Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Херсонская Ванда Валерьевна

тема: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ

(на примере работы со словом-доминантой «Печь»)  

 

 

 

Технологическая карта работы со словом-доминантой «Печь»

Этап

Цель

Дидактическое содержание

Методические приемы

1 Этап

ознакомления

 

Знакомство

детей

со словом-доминантой

и его

понятийным содержанием (значением)

Печь - устройство  для отапливания различных строений  (дом...) или для получения высокой температуры, необходимой в том или ином процессе. (выпечка хлеба, обжига керамической посуды.

 

 

 

 

 

А) Доминанта –печь

Вид отношений

– часть-целое.

Семантическое поле

Дымоход, лежанка,  печурка, устье,  шесток, опечье, заслонка, зольник

Чтение рассказа Г.Федотова «Русская печь»

Проблемный вопрос: «Что такое печь?»

Воспитатель дополняет ответы детей и дает словесное объяснение слова-доминанты «печь»

 

«Из чего состоит печь?».

Вопрос воспитателя, побуждающий детей уточнить части печи

2 Этап

ориентации

– осмысления

 

Знакомство

детей с

семантическим полем

на основе

одного вида

отношений

доминанты

Доминанта печь.

видовое отношений по функционированию  –  дровяная, угольная, электрическая, газовая, микроволновая.

 

 

 

 

А) Доминанта печь.

Вид отношений – отношения качества. Семантическое полекирпичная, глиняная, железная,

чугунная, изразцовая.

 

Проблемная ситуация: «Что нужно, чтобы печь начала работать?» Воспитатель показывает иллюстрации с изображением вида печи Д/ И «Подумай и назови».

Воспитатель предлагает  назвать качества печи д/и  «Из чего сделано?» совместно с детьми обсуждает.

 

3. Этап

организации

 

Моделирование детьми

семантического поля

(составление семантических полей на основе разных видов отношений

доминанты)

Доминанта печь.

А) Вид отношений

– родовое.

Семантическое полепечь-голландка, печь-шведка, русская печь,

Печь-камин, тандыр.

 

 

 

 

 

 

Б) Вид отношений –состояния.

Семантическое поле – новая, маленькая, раскалённая, красивая, белая, закопченная.

Воспитатель организует дидактическую словесную игру «Я начну, а ты продолжи» и организует для моделирования детьми семантического поля на основе отношений состояния слова-доминанты.

Для закрепления отношения состояния проводится д/и «Наоборот» -активизация использования антонимов.

В) Вид отношений –действия.

Семантическое поле –согревать, дымить, парить, варить, жарить, сушить, жечь, выпекать, разжигать, раздувать., согревать, дымить, парить, варить, жарить, сушить, сжигать, выпекать.

Воспитатель задает вопрос» «печь это хорошо или плохо?» Воспитатель организует дидактическую словесную игру «Подбери как можно больше слов-действий», предлагает отгадать загадку для моделирования детьми семантического поля на основе отношений действия слова-доминанты.

Г) Вид отношений – отношения принадлежности к одной части речи (существительные).

Семантическое поле – Печкин, печник, пекарня, пекарь, запеканка, выпечка, печенье.

Воспитатель организует дидактическую игру «Кто больше вспомнит?» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений принадлежности к одной части речи (существительные) слова-доминанты.

Д) Вид отношений – отношения принадлежности к одной части речи (прилагательные «печной, «печная», «печное», «печной»).

Семантическое поле – зола, дым, отопление, кладка,  труба, горшок, дверца.

 

Воспитатель организует эстафету «Кто быстрее подберет» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений принадлежности к одной части речи (прилагательные «печная», «печное», «печной») слова-доминанты.

 

 

Е) Вид отношений – отношения сказочности.

Семантическое поле – «Гуси-Лебеди», «По щучьему велению», Царевна-Лягушка», «Жихарка» «Колобок» «Лисичка со скалочкой».

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев; чтение сказки по выбору детей для моделирования детьми семантического поля на основе отношений сказочности слова-доминанты.

4 Этап применения

 

Овладение детьми

смысловой

стороной

слова-доминанты

 

А) Речевая ситуация «Лесенка»: придумать однокоренные слова со словом-доминантой «печь».

Семантическое поле

Печь, запеченный, пекарь, пекарский, печенье, припеченный, выпечка, испеченный, печник пропеченный.

Воспитатель организует дидактическую игру «Лесенка» для овладения детьми смысловой стороной слова-доминанты и умением использовать доминанту в соответствии с контекстом конкретной речевой ситуации.

Б) Речевая ситуация: объяснить смысл устойчивых словосочетаний-выражений:

«Плясать от печки»,

«Печки-лавочки».

Воспитатель предлагает детям объяснить смысл доминанты в соответствии с контекстом художественного слова.

Домашнее задание

Подготовка к конкурсу

«Сказочные печки»

Предложить детям поучаствовать в конкурсе

 «Сказочные печки»

а) рисунки по теме.

б) выучить пословицы и поговорки о печке.

Воспитатель объясняет суть выполнения домашнего задания.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolz_tema.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

тема: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ

(на примере работы со словом-доминантой «Печь»)  

Технологическая карта работы со словом-доминантой «Печь»

Этап

Цель

Дидактическое содержание

Методические приемы

1 Этап

ознакомления

Знакомство

детей

со словом-доминантой

и его

понятийным содержанием (значением)

Печь - устройство  для отапливания различных строений  (дом...) или для получения высокой температуры, необходимой в том или ином процессе. (выпечка хлеба, обжига керамической посуды.

А) Доминанта –печь

Вид отношений 

– часть-целое.

Семантическое поле –

Дымоход, лежанка,  печурка, устье,  шесток, опечье, заслонка, зольник

Чтение рассказа Г.Федотова «Русская печь»

Проблемный вопрос: «Что такое печь?»

Воспитатель дополняет ответы детей и дает словесное объяснение слова-доминанты «печь»

«Из чего состоит печь?».

Вопрос воспитателя, побуждающий детей уточнить части печи

2 Этап

ориентации

– осмысления

Знакомство

детей с

семантическим полем

на основе

одного вида

отношений 

доминанты

Доминанта печь.

видовое отношений по функционированию  –  дровяная, угольная, электрическая, газовая, микроволновая.

А) Доминанта печь.

Вид отношений – отношения качества. Семантическое поле – кирпичная, глиняная, железная,

чугунная, изразцовая.

Проблемная ситуация: «Что нужно, чтобы печь начала работать?» Воспитатель показывает иллюстрации с изображением вида печи Д/ И «Подумай и назови».

Воспитатель предлагает  назвать качества печи д/и  «Из чего сделано?» совместно с детьми обсуждает.

3. Этап

организации

Моделирование детьми

семантического поля

(составление семантических полей на основе разных видов отношений 

доминанты)

Доминанта печь.

А) Вид отношений 

– родовое.

Семантическое поле – печь-голландка, печь-шведка, русская печь,

Печь-камин, тандыр.

Б) Вид отношений –состояния.

Семантическое поле – новая, маленькая, раскалённая, красивая, белая, закопченная.

Воспитатель организует дидактическую словесную игру «Я начну, а ты продолжи» и организует для моделирования детьми семантического поля на основе отношений состояния слова-доминанты.

Для закрепления отношения состояния проводится д/и «Наоборот» -активизация использования антонимов.

В) Вид отношений –действия.

Семантическое поле –согревать, дымить, парить, варить, жарить, сушить, жечь, выпекать, разжигать, раздувать., согревать, дымить, парить, варить, жарить, сушить, сжигать, выпекать.

Воспитатель задает вопрос» «печь это хорошо или плохо?» Воспитатель организует дидактическую словесную игру «Подбери как можно больше слов-действий», предлагает отгадать загадку для моделирования детьми семантического поля на основе отношений действия слова-доминанты.

Г) Вид отношений – отношения принадлежности к одной части речи (существительные).

Семантическое поле – Печкин, печник, пекарня, пекарь, запеканка, выпечка, печенье.

Воспитатель организует дидактическую игру «Кто больше вспомнит?» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений принадлежности к одной части речи (существительные) слова-доминанты.

Д) Вид отношений – отношения принадлежности к одной части речи (прилагательные «печной, «печная», «печное», «печной»).

Семантическое поле – зола, дым, отопление, кладка,  труба, горшок, дверца.

Воспитатель организует эстафету «Кто быстрее подберет» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений принадлежности к одной части речи (прилагательные «печная», «печное», «печной») слова-доминанты.

Е) Вид отношений – отношения сказочности.

Семантическое поле – «Гуси-Лебеди», «По щучьему велению», Царевна-Лягушка», «Жихарка» «Колобок» «Лисичка со скалочкой».

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев; чтение сказки по выбору детей для моделирования детьми семантического поля на основе отношений сказочности слова-доминанты.

4 Этап применения

Овладение детьми

смысловой

стороной

слова-доминанты

А) Речевая ситуация «Лесенка»: придумать однокоренные слова со словом-доминантой «печь».

Семантическое поле

Печь, запеченный, пекарь, пекарский, печенье, припеченный, выпечка, испеченный, печник пропеченный.

Воспитатель организует дидактическую игру «Лесенка» для овладения детьми смысловой стороной слова-доминанты и умением использовать доминанту в соответствии с контекстом конкретной речевой ситуации.

Б) Речевая ситуация: объяснить смысл устойчивых словосочетаний-выражений: 

«Плясать от печки»,

«Печки-лавочки».

Воспитатель предлагает детям объяснить смысл доминанты в соответствии с контекстом художественного слова.

Домашнее задание

Подготовка к конкурсу

«Сказочные печки»

Предложить детям поучаствовать в конкурсе

 «Сказочные печки»

а) рисунки по теме.

б) выучить пословицы и поговорки о печке.

Воспитатель объясняет суть выполнения домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, (на примере работы со словом-доминантой «Снег»).

Методическая разработка слушателя курсов повышения квалификации по программе «Проектирование образовательной работы по реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (...

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ТОЛЗ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ»

«Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОО(на примере работы со словом-доминантой «Город») ...

Методическая разработка «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Погода»)

  Цель данной методической разработки: познакомить детей со значением слова-доминанты «погода».Задачи.1. Познакомить детей со словом-доминантой «погода» и его понятийным содержа...

Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОО (на примере работы со словом-доминантой «ПОСУДА»)

Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОО (на примере работы со словом-доминантой «ПОСУДА»)...

«Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста "

В данном материале представлен материал по обогащению лексического запаса детей старшего дошкольного возраста на примере работы со словом -доминантой "Цепочка"...