Главные вкладки

    Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Снег».
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Зорькина Оксана Юрьевна

    Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ,  на примере работы со словом-доминантой «Снег». 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_po_dominante_sneg.docx24.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта работы со словом-доминантой «Снег»

    Этап

    Цель

    Дидактическое содержание

    Методические приемы

    1 Этап

    ознакомления

    Знакомство

    детей

    со словом-доминантой

    и его

    понятийным содержанием (значением)

    Снег – твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шести лучевых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже нуля градусов.

    Чтение рассказа З.Трофимова «Снег – что это такое?»

    Проблемный вопрос: «Что такое снег?»

    Воспитатель дополняет ответы детей и дает словесное объяснение слова-доминанты «снег»

    2 Этап

    ориентации

    – осмысления

    Знакомство

    детей с

    семантическим полем

    на основе

    одного вида

    отношений 

    доминанты

    Доминанта снег.

    Вид отношений – отношения качества.

    Семантическое поле – полезный, красивый, липкий, защитный, согревающий, мягкий, талый, твердый, воздушный.

    Воспитатель показывает иллюстрации с изображением полезных качеств снега и совместно с детьми обсуждает.

    3. Этап

    организации

    Моделирование детьми

    семантического поля

    (составление семантических полей на основе разных видов отношений 

    доминанты)

    Доминанта – снег.

    А) Вид отношений – отношения состояния.

    Семантическое поле – холодный, мокрый, талый, сырой, белый, грязный, пушистый, воздушный, рыхлый, красивый.

    Воспитатель организует дидактическую словесную игру «Я начну, а ты продолжи» и организует проведение опыта «Свойства снега» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений состояния слова-доминанты.

    Б) Вид отношений – отношения действия.

    Семантическое поле – летает, тает, кружится, радует, украшает, защищает, белеет, освежает, хрустит, скрепит.

    Воспитатель организует дидактическую словесную игру «Подбери как можно больше слов-действий», предлагает отгадать загадку для моделирования детьми семантического поля на основе отношений действия слова-доминанты.

    В) Вид отношений – отношения принадлежности к одной части речи (существительные).

    Семантическое поле – снежинка, снежок, снеговик, снегурка, снегурочка, снегоступ, снегопад, снегоход, снегоуборщик, снегоочиститель, снеговичок, подснежник.

    Воспитатель организует дидактическую игру «Кто больше вспомнит?» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений принадлежности к одной части речи (существительные) слова-доминанты.

    Г) Вид отношений – отношения принадлежности к одной части речи (прилагательные «снежная», «снежный»).

    Семантическое поле – баба, гора, вьюга, равнина, погода, долина, королева, пурга, тропа, зима.

    Семантическое поле – дом, ком, сугроб, вихрь, ураган, город, шар.

    Воспитатель организует эстафету «Кто быстрее подберет» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений принадлежности к одной части речи (прилагательные «снежный», «снежная») слова-доминанты.

    Д) Вид отношений – отношения сказочности.

    Семантическое поле – снежная королева, снегурочка, снежный кот, снежный заяц, снеговик-почтовик, падал прошлогодний снег.

    Воспитатель показывает иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев; чтение сказки по выбору детей для моделирования детьми семантического поля на основе отношений сказочности слова-доминанты.

    4 Этап применения

    Овладение детьми

    смысловой

    стороной

    слова-доминанты

    А) Речевая ситуация «Лесенка»: придумать однокоренные слова со словом-доминантой «снег».

    Семантическое поле

    снег, снегоступ, снеговой, снегопад, снегоход, снегоуборщик, снегоочиститель, снеговичок, снежок, снежковый, снежный, снежинка, снегурка, снегурочка, подснежный, подснежник.

    Воспитатель организует дидактическую игру «Лесенка» для овладения детьми смысловой стороной слова-доминанты и умением использовать доминанту в соответствии с контекстом конкретной речевой ситуации.

    Б) Речевая ситуация: объяснить смысл устойчивых словосочетаний-выражений: 

    «Как снег на голову»,

    «Искать прошлогодний снег»,

    «Снежный человек».

    Воспитатель предлагает детям объяснить смысл доминанты в соответствии с контекстом художественного слова.

    Домашнее задание

    Предложить детям поучаствовать в конкурсе «Лучшая снежинка»

    Воспитатель объясняет суть выполнения домашнего задания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Воздух»)

    С помощью технологии обогащения лексического запаса  детей дошкольного возраста (ТОЛЗ)  обогащается лексика ребенка, расширяется его словарный запас за счет лексики семантических п...

    Методическая разработка по теме: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, (на примере работы со словом-доминантой «Снег»).

    Методическая разработка слушателя курсов повышения квалификации по программе «Проектирование образовательной работы по реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (...

    Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Вода».

    Технологическая карта технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ,  на примере работы со словом-доминантой «Вода»....

    Методическая разработка «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Погода»)

      Цель данной методической разработки: познакомить детей со значением слова-доминанты «погода».Задачи.1. Познакомить детей со словом-доминантой «погода» и его понятийным содержа...

    Обогащение лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Снег»)

    Конспектсовместной деятельности педагога и детей (на основе разных видов деятельности) (работа со словом-доминантой «снег»)...

    Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОО (на примере работы со словом-доминантой «ПОСУДА»)

    Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОО (на примере работы со словом-доминантой «ПОСУДА»)...