Главные вкладки

    Методическая разработка «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Погода»)
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

    Погуляева Галина Ивановна

     

        Цель данной методической разработки: познакомить детей со значением слова-доминанты «погода».

    Задачи.

    1. Познакомить детей со словом-доминантой «погода» и его понятийным содержанием (значением).

    2. Познакомить детей с семантическим полем слова-доминанты «погода» на основе отношений «признака».

    3. Обогащать словарь детей за счет лексики семантического поля на основе отношений «признака».                                                                                                                                        

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_6.docx26.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЛУШАТЕЛЯ

    курсов повышения квалификации по программе

    «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО

    ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ТОЛЗ)

    В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ»

    Срок обучения: с 16.03.2015 – 24.03.2015

    тема: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ

    (на примере работы со словом-доминантой «Погода»)  

    Выполнила

            

                   Погуляева Г.И., воспитатель, МБУ детский сад №80 «Песенка»

                     

    Оценочное суждение о степени достижения конечных образовательных результатов программы: профессиональная компетенция сформирована

    Результат 1. Проектирует технологическую карту организации совместной деятельности педагога и детей на основе реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО) в ДОУ.

    Результат 2. Проектирует конспекты фрагментов образовательной деятельности (совместной деятельности педагогов и детей) на основе реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ).

    Тольятти-2015


    Технологическая карта работы со словом-доминантой «Погода»

    Этап

    Цель

    Дидактическое содержание

    Методические приемы

    1 Этап

    ознакомления

    Знакомство

    детей

    со словом-доминантой

    и его

    понятийным содержанием (значением)

    Погода – состояние атмосферы в рассматриваемом месте в определенный момент или за ограниченный промежуток времени.

     

    Проблемная ситуация: «Что такое погода?»

    Воспитатель дает словесное объяснение слова-доминанты «погода».

    2 Этап

    ориентации

    – осмысления

    Знакомство

    детей с

    семантическим полем

    на основе

    одного вида

    отношений 

    доминанты

    Доминанта – погода

    Вид отношений 

    – Отношения признака

    Семантическое поле – температура, влажность, воздух, осадки.

    Вопрос воспитателя, побуждающий детей уточнить «Из чего состоит погода?»

    Проблемный вопрос: «О чем рассказывают, когда говорят о погоде?»

    3. Этап

    организации

    Моделирование детьми

    семантического поля

    (составление семантических полей на основе разных видов отношений 

    доминанты)

    Доминанта – погода

    А) Вид отношений 

    – видовые отношения.

    Семантическое поле –

    осенняя, зимняя, весенняя, летняя

    Воспитатель организует настольно – печатную игру «Времена года», для моделирования детьми семантического поля на основе видовых отношений слова-доминанты.

    Чтение и обсуждение рассказа К.Ушинского «Четыре желания».

    Б) Вид отношений – отношения состояния.

    Семантическое поле – 

    жаркая, теплая, холодная, пасмурная, сырая, хмурая, ясная, знойная.

    Воспитатель проводит дидактическую игру «Оденься по погоде» для моделирования детьми семантического поля на основе отношения состояния слова-доминанты.

    В) Вид отношений – отношения качества

    Семантическое поле –

    дождливая, ветреная, безветренная, облачная, безоблачная, солнечная, туманная.

    Воспитатель проводит игру-имитацию « Угадай погоду по звуку» (дождь, ветер, град)

    Воспитатель организует прослушивание музыкальных произведений А.Вивальди «Весна», Г.Свиридова «Дождь», С.Прокофьев «Дождь и радуга»;

    Г) Вид отношений – отношения действия.

    Семантическое поле –

    Мешает, помогает, разбушевалась, успокоилась.

    Воспитатель организует показ видеосюжетов состояния погоды, проводит словесно-дидактическую игру «Хорошо - плохо»,  для моделирования детьми семантического поля на основе отношений действия слова-доминанты.

    4 Этап применения

    Овладение детьми

    смысловой

    стороной

    слова-доминанты

    А) Речевая ситуация

    Объясни смысл пословицы «Посеешь в погоду - больше приплоду».

    Воспитатель предлагает определить смысл пословицы для овладения детьми смысловой стороной слова-доминанты и умением использовать доминанту в соответствии с контекстом конкретной речевой ситуации.

    Б) Речевая ситуация: объяснить смысл устойчивых словосочетаний-выражений: «Ждать у моря погоды», «Делать погоду».

    Воспитатель предлагает детям объяснить смысл доминанты в соответствии с контекстом художественного слова.

    Домашнее задание

    Подобрать и выучить стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, придумать сказку со словом-доминантой «погода».

    Воспитатель предлагает детям выбрать карточку с домашним заданием. Объясняет его суть.


    Конспект фрагмента 1

    организованной образовательной деятельности (ООД)

    (образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)

    (работа со словом-доминантой «Погода»)

    Цель: познакомить детей со значением слова-доминанты «погода».

    Задачи. 

    1. Познакомить детей со словом-доминантой «погода» и его понятийным содержанием (значением).

    2. Познакомить детей с семантическим полем слова-доминанты «погода» на основе отношений «признака».

    3. Обогащать словарь детей за счет лексики семантического поля на основе отношений «признака».

    Ход

    I ЭТАП ОЗНАКОМЛЕНИЯ

    Воспитатель приглашает детей к окну понаблюдать за изменениями, которые произошли в природе с приходом весны.

    Проблемная ситуация. Воспитатель обращает внимание детей на изменения, которые произошли в природе с приходом весны. Дети описывают изменения (стало теплее, солнце светит ярче, небо голубое, нет осадков).

    Воспитатель задает вопрос «Что такое погода?» (Ответы детей :температура воздуха, ветер, осадки… )  

    Воспитатель дает словесное описание погоды – состояние атмосферы в рассматриваемом месте в определенный момент или за ограниченный промежуток времени.

    Воспитатель делает вывод, что погода - это особенности того, как светит солнце, есть ли ветер, какие осадки в определенный момент времени.

    II ЭТАП ОРИЕНТАЦИИ – ОСМЫСЛЕНИЯ

    Воспитатель предлагает поиграть в игру «Прогноз погоды».

    Предлагает детям составить рассказ о погоде на завтра. Педагог обсуждает с детьми рассказы и обращает внимание детей, что погоду характеризуют такие признаки, как температура, влажность, наличие ветра и осадков. (семантическое поле на основе отношений «признака»).

    В заключении педагог просит детей еще раз ответить на вопросы: «Что такое погода?» и «Из чего состоит погода?».

    Конспект фрагмента 2

     организованной образовательной деятельности (ООД)

    (образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)

    (работа со словом-доминантой «погода»)

    Цель: продолжать знакомить детей со значением слова-доминанты «погода».

    Задачи.

    1. Активизировать необходимые знания и обследовательские действия детей для создания системы смысловых связей в конкретном семантическом поле.

    2. Способствовать овладению детьми умением самостоятельно моделировать семантическое поле с заданной доминантой.

    3. Обогащать словарь детей за счет лексики семантических полей на основе видовых отношений, отношений состояния, качества и действий.

    4. Развивать у детей умение самостоятельно пользоваться необходимыми обследовательскими действиями для выявления качеств и свойств объекта.

    Материал. Карточки с разными явлениями погоды, карточки с предметами  (кепка, валенки, зонт, резиновые сапоги, куртка… ), аудиозапись музыкальных произведений А.Вивальди «Весна», Г.Свиридова «Дождь», С.Прокофьев «Дождь и радуга», видеосюжеты состояния погоды(во время бури, после бури)

    Ход

    III ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ

    А)  Настольно – печатная игра «Времена года», Чтение и обсуждение рассказа К.Ушинского «Четыре желания». (цель: моделирование детьми семантического поля на основе видовых отношений слова-доминанты «погода»).

    Воспитатель читает рассказ, проводит беседу.

    -Какое время года больше всего понравилось Мите?(Мите нравилось то время года, которое наступило)

    -Почему?(Каждое время года чем-то примечательно, в каждом своя прелесть)

    Воспитатель предлагает игру «Времена года». Цель: соотнести карточки времен года с состоянием погоды.

    Б) Дидактическая игра «Оденься по погоде»  (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений качества слова-доминанты «погода»).

    Воспитатель предлагает детям подобрать одежду в соответствии со временем года и состоянием погоды.

    В) Игра-имитация « Угадай погоду по звуку» (дождь, ветер, град);

    прослушивание музыкальных произведений А.Вивальди «Весна», Г.Свиридова «Дождь», С.Прокофьев «Дождь и радуга»; (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений состояния слова-доминанты «погода»).

    Педагог предлагает детям послушать аудиозапись. Воспитатель спрашивает, что услышали дети (ответы детей: вода капает, солнце светит, тает снег…)

    Затем воспитатель предлагает показать явления погоды, используя жесты мимику, звуки.

    В заключении дети подбирают прилагательные к существительным, определяющие состояние погоды (ветер – ветреная, безветренная,  солнце – солнечная, облака – облачная, безоблачная, дождь - дождливая)

    Г) Показ видеосюжетов состояния погоды,  словесно-дидактическая игру «Хорошо - плохо»,   (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений действий слова-доминанты «погода»).

    Воспитатель организует просмотр видеосюжетов (во время бури – после бури). Задает вопросы:

    - Что произошло с погодой во время бури? (разбушевалась)

    - Что произошло с погодой после бури? (успокоилась)

    Педагог предлагает подобрать слова – синонимы к действиям погоды (разбушевалась – разгневалась, разозлилась; успокоилась – установилась, разгулялась).

    Воспитатель предлагает рассмотреть сюжетные картинки «Труд людей в природе» и ответить на вопрос:

    - Как влияет погода на труд людей? Когда она мешает, когда помогает.

    Воспитатель делает вывод, о том, что может делать погода (мешать, помогать).

    В заключении воспитатель подводит детей к тому, что погода отличается в разные времена года, одеваться надо по погоде, погода влияет на жизнь и труд людей.

    Фрагмент 3

    организованной образовательной деятельности (ООД)

    (образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)

    Цель: познакомить детей со смыслом слова-доминанты «погода».

    Задачи.

    1. Активизировать детей осваивать смысл слова-доминанты в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании.

    2. Способствовать овладению детьми умением использовать слово-доминанту в соответствии с контекстом конкретной речевой ситуации.

    3. Способствовать овладению детьми умением использовать слово-доминанту в соответствии с контекстом художественного слова.

    4. Обогащать словарь детей на основе лексики семантических полей слова-доминанты.

    Материал. Мольберт, карточки-солнышки с домашним заданием

    Ход

    IV ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ

    А) Речевая ситуация. 

    Объясни смысл пословицы «Посеешь в погоду - больше приплоду»

    Воспитатель предлагает определить смысл пословицы для овладения детьми смысловой стороной слова-доминанты и умением использовать доминанту в соответствии с контекстом конкретной речевой ситуации.

    Б) Речевая ситуация: воспитатель предлагает детям объяснить смысл устойчивых словосочетаний-выражений со словом-доминантой «погода»:

    «Ждать у моря погоды» (ответы детей: «находиться в неопределенном ожидании», «в ожидании попутного ветра», то есть «хорошей погоды»)

     «Делать погоду»(ответы детей: создавать спокойную благоприятную обстановку )

    Домашнее задание. 

            Воспитатель предлагает детям выбрать карточки-солнышки. С обратной стороны карточек написано задание на дом. Воспитатель обращает внимание детей, что они могут самостоятельно прочитать задание, а если затрудняются, то в этом может помочь воспитатель или мама дома.

    Задания на карточках «Готовимся к викторине «Поговорим о погоде»»:

    – подобрать и выучить потешки о погоде или со словом погода;

    – подобрать и выучить пословицы о погоде или со словом погода;

    – подобрать и выучить поговорки о погода или со словом погода;

    – выучить стихотворение о погоде;

    – придумать или выучить загадки о погоде;

    – сочинить сказку о фее – погоде.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Воздух»)

    С помощью технологии обогащения лексического запаса  детей дошкольного возраста (ТОЛЗ)  обогащается лексика ребенка, расширяется его словарный запас за счет лексики семантических п...

    Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Снег».

    Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ,  на примере работы со словом-доминантой «Снег»....

    Методическая разработка по теме: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, (на примере работы со словом-доминантой «Снег»).

    Методическая разработка слушателя курсов повышения квалификации по программе «Проектирование образовательной работы по реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (...

    Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Вода».

    Технологическая карта технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ,  на примере работы со словом-доминантой «Вода»....

    Обогащение лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Снег»)

    Конспектсовместной деятельности педагога и детей (на основе разных видов деятельности) (работа со словом-доминантой «снег»)...

    Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОО (на примере работы со словом-доминантой «ПОСУДА»)

    Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОО (на примере работы со словом-доминантой «ПОСУДА»)...