Пальчиковые игры
материал по развитию речи (средняя группа)

Афанасьева Ирина Владимировна

Пальчиковые игры — это самый верный способ развить у детей речь и моторику. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

        Пальчиковые игры — это самый верный способ развить у детей речь и моторику. Игры способствуют развитию и формированию кисти рук и установки речи. Словесная речь у ребенка начинает свое развитие, когда движения рук и пальчиков имеют точные действия. Кисти рук малыша подготавливают основу для связности будущей речи, развитию точных действий пальцев ладони, а также синхронизации рабочих действий полушарий головного мозга.

        Дело в том, что в правой части мозгового полушария у человека возникают образы предметов и явлений, а в левой части они вербализируются в словесные выражения. Происходит этот процесс благодаря связующему фактору между левым и правым полушариями. Чем выше умственное развитие, тем быстрее и чаще проходят нервные импульсы, повышается уровень концентрации внимания.

        С помощью проведения такого рода игр происходит формирование взаимоотношений малыша со взрослыми. Дети с радостью повторяют за взрослыми движения и тексты. Содержание пальчиковых игр может быть разнообразным: это могут быть считалочки, игры на внимательность, игры-забавы.

        Детям в возрасте 4-5 лет можно самим выполнять игры в виде скороговорок с поочередным загибанием пальцев. Проговаривать скороговорки или рифмованные строки в играх пальчикового типа нужно с разной интонацией, сопровождая  синхронными движениями. Пальчиковая игра способствует развитию творческих наклонностей у ребенка, и в случае, если малыш сам придумывает движения, под текст, похвалите его за смелость и идею.

        Для привлечения внимания детей можно использовать во время пальчиковой игры музыкальное сопровождение. Занятия с пением не только заинтересует малышей, но и позволит проводить игры с большей эффективностью, создавая новые виды игровых упражнений.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр.

        Перед началом игры с ребенком постарайтесь обсудить правила действий с воспроизведением  необходимых жестов, движений. Это позволит подготовить ребёнка к правильным движениям и создаст необходимое эмоциональное настроение.

        Как правило, дети начинают проговаривать текст частично, но при постепенном разучивании текста дети произносят его полностью с правильно выполненными движениями. Наиболее полюбившиеся детям игры можно оставить в своих занятиях и выполнять их по желанию малышей.

        Не ставьте перед детьми сложные задания, так как внимание  ограничено, и большой объем упражнений может снизить интерес к играм. Стимулируйте детей к подпеванию на занятиях и не делайте замечаний, если что-то повторяется неправильно. Поощряйте успехи!

Примеры пальчиковых игр.

"Зайчик и колечко".

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашёл колечко.

А колечко непростое -

Блестит, словно золотое.

(Пальцы в кулачок. Выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны - ушки у зайчика. Затем большой и указательный пальцы соединить в кольцо. Остальные пальцы развести в стороны).

"Ладонь-кулак".

Хочешь? Тоже делай так:

То ладонь, а то кулак.

(руки положить на стол, ладони прижаты, одновременно сжать два кулачка, разжать пальцы и прижать к столу; для усложнения увеличить темп)

"Яблонька".

У дороги яблонька стоит

(руки сплести над головой, пальцы разжаты),

На ветке яблочко висит

(сложить запястья вместе).

Сильно ветку я потряс

(руки над головой, движения вперед-назад),

Вот и яблочко у нас

(ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко),

В сладко яблочко вопьюсь

(соединить запястья, ладони развести),

Ах, какой приятный вкус.

"Черепаха".

Шла по полю черепаха ( пальчиками передвигаем по столу)

И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат).

Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь!

(большой и указательный пальцы «кусаются»)

Никого я не боюсь! (отрицание – указательным пальцем)

"Десять пальцев".

Десять пальцев у меня, сколько же умею я!!!

(показываем пальцы)

Если хочешь - покажу и про это расскажу.

Кулаки могу сжимать (сжимаем кулачки),

А потом их открывать (разжимаем кулачки).

Я могу переплести (перекрещиваем пальцы),

А могу и спрятать (заводим за спину),

Полетать могу пустить (вытягиваем руки наверх),

А потом и падать (наклоняемся, доставая руками пол).

А потом сложу тихонько на коленях как котёнка

(на коленях - лодочкой, вкладывая одну руку в другую).

"Паучок".

Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.

(руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки)

Дождик с неба вдруг полил

(кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение),

Паучков на землю смыл

(хлопок ладонями по столу/коленям).

Солнце стало пригревать

(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками "солнышко светит")

Паучок ползёт опять.

А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке.

(действия аналогичны первоначальным "паучки" ползают).

"Ладошки".

Ладошки вверх, ладошки вниз.

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

(движения по тексту)

"Лодочка".

Долго лодочку качало. Ветер стих, и лодка встала.

(ладонь руки вверх, сложить пальцы "лодочкой", плавно двигать кистью вправо-влево)

"Совушка-сова".

Ах ты, совушка - сова

(приложить руки к глазам, сделать "очки"),

Ты, большая голова! (руки поднять)

Ты на дереве сидела, головою ты вертела (покрутить головой),

Во траву свалилася (уронить руки на колени),

В яму покатилася! (убрать руки с колен, уронить их в "яму").

"Гости".

К Кате гости прибежали (бежим пальчиками по столу или по полу),

Все друг другу руки жали.

Здравствуй Жора (соединяем большой и указательные пальчики),

Здравствуй Жанна (большой и средний),

Рад Серёжа (большой и безымянный),

Рада Снежана (большой и мизинец).

Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)

Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)

Иль рожок?(2 кулачка ставим друг на дружку).

Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку),

Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки).

Все стряхнули быстро крошки. И захлопали в ладошки!

"Мышка".

Мышка в норку пробралась  ("шагать" двумя пальчиками по столу),

На замочек заперлась

(зацепить друг за друга указательные пальцы обеих рук, как цепочку).

В дырочку глядит  

(сделать колечко из большого и указательного пальцев и посмотреть в колечко),

Кошка не бежит?

(ладонь руки поднести ко лбу, и посмотреть из-под нее вдаль).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...