Опыт работы по теме:«Развитие художественного восприятия, воспитание любви к художественному слову посредством формирования интереса и потребности в чтении у детей дошкольного возраста» в старшей группе
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Гузева Светлана Дмитриевна

Материал предназначен для формирования интереса и потребности в чтении  у детей 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ   №31 «Улыбка»

Опыт работы по теме:

 «Развитие художественного восприятия,  воспитание любви к художественному слову посредством формирования интереса и потребности в чтении у детей дошкольного возраста»

 в старшей  группе «Ладушки»

 

Подготовил воспитатель:  Гузева С.Д.

Ст. Егорлыкская

 

 Реализация первой годовой задачи  «Развитие художественного восприятия,  воспитание любви к художественному слову посредством формирования интереса и потребности в чтении у детей дошкольного возраста» осуществлялась мною в ходе работы по выполнению перспективно-тематического плана в старшей  группе; проекта  « У нас в лукошке всего понемножку»

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Я использовала разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми при ознакомлении с художественной литературой: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя  ; «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить  к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

-Чтение детской художественной литературы (сказки, были, рассказы, басни и т.д.). Чтение вслух приучает к вниманию.

- Беседы (этические) «Как беречь книгу», «Твоя любимая книга»

- Заучивание пословиц о книге, стихов, загадок о книге.

Проводили литературную викторину «По дорогам сказок»; Кукольные драматизации, в которых ребята были полноценными  участниками спектакля. Кукольный театр помогает  ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия

Детям предлагается широкий спектр игр:

-   сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин»,  

-   игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

-   игры – драматизации , которые   воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.

- настольно-печатные игры «Расскажи сказку», «Собери картинку»

- Словесные игры «Узнай героя сказки», «Закончи предложение».

 

 Большая  работа проводилась по развитию интереса у детей к книге. Утром  беседовали с ребятами на такие темы: « Что мы читаем?», «Моя любимая книга»; предлагали после чтения книги придумать вопросы к автору; творческие задания: придумать продолжение сказки; домыслить судьбу литературных героев;  провести  сравнительный анализ  художественных произведений.

Ребята принимали участие в конкурсе  чтецов  «Этот разноцветный мир»   Большую помощь   оказывает применение технических средств обучения: показ  презентаций о творчестве писателей, прослушивание звукозаписей.

 Работая по проблеме: «Развитие речи дошкольников, средствами малых форм фольклора», реализуя проект« У нас в лукошке всего понемножку», широко использую все виды фольклора   (сказки, песенки, пословицы, поговорки,  загадки,   и т.д) на НОД, в совместной  деятельности, в различных режимных моментах. Короткие фольклорные песенки, заклички, потешки,   – хороший материал для совместных повторов, заучивания. Сказки народные и литературные, поэтические и прозаические – это внимание к сюжету, создание образов. Слушание чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов. Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию.

Знакомство с устным народным творчеством пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений.  Было проведено интересное развлечение «В гости к дедушке Фольклору»; занятие «Развитие речи детей посредством фольклорного слова» (Путешествие по сказкам). Собрано много произведений  устного народного творчества.
 Необходимо   правильно отбирать художественные произведения, которые способствуют формированию литературного вкуса.    Они должны быть доступны, интересны детям, в них  должна заключаться проблема;  - предлагать детям  высказывать свои впечатления от прочитанных книг, понравившийся сюжет  отображать в продуктивных видах деятельности: лепке и рисовании, т.к это  способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение.

       Эффективность формирования интереса у дошкольников к художественной литературы во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи.

Проводились беседы с родителями (законными представителями):  о методах и приемах ознакомления ребенка с художественной литературой; о произведениях, определяющих круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

 -консультации:  «Фольклор в детском чтении и литературе», «Ребёнок и книга», «Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) художественной литературы через сказку», «Чтение художественной литературы»

-совместные мероприятия: «День открытых дверей, посвященный ко дню Матери»; родительские собрания («Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста», «Развитие речи детей в старшей группе»); Викторина «Мы — читающая семья»; Выставка - книг « Ценный экземпляр домашней библиотеке».  Родители с удовольствием делились своим опытом о том, как, и какую художественную литературу они  читают детям дома.

 Для родителей в папке-передвижке  имеется  консультативный материал по  теме:   «Развитие художественного восприятия,  воспитание любви к художественному слову посредством формирования интереса и потребности в чтении у детей дошкольного возраста»

-посещения на дому с советами, как организовать чтение ребенка в домашних условиях

Однако, многие родители мало читают детям художественную литературу, отсюда незнание детских писателей и их произведений, отсутствие интереса у детей к чтению книг.

 Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное. Каждой семье организовать вечера семейного чтения.

 Работа с  педагогами

Для воспитателей провела консультации:

- «Развитие креативных способностей дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»

-«Возрастные особенности читателя дошкольника»

-   «Воспитание будущего читателя»

Подготовила  и провела занятие по ознакомлению с художественной литературой , познакомив ребят  с произведением   Е. Пермяка «Самое страшное».

Участвовала в конкурсе  мастеров  художественного слова - «Слов русских золотая россыпь» 

Создание предметно - пространственной среды  (ППС)

Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Поэтому в группе мы красочно оформили книжный уголок разнообразной литературой по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги. энциклопедическая литература). С появлением новой книги в книжном уголке мы вместе с детьми знакомимся с ней, рассматриваем иллюстрации, напоминаем правила пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место).

Оформлен Центр  Книги. Здесь расположены: «Читай-дерево», сюжетно-ролевая игра «Библиотека», Д/игры: «Собери сказку», «Назови сказку», «Узнай из какой сказки»; правила книжного уголка, книги сделанные детьми совместно с родителями.

 Приобрели  детскую  художественную литературу в соответствии с возрастом, портреты писателей, иллюстраторов, дидактические игры для речевого развития детей, материалы для театрализованной и самостоятельной художественно – речевой деятельности.  

Провели детскую акцию «Книжка заболела…», где обучали детей практическим приемам «лечения книг». Организовали экскурсию в   библиотеку.  Оформили выставку совместных работ   детей « Рисунки детей по любимым сказкам. Необходимо  почаще организовывать и оформлять тематические выставки, посвященные творчеству писателей, знакомить детей с биографией писателей. ), пополнить Центр Книги  периодической  печатью – детскими журналами, газетами.

         Целенаправленная работа воспитателей и родителей уже в ближайшее время показала результат работы: у детей возникает интерес к книгам,   стремление к знакомству с новыми произведениями. Ребята делятся своими впечатлениями о прочитанном, пересказывают, понравившийся сюжет, анализируют текст на доступном уровне. Возрождается домашнее чтение. Наблюдаются позитивные изменения в речи детей. Развиваются  творческие способности детей.

         В дальнейшем буду продолжать развивать у детей  интерес к художественной литературе, словесное творчество, формировать навыки устной речи; активизировать и обогащать словарный запас  дошкольника; воспитывать бережное отношение к книге.

Я надеюсь, что этот интерес будет расти, и приложу к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

                                                «Если с детства у ребенка не воспитана

                                                                    любовь к книге, если чтение не стало его

                                                                               духовной потребностью на всю жизнь - 

                                                                         в годы отрочества душа подростка

                                                                           будет пустой, на свет божий  выползает, как  

                                                                     будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с-к/в № 7 г. КРОПОТКИН ЖУЧКОВОЙ В.С. ПО ТЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с-к/в № 7 г. КРОПОТКИН ЖУЧКОВОЙ В.С. ПО ТЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Развлечение по формированию интереса и потребности в чтении у детей младшего возраста "Клепа".

Формирование интереса и потребности в чтении художественной литературы, интерес к книгам.Развивать чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формировать звуко и слово произношение.Сове...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период закладываются фундамент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздейст...

Формирование интереса и потребности в чтении у детей раннего возраста.

Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно...

Формирование интереса к книге и чтению у детей раннего возраста

Основным фактором отношения ребенка к книге и критерием ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Главной задачей знакомства детей раннего возраста с художественной литературой явля...

Консультация для родителей "Формирование интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста"

Формирование интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста...

Формирование интереса к книге и чтению у детей раннего возраста

Основным фактором отношения ребенка к книге и критерием ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Главной задачей знакомства детей раннего возраста с художественной литературой явля...