Главные вкладки

    Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Вода».
    методическая разработка по развитию речи по теме

    Зорькина Оксана Юрьевна

    Технологическая карта технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ,  на примере работы со словом-доминантой «Вода». 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tk_slovo-dominanta_voda.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта работы со словом-доминантой «вода»

    Этап

    Цель

    Дидактическое содержание

    Методические приемы

    1 Этап

    ознакомления

    Знакомство

    детей

    со словом-доминантой

    и его

    понятийным содержанием (значением)

    Вода – химическое вещество в виде прозрачной жидкости, не имеющей цвета (в малом объёме), запаха и вкуса (при нормальных условиях).

    Проблемная ситуация.  

    Проблемный вопрос: «Что такое вода?».

    Воспитатель дает словесное объяснение слова-доминанты «вода».

    2 Этап

    ориентации

    – осмысления

    Знакомство

    детей с

    семантическим полем

    на основе

    одного вида

    отношений 

    доминанты

    Доминанта вода.

    Вид отношений 

    – часть-целое.

    Семантическое поле – капли, молекулы.

    Вопрос воспитателя, побуждающий детей уточнить «Из чего состоит вода?».

    Проблемная ситуация: «Вода хорошо или плохо?».

    3. Этап

    организации

    Моделирование детьми

    семантического поля

    (составление семантических полей на основе разных видов отношений 

    доминанты)

    Доминанта – вода.

    А) Вид отношений 

    – видовые отношения.

    Семантическое поле – родниковая, озерная, речная, морская, океаническая.

    Воспитатель организует дидактическую словесную игру «Вопрос – ответ».

    Воспитатель организует

    дидактическую настольно-печатную игру «От капельки до океана» для моделирования детьми семантического поля на основе видовых отношений слова-доминанты.

    Б) Вид отношений – отношения качества.

    Семантическое поле – соленая, сладкая, кислая, безвкусная, газированная.

    Воспитатель организует сюжетно-дидактическую игру (с предметами) «Дегустатор» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений качества слова-доминанты.

    В) Вид отношений – отношения состояния.

    Семантическое поле – холодная, горячая, мутная, талая, грязная.

    Воспитатель организует дидактическую игру с предметами «Узнай и опиши» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений состояния слова-доминанты.

    Г) Вид отношений – отношения действия.

    Семантическое поле – шумит, переливается, освежает, журчит, течет, льется, замерзает, плещется, кипит, умывает.

    Воспитатель организует дидактическую словесную игру «Что может делать вода?» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений действия слова-доминанты.

    4 Этап применения

    Овладение детьми

    смысловой

    стороной

    слова-доминанты

    А) Речевая ситуация «Вырастим куст»: придумать однокоренные слова со словом-доминантой «вода».

    Семантическое поле подводный, водоплавающий, водолаз, водоворот, водоросли, водяной, наводнение, водовоз, водолей, водянистый, водомет, водомер, водонос, водопад, водопой, водопровод, водохранилище.

    Воспитатель организует дидактическую игру «Вырастим куст» для овладения детьми смысловой стороной слова-доминанты и умением использовать доминанту в соответствии с контекстом конкретной речевой ситуации.

    Б) Речевая ситуация: объяснить смысл устойчивых словосочетаний-выражений: «Носить воду в решете», «Не разлить водой».

    Воспитатель предлагает детям объяснить смысл доминанты в соответствии с контекстом художественного слова.

    Домашнее задание

    Подобрать и выучить стихи, потешки, загадки, придумать сказку со словом-доминантой «вода».

    Воспитатель предлагает детям выбрать карточку с домашним заданием. Объясняет его суть.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Воздух»)

    С помощью технологии обогащения лексического запаса  детей дошкольного возраста (ТОЛЗ)  обогащается лексика ребенка, расширяется его словарный запас за счет лексики семантических п...

    Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Снег».

    Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ,  на примере работы со словом-доминантой «Снег»....

    Методическая разработка по теме: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, (на примере работы со словом-доминантой «Снег»).

    Методическая разработка слушателя курсов повышения квалификации по программе «Проектирование образовательной работы по реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (...

    Методическая разработка «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Погода»)

      Цель данной методической разработки: познакомить детей со значением слова-доминанты «погода».Задачи.1. Познакомить детей со словом-доминантой «погода» и его понятийным содержа...

    Обогащение лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Снег»)

    Конспектсовместной деятельности педагога и детей (на основе разных видов деятельности) (работа со словом-доминантой «снег»)...

    Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОО (на примере работы со словом-доминантой «ПОСУДА»)

    Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОО (на примере работы со словом-доминантой «ПОСУДА»)...