вслушайтесь в речь своего ребенка и если услышите недостатки или дефекты ее развития - обратитесь к специалисту, важно начать логопедическую коррекцию еще до поступления в школу.

Резюмируя, можно сказать, что четкая внятная речь будущего первоклассника, правильное звукопроизношение являются залогом успешного речевого развития и предупреждает возникновение трудностей общения ребенка в коллективе и неуспеваемость в школе.

Желаю  успеха в обучении воспитании ваших детей !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность будущих первоклассников.

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе. Важны...

Доклад на тему: «Восприятие количества как одного из показателей математической готовности будущих первоклассников. Готовность дошкольников к успешному освоению математики в начальной школе».

Вопрос готовности детей к школе существовал всегда, но несколько десятилетий назад он был сформирован как проблема в связи со снижением сроков начала системного обучения. Готовность ребёнка к успешном...

Педагогическая диагностика стартовой готовности будущих первоклассников

Педагогическая диагностика стартовой готовности будущих первоклассников, проводимая совместно со школой...

«Речевая готовность будущих первоклассников»

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом....

Речевая готовность будущего первоклассника.

Формирование граммати­чески правильной, лексичес­ки богатой и фонетически чет­кой речи, дающей возмож­ность речевого общения и подготавливающей к обуче­нию в школе, — одна из...

Консультация для родителей. Речевая готовность будущего первоклассника.

Одной из важнейших задач при подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе как для дошкольных учреждений, так и для семьи является формирование грамматически правильной, лексически богатой, фонети...