Главные вкладки

    Технология обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Воздух»)
    материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    С помощью технологии обогащения лексического запаса  детей дошкольного возраста (ТОЛЗ)  обогащается лексика ребенка, расширяется его словарный запас за счет лексики семантических полей на основе разнообразных отношений (часть-целое, видовых отношений, отношений по функциональному признаку, словообразования, состояния, действий), ребенок овладевает смысловой стороной слова-доминанты и его понятийным значением, у ребенка формируется умение использовать слово-доминанту и слова семантического поля в соответствии с контекстом речевой ситуации и контекстом художественного слова, у ребенка активизируются необходимые знания и обследовательские действия для создания системы смысловых связей, формируется умение самостоятельно моделировать семантическое поле с заданной доминантой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Воздух»)

    Технологическая карта работы со словом-доминантой «Воздух»

    Этап

    Цель

    Дидактическое содержание

    Методические приемы

    1 Этап

    ознакомления

    (см. фрагмент 1 ООД)

    Знакомство

    детей

    со словом-доминантой

    и его

    понятийным содержанием (значением)

    Воздух – это смесь различных необходимых для жизни человека, животных и растений газов (главным образом, азота и кислорода), составляющая земную атмосферу.

    Проблемный вопрос «Что такое воздух?».

    Воспитатель дает словесное объяснение слова-доминанты «воздух».

    2 Этап

    ориентации

    – осмысления

    (см. фрагмент 1 ООД )

    Знакомство

    детей с

    семантическим полем

    на основе

    одного вида

    отношений 

    доминанты

    Доминанта Воздух

    Вид отношений 

    – часть-целое.

    Семантическое поле –

     азот, кислород, молекулы.

    Вопрос воспитателя, побуждающий детей уточнить «Из чего состоит воздух?».

    Познавательно-исследовательская деятельность «Волшебный сундук».

    3. Этап

    организации

    (см. фрагмент 2 организации совместной деятельности педагога и детей

    (познавательно-исследовательская)

    Моделирование детьми

    семантического поля

    (составление семантических полей на основе разных видов отношений 

    доминанты)

    Доминанта – воздух.

    А) Вид отношений – отношения качества.

    Семантическое поле – 

    чистый, загазованный, прозрачный, невидимый, влажный, сухой, ароматный, пыльный, отравленный.

    Воспитатель организует познавательно-исследовательскую деятельность «В лаборатории у Знайки» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений качества слова-доминанты.

    Б) Вид отношений – отношения состояния.

    Семантическое поле – теплый, холодный, прохладный, морозный, свежий, морской, горный, спертый, весенний, разреженный, тяжелый, сжатый, лесной, промозглый, пьянящий.

    Воспитатель организует познавательно-исследовательскую деятельность «Движение воздуха» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений состояния слова-доминанты.

    В) Вид отношений – отношения действия.

    Семантическое поле – движется, расширяется, давит, сужается, нагревается, наполняется, благоухать, пропитывается, проникает, бодрит, очищается.

    Воспитатель организует познавательно-исследовательскую деятельность «Будущие ученые» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений действия слова-доминанты

    Г) Вид отношений – отношения синонимические.

    Семантическое поле – атмосфера, дух, круг; фон, покров, обстановка, климат, воздушное пространство, микроклимат, условия, эфир, среда.

    Воспитатель организует словесную дидактическую игру «Подбери синонимы».

    4 Этап применения

    (см. фрагмент 3 ООД)

    Овладение детьми

    смысловой

    стороной

    слова-доминанты

    А) Речевая ситуация «Волшебный цветок»: придумать однокоренные слова со словом-доминантой

    Семантическое поле воздушный, воздухоплавательный, противовоздушный, вздыхать, воздуховод.

    Воспитатель организует дидактическую игру «Волшебный цветок» для овладения детьми смысловой стороной слова-доминанты и умением использовать доминанту в соответствии с контекстом конкретной речевой ситуации.

    Б) Речевая ситуация: объяснить смысл устойчивых словосочетаний-выражений:

    «В запас воздухом не надышишься»,

    «Нам победа, как воздух, нужна»,

    «Воздух, сколько ни глотай, сыт не будешь»,

    «Воздуха словами не наполнишь»,

    «Люди работали, а он воздухом торговал»,

    «Нечего зря воздух сотрясать, лучше бы тебе помолчать»,

    «Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся»,

    «Счастье в воздухе не вьётся, а руками берётся»,

    «Гонять деньги по воздуху»,

    «Воздух – символ свободы»,

    «Свежая струя воздуха»,

    «Воздух словами не наполнить»,

    «Идея повисла в воздухе»,

    «Взлететь на воздух»,

    «Сделан из воздуха»,

    «Строить воздушные замки»,

    «Держаться за воздух».

    Воспитатель предлагает детям объяснить смысл доминанты в соответствии с контекстом художественного слова.

    Домашнее задание

    Подготовится к мероприятию

    «Ток шоу: Хочу все знать»

    Подобрать загадки, придумать сказку со словом-доминантой «вода», подготовить научный доклад «Воздух-невидимка», нарисовать рисунки, схемы к слову-доминанте в разных видовых отношениях, сделать презентацию «Где прячется воздух?»

    Воспитатель предлагает детям выбрать карточку с домашним заданием. Объясняет его суть.

    Конспект фрагмента 1

    (на основе познавательно-исследовательской,)

    (работа со словом-доминантой «Воздух»)

    Цель: познакомить детей со значением слова-доминанты «Воздух».

    Задачи. 

    1. Познакомить детей со словом-доминантой «Воздух» и его понятийным содержанием (значением).

    2. Познакомить детей с семантическим полем слова-доминанты «Воздух» на основе отношений «часть-целое».

    3. Обогащать словарь детей за счет лексики семантического поля на основе отношений «часть-целое».

    Материал: сундучок, иллюстрации помещения, природы, сюжет о воздухе http://www.youtube.com/watch?v=vSh6IL13My4, диаграмма «состав воздуха»

    Ход

    I ЭТАП ОЗНАКОМЛЕНИЯ

    Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найти клад». Дети находят сундук и предлагают разные варианты ответа на поставленный вопрос «Что находится в сундуке?»

    Если ребята не догадываются, то можно педагог использует загадку

    Через нос проходит в грудь

    И обратно держит путь

    Он невидимый, но всё же

    Без него мы жить не можем. (без воздуха)

    Воспитатель задает детям вопрос «Что такое воздух?» (ответы детей воздух – это невидимка, мы им дышим, природное вещество, пространство).

    Воспитатель показывает презентацию и дает научное понятие: воздух – это смесь различных необходимых для жизни человека, животных и растений газов (главным образом, азота и кислорода), составляющая земную атмосферу

    Воспитатель делает вывод, что воздух находится везде, он прозрачный, не имеет форму, запаха.

    II ЭТАП ОРИЕНТАЦИИ – ОСМЫСЛЕНИЯ

    Воспитатель предлагает ответить на вопрос «Из чего состоит воздух?». После предложенных ответов, дети просматривают короткометражный сюжет о воздухе. Затем воспитатель показывает диаграмму «Состав воздуха» и объясняет, что воздух состоит из различных газов: азот, углекислый газ, кислород. А частью газов являются молекулы (семантическое поле на основе отношений часть-целое). Затем воспитатель акцентирует внимание детей на проблемной ситуации «Что будет, если воздуха не станет?» (ответы детей – мы не сможем дышать, все вокруг погибнет, исчезнет планета, случится катастрофа). Воспитатель вместе с детьми проговаривает о необходимости воздуха, о том какими способами можно воспроизводить кислород.

    В заключении педагог просит детей ответить на вопрос «Что такое воздух?»; «Из чего он состоит?»

    Конспект фрагмента 2

     (на основе разных видов  деятельности)

     (работа со словом-доминантой «Воздух»)

    Цель: продолжать знакомить детей со значением слова-доминанты «Воздух».

    Задачи.

    1. Активизировать необходимые знания и обследовательские действия детей для создания системы смысловых связей в конкретном семантическом поле.

    2. Способствовать овладению детьми умением самостоятельно моделировать семантическое поле с заданной доминантой.

    3. Обогащать словарь детей за счет лексики семантических полей на основе видовых отношений, отношений состояния, качества и действий.

    4. Развивать у детей умение самостоятельно пользоваться необходимыми обследовательскими действиями для выявления качеств и свойств объекта.

    Материал: духи, распылитель с водой, спички, бумага, емкость с водой, полиэтиленовые мешки, воздушные шары (по количеству детей), иллюстрация «Чем мы дышим», свеча, пластиковая бутылка, картинки «Оркестр», «Музыканты», блокнот «словарь синонимов».

    Ход

    III ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ

    Воспитатель предлагает вспомнить детям значение слова «Воздух», его свойства и поиграть в дидактическую игру «Я начну, а ты продолжи». Воспитатель: «Воздух – это смесь различных газов..», затем дети поочередно начинаю добавлять свои предложения (которые нужны для жизни и всего живого на планете, он прозрачный, невидимый, он находится везде, у него нет вкуса, и запаха).

    А) Познавательно-исследовательская деятельность «В лаборатории у Знайки» (цель: моделирование детьми семантического поля на основе видовых отношений качества слова-доминанты «Воздух»).

    Воспитатель предлагает отправиться в лабораторию к Знайке, для проведения опыта, который поможет раскрыть разные качества воздуха. Сначала воспитатель распыляет в лаборатории жидкость и предлагает отгадать чем пахнет. Дети приходят к выводу, что воздух становится ароматным. Затем воспитатель задымляет не большой участок помещения с помощью бумаги и спичек, дети рассматривают и делают вывод (воздух-загазованный). Затем при помощи распылителя с водой, опрыскивает помещение и предлагает почувствовать что происходит с воздухом. Подводит детей к выводу, что воздух влажный.

     

    Б) Познавательно-исследовательская деятельность «Движение воздуха» (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений состояний слова-доминанты «Воздух»).

    Воспитатель предлагает провести опыты и узнать, какие состояния имеет воздух (приложения № 3). Для начала берут полиэтиленовые мешки и наполняют их воздухом. Педагог делает акцент, что мешок стал выпуклым, твёрдым, упругим (воздух сжатый). Затем предлагает надуть шары, и взвесить на аптечных весах, подводит детей к выводу, что воздух тяжелый и имеет вес. Воспитатель использует иллюстрацию «Чем мы дышим» Обращает внимание, что дышим мы при помощи носа. Воздух попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши лёгкие. Воздух проходит через лёгкие и выходит обратно. Воздух бывает тёплым и холодным.

    В) Экспериментирование «Будущие ученые» (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений действий слова-доминанты «Воздух»).

    Педагог предлагает ребятам с помощью свечки узнать движется ли воздух? Проводится эксперимент: воспитатель зажигает свечу и подносит к дверному проему, и заостряет внимание на движение огонька свечи, подводит детей к выводу, огонек движется в том же направлении, что и воздух. Потом воспитатель достает из холодильника пустую открытую пластиковую бутылку, надевает на горлышко воздушный шарик, затем ставит миску с горячей водой). Задает вопрос детям: «Что происходит? Почему шарик надувается?» (если дети затрудняются то воспитатель говорит, что воздух при нагревании расширяется).

    Педагог задает вопрос « вы знали о том, что воздух можно услышать?» Показывая картинку «оркестра» объясняет, что музыканты ,которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат (музыкант дует в отверстие инструмента, воздух дрожит ,получаются звуки) .Звуки распространяются по воздуху. Затем предлагает этот опыт проверить детям, они берут музыкальные инструменты и подуют в них, задается вопрос: «Что мы услышали?» (ответ детей-звук). Подводит ребят к выводу, что звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

    Г) Словесная дидактическая игра «Подбери синоним» (цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений синонимических слова-доминанты «Воздух»).

    Воспитатель предлагает на заданное слово подобрать разные синонимы с помощью картинок, которые будут записаны в «словарь синонимов» (если дети затрудняются, то педагог помогает)

    В заключении педагог просит детей ответить на вопросы, для закрепления пройденного материала.

    Фрагмент 3

     (на основе познавательно-исследовательской деятельности)

    (работа со словом-доминантой «Воздух»)

    Цель: познакомить детей со смыслом слова-доминанты «Воздух».

    Задачи.

    1. Активизировать детей осваивать смысл слова-доминанты в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании.

    2. Способствовать овладению детьми умением использовать слово-доминанту в соответствии с контекстом конкретной речевой ситуации.

    3. Способствовать овладению детьми умением использовать слово-доминанту в соответствии с контекстом художественного слова.

    4. Обогащать словарь детей на основе лексики семантических полей слова-доминанты.

    Материал: цветные фломастеры, цветок с лепестками (из бумаги), доска или стенд, магниты, словосочетания со словом «воздух».

    Ход

    IV ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ

    А) Речевая ситуация воспитатель предлагает детям придумать однокоренные слова со словом-доминантой «Воздух»:

    Дидактическая игра  «Волшебный цветок». 

    Педагог предлагает собрать необычный цветок. На сердцевине написано слово «Воздух», а у каждого ребенка есть лепестки (листы бумаги). Ребятам нужно придумать и подобрать однокоренные слова, записать на лепестках и прикрепить к сердцевине. Только после этого Волшебный цветок будет собран. (варианты ответов у детей – воздушный, воздухоплавательный, противовоздушный). Если дети затрудняются, воспитатель им помогает (вздыхать, воздухопровод).

     

    Б) Речевая ситуация: воспитатель предлагает детям объяснить смысл устойчивых словосочетаний-выражений со словом-доминантой «Воздух»:

    – «В запас воздухом не надышишься»,

    – «Нам победа, как воздух, нужна»,

    – «Воздух, сколько ни глотай, сыт не будешь»,

    – «Воздуха словами не наполнишь»,

    – «Люди работали, а он воздухом торговал»,

    – «Нечего зря воздух сотрясать, лучше бы тебе помолчать»,

    – «Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся»,

    – «Счастье в воздухе не вьётся, а руками берётся»

    –  «Свежая струя воздуха»,

    – «Воздух словами не наполнить»,

    – «Идея повисла в воздухе»,

    – «Взлететь на воздух»,

    – «Сделан из воздуха»,

    – «Строить воздушные замки»,

    – «Держаться за воздух»

    Домашнее задание. 

    Воспитатель предлагает выбрать день и организовать «Ток шоу: Хочу все знать». Для этого дает на выбор карточки с картинками разных заданий детям: подобрать загадки, придумать сказку со словом-доминантой «воздух», подготовить научный доклад «Воздух-невидимка», нарисовать рисунки, схемы к слову-доминанте в разных видовых отношениях, зарисовать пословицы и поговорки про воздух, сделать презентацию «Где прячется воздух?».

    Список литературы

    1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
    2. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М. : Педагогическое общество России, 2011.
    3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2008.
    4. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика.  2009.
    5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
    6. Интернет ресурсы http://www.youtube.com/watch?v=vSh6IL13My4.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Снег».

    Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ,  на примере работы со словом-доминантой «Снег»....

    Методическая разработка по теме: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, (на примере работы со словом-доминантой «Снег»).

    Методическая разработка слушателя курсов повышения квалификации по программе «Проектирование образовательной работы по реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (...

    Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Вода».

    Технологическая карта технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ,  на примере работы со словом-доминантой «Вода»....

    Методическая разработка «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Погода»)

      Цель данной методической разработки: познакомить детей со значением слова-доминанты «погода».Задачи.1. Познакомить детей со словом-доминантой «погода» и его понятийным содержа...

    Обогащение лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Снег»)

    Конспектсовместной деятельности педагога и детей (на основе разных видов деятельности) (работа со словом-доминантой «снег»)...

    Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОО (на примере работы со словом-доминантой «ПОСУДА»)

    Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОО (на примере работы со словом-доминантой «ПОСУДА»)...