Рабочая программа логопедического кружка для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Игнатенко Яна Николаевна

Рабочая программа кружка «Логопед и Я» представляет собой целостную, систематизированную модель педагогического процесса, предлагаемого для индивидуальной, коррекционной работы для детей с фонетическими нарушениями и фонетико-фонематическими нарушениями речи с 5 до 7 лет. Программа соответствует требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_i_ya.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

      муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

          детский сад № 71 «Каруселька»

 городской округ Мытищи Московской области

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ №71

____________Велигорская В. В.

«____»  _____________ 2018 г.

Рабочая программа

                             платного кружка «Логопед и Я»

для детей старшего дошкольного возраста с ФНР и ФФНР

Автор: Учитель-логопед Игнатенко Яна Николаевна

                                                                                 Рассмотрено на заседании

                                                                 педагогического совета

                                                                                 от «____»____________20__ г.

                                                             протокол № _______

Содержание

стр.

  1. Пояснительная записка

4

     1.1. Актуальность программы

5

  1. Научная обоснованность

6

  1. Направленность

6

2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента

     2.1. Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет

8

     2.2. Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

10

3. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим нарушением

10

4.  Организационный раздел программы

12

5.  Содержание коррекционно-развивающей работы

13

Литература

19

Приложение 2

20

Приложение 1

21

Рабочая программа

платного кружка «Логопед и Я»

для детей старшего дошкольного возраста с ФНР и ФФНР

Автор: Учитель-логопед Игнатенко Яна Николаевна.

Рецензенты:

Заведующий МБДОУ № 71 «Каруселька» Велигорская В. В.

Зам. Зав. по ВМР МБДОУ № 71 «Каруселька» Клюева Н. В.

Рабочая программа кружка «Логопед и Я» представляет собой целостную, систематизированную модель педагогического процесса, предлагаемого для индивидуальной, коррекционной работы для детей с фонетическими нарушениями и фонетико-фонематическими нарушениями речи с 5 до 7 лет. Программа соответствует требованиям Федерального государственного  стандарта дошкольного образования.

В программе выстроена система коррекционной работы, указаны задачи и содержание работы по постановке и автоматизации звукопроизношения.

Основной базой рабочей программы являются:

Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014 г.

«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Т. Б Филичева, Г. В. Чиркина.

«Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет» О. С. Гомзяк.

Пояснительная записка

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

В настоящее время в нашем ДОУ реализуется образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В связи с нарастающей тенденцией появления в  садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести есть необходимость в функционировании для таких детей платного логопедического кружка «Логопед и Я».  Модель логопедического кружка органично вписывается в систему ДОУ, результативна и малозатратна.

Программа составлена в соответствии с:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Декларацией прав ребенка;
  • Образовательной Программой МБДОУ № 71 "Каруселька".      
  •  Программой логопедической работы «Воспитание и обучение детей    дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Т. Б Филичева, Г. В. Чиркина.
  • «Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет» О. С. Гомзяк, 2013 г
  • Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
  • Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
  • Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.
  •  Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н.Лиманская.
  • а также разработками отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии.

   1.1 Актуальность программы.

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Недостатки устной речи могут являться причиной  ошибок в письменной речи. У 16,7%  будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии (Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка.

Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.

   1.2. Научная обоснованность

Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.  

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.Д.Элькониным.

В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г. А. Волковой, Л.С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О.В  Правдиной, Т. Б. Филичивой, Т.Б.Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи.

Базисным тезисом при разработке данной программы стала теория Н.А.Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, но по мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима к навыкам правильного звукопроизношения.

Программа опирается на следующие принципы:

•   системности;

•   комплексности;

•   деятельностный;

•   онтогенетический;

• общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

 1.3. Направленность

Цель программы: коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании фонематической стороны речи.

Задачи программы:

  • Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Постановка звуков и ввод их в речь.
  • Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений. 
  • Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта.
  • Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
  • Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
  • Профилактика нарушений письменной речи.
  • Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного   внимания,   слуховой  памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. 

Адресат программы: дошкольники 5-7 лет, имеющие нарушения:

1) звукопроизношения;

2) фонематического слуха.

Зачисление в логопедический кружок

В логопедический кружок зачисляются дети дошкольного возраста, по запросу родителя (законного возраста), посещающие дошкольную организацию, имеющие нарушения в развитии устной речи:

- нарушения произношения – фонетическое недоразвитие речи;

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Зачисление детей в логопедический кружок производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями ребенка. Выпуск детей из логопедического кружка проводится в течение всего учебного года по мере устранения речевых дефектов, которые определяются учителем-логопедом или по желанию родителя (законного представителя), расторжения договора.

Учитель-логопед проводит регулярные индивидуальные логопедические коррекционные занятия с ребенком, зачисленного в логопедический кружок, два раза в неделю, во второй половине дня, длительностью 25-30 минут. Частота проведения индивидуальных занятий также определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения  и запросу родителей, но не реже одного раза в неделю. Образовательная нагрузка на ребенка рассчитывается с учетом коррекционных занятий и не может превышать показателей максимальной учебной нагрузки применительно к возрасту.

На каждого ребенка, зачисленного в логопедический кружок, заполняется индивидуальная речевая карта, разрабатывается индивидуальный коррекционный  маршрут. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка. Как правило, первое занятие отводится для диагностики и планирования индивидуального маршрута ребенка.

Основная цель занятий – постановка и автоматизация звуков в различных фонетических условиях.

На занятиях осуществляется:

- закрепление навыков произношения изученных звуков;

- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

- расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных раннее звуков;

- закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

  1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента

2.1.Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.

Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).

В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.

  1. Возрастные особенности детей  от 6 до 7  лет.

В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.  Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи,  диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст:  ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

  1. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР), и ОНР IV уровнем речевого развития

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

К ОНР IV уровня отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.

Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.

Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ОНР IV ур. строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Исходя из неоднородности состава детей в логопедическом кружке (с ФФНР и ОНР IV ур.), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

                           

  1. Организационный раздел программы

Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта  позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.

Задачи:

  • Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
  • Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
  • Привитие детям навыков коммуникативного общения.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
  • Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
  • Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
  • Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
  • Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.

Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели:

  1. Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.

Модель организации коррекционно-образовательного процесса.

Этапы

Задачи этапа

Результат

1 этап

исходно-

диагностический

1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.

2. Проведение процедуры  логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.

Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач корр. работы.

2 этап

организационно-

подготовительный

1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.

2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования.

3.  Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования,  структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

Разработка коррекционного маршрута ребенка.

3 этап

коррекционно-

развивающий

1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.

Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей откло-нений в рече-вом развитии

4 этап

итогово-

диагностический

1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане).  

2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ – группы для детей с нарушениями речи.

Решение о прекращении логопедичес-кой работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедичес-кой работы.

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда  конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФН, ФФНР.

Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных занятиях. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений  создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы  используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.  К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей  позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

Форма организации обучения –  индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.

 В соответствии СанПинами продолжительность подгрупповых занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

   Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 25-30 минут.

Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

  • совершенствование мимической моторики.
  • совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).
  • развитие артикуляционного и голосового аппарата;
  • развитие просодической стороны речи;
  • формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
  • уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
  • формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
  • развитие диалогической и монологической речи.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.

Этапы индивидуальной коррекционно-развивающей работы по звукопроизношению

Подготовительный

Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к коррекционной работе.

    Задачи:

- вызвать интерес к логопедическим занятиям;

- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия  в играх и специальных упражнениях;

- формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

- в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики.

Формирование произносительных умений и навыков

    Задачи:

- устранение дефектного звукопроизношения;

- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

- формирование практических умений и навыков.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

• Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика):

Для свистящих: «Чистим зубки», «Качели», «Лопатка», «Накажем язычок», «Заборчик» , «Окно», «Мост», «Холодный ветер».

Для шипящих: «Трубочка», «Чашечка», «Лопатка копает», «Вкусное варенье», «Грибок», «Парус», «Фокус», «Теплый ветер».

Для сонорных:  «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Молоток», «Пулемет», «Пароход», «Пароход гудит».

• Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:

- З, Ш, Ж, С, З’, Л’ автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных;

- Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

- Р, Р’ можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

• Автоматизация исправленного звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он сразу вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

• Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово сразу включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным звуком.

• Дифференциация звуков:

С-З, С’-Ц, С-Ш;

Ж-З, Ж-Ш;

Ч-Т’, Ч-С’, Ч-Щ;

Щ-С, Щ-Т’, Щ- Ч, Щ-Ш;

Р-Л, Р-Р’, Р’-Л’, Р’-Й, Л’-Л.

      Совершенствование фонематического восприятия проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения. Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки.

          Планируемые результаты логопедической работы:

- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

- чётко дифференцировать все изученные звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Литература

1.Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014 г.

2.Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Академический проект, 2004.

3.Справочник логопеда/ Поваляева М.А. – Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

4.Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие / автор составитель Л.Н.Зуева, Е.Е.Шевцова. – М.:АСТ: Астрель, 2005.

5.Справочник дошкольного логопеда/ Т.В.Пятница, Т.В.Солоухина – Башинская. –тРостов н/Д: Феникс, 2009.

6.Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера,2008.

7.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

8.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова.-2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2007.

9.Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ: метод. пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС»,2013.

10.Методические рекомендации по постановке у детей звуков [С], [Ш], [Р], [Л].Пожиленко Е.А.

11.Методическое пособие для логопедов дошкольных образовательных учреждений/ Изд-е УНО администрации г. Уфы. 1999.

12. Миронова С.А. Развитие дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. 2-е изд. – М.:ТЦСфера, 2007.

13. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

14.Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – 4-е изд. – М.:Айрис – пресс, 2007.

15. «Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет» О. С. Гомзяк.

Приложение 1

Индивидуальная речевая карта

Дата обследования _____________возраст __________группа _______ДОУ_______

Ф. И. ребенка ___________________________________________________________

Мать/отец ______________________________________________________________

Обследование артикуляционного аппарата

Губы – нормальные, толстые, тонкие, загубные уздечки: норма, укорочены. Зубы –ровные, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, кариозные, отсутствуют__________

Прикус – норма, открытый передний, боковой, двустороннийй,  прогения (выдвижение вперед нижней челюсти), прогнатия (верхней челюсти). Язык – норма, массивный, маленький, вялый, оттянут вглубь рта____________________________

Подьязычная связка – норма, уздечка укорочена, короткая ______________________

Общее звучание речи

Голос – норма, тихий, громкий крикливый, сиплый, монотонный, назализованный, затухающий, звонкий, модулированный, слабый ____________ Темп речи – норма, ускоренный, замедленный _____________ Дикция – отчетливая, смазанная, невнятная, монотонная ___________Дыхание – норма, прерывистое _____________

Звукопроизношение

Условие

произнесения

звука

Звуки

примечания

С

Сь

З

Зь

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Р

Рь

Л

Ль

Изолированно

В начале слова

В середине слова

В конце слова

Логопедическое заключение ____________________________________________

____________________________________________________________________

                                                      Учитель-логопед______________Игнатенко Я. Н.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

План индивидуальной коррекционной работы

Ф. И. ребенка ______________________________________________________

Заключение: _______________________________________________________

Дата: начало коррекционной работы _____________20____г.

Основные направления коррекционной работы

1.

Развитие артикуляционной моторики:

-артикуляционные упражнения:

2.

Формирование правильного звукопроизношения:

3.

Развитие фонематических процессов:

4.

Работа над слоговой структурой слов:

5.

Совершенствование грамматического строя речи:

6.

Развитие просодической стороны речи:

Голосовых функций, темпа речи, интонации, речевого дыхания.

Окончание коррекционной работы _______________20___г.

Учитель-логопед _____________ Игнатенко Я. Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа танцевального кружка для детей старшего дошкольного возраста.

Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе танцевального творчества является одной из программных задач воспитания в детском саду. ...

Презентация рабочей программы по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста

Презентация программы по ОБЖ "Безопасность и здоровый образ жизни для детей старшего дошкольного возраста"...

Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».

Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия  для восприятия целостной картины истории своей...

Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».

Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...

Программа театрального кружка для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»

В процессе составления программы «В гостях у сказки» были разработаны основные критерии, позволяющие определять уровень развития творческих способностей детей средствами театрализованной д...

Рабочая программа «Обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)» В группе комбинированной направленности срок реализации программы 2019- 2020 уч. год

Рабочая программа в старшей группе на 2019-2020 учебный год Рабочая программа в подготовительной группе на 2020-2021 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Рабочая учебная программа разработана на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи (общее недораз...