Статья: «Развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактической игры».
статья по развитию речи (средняя группа)

Зарубина Юлия Александровна

Мастер-класс по работе с дидактическим пособием по развитию речи В.В.Гербовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_ns_portal.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Развитие диалогической  речи у детей среднего дошкольного возраста  с помощью дидактической игры».

Что такое диалогическая речь? Это умение  слушать и слышать собеседника, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и самому задавать вопросы. Уровень диалогической  речи зависит от объема словаря и от уровня  овладения грамматическим строем речи. Я работаю по методике развития речи Валентины Викторовны Гербовой, которая предлагает использовать в работе с детьми наглядно  - дидактическое пособие «Развитие речи в детском саду» для занятий с детьми 4-6 лет.

В пособии 8 карточек-картинок, есть описание заданий  по каждой картинке отдельно как дополнительный материал, способствующий диалогическому развитию речи  вне занятий. Мне это пособие понравилось тем, что здесь предоставляется ребенку ситуация выбора с опорой на свой личный опыт. Я хочу вам рассказать, как я использую это пособие  в своей работе с детьми и как я его разнообразила.

Итак, цель пособия: Способствовать гармоничному речевому развитию детей в процессе диалога.

Задачи, которые можно решить с помощью этого пособия:

  1. С помощью картинок-подсказок учить делиться своими представлениями об окружающем его мире: своим личным опытом о событии из жизни.
  2. Продолжать учить детей в произвольной форме высказывать свое мнение по интересующему воспитателя вопросу.
  3. Продолжать развивать умения участвовать в беседе, отвечая на вопросы и задавать их.

Например, я напомню пример диалога  по картинке «Головные уборы», как  это предлагает делать  автор.

Воспитатель показывает детям картинку и спрашивает, каким словом можно назвать все вещи, изображенные на ней. Затем интересуется, кому какой головной убор особенно понравился. При необходимости подсказывает названия головных уборов. Спрашивает, видели ли дети на ком-нибудь яркую красную шляпу, украшенную пером (мушкетерская шляпа).

«А в каком головном уборе вы бы отправились в гости зимой? Летом?..» – выясняет педагог.

Я решила модернизировать это пособие, добавив к нему сюжетные картинки, чтобы замотивировать детей на беседу и использовать в диалоге не одну, а сразу две  картинки или три из пособия. Получается сюжетная линия в разговоре. Благодаря этому варианту индивидуальный разговор воспитателя и ребенка превращается в беседу воспитателя и подгруппы детей. Это интереснее для самих детей и эффективнее для развития диалогической речи.

Беседа происходит за столом по картинкам с подгруппой из 3-4 детей. Предлагаю вариант беседы:

Сейчас мы с вами побеседуем с помощью трех картинок:

  1. Скажите, пожалуйста, какое интересное событие изображено на картинке? (день рождения)
  2. Как вы догадались? (торт, много детей, все улыбаются)
  3. Вы тоже ходите на день рождения? (да)
  4. Как вы - гости к нему готовитесь? (идем в магазин и покупаем подарок)
  5. Да, вот сейчас вы  и расскажите, как вы выбираете подарок имениннику, а помогут вам в этом картинки – подсказки. В магазин вы пойдете с сумкой, да? Какую возьмете?

Опишите свою сумку. Дети описывают.  Хорошо, а теперь мы пришли в магазин игрушек, выбираем подарок другу

Только определимся, кто именинник - мальчик или девочка? Мальчик.

Что выберет Света? Я хочу купить другу полицейскую машину.

Что подарит другу Максим ? Я подарю строительный конструктор. Я сам тоже в него люблю играть.

Во время игры дети добавляют свои комментарии из личного опыта, делятся впечатлениями из личной жизни. Такие беседы позволяют мне как воспитателю лучше узнавать своих детей.

Я задаю вопросы лично про детей: что вам  дарят  на день рождения? Кто приходит в гости на ваш праздник?

Это вариант диалога с общими картинками и только с воспитателем. Необходимо закреплять полученные умения в самостоятельной деятельности, чтобы дети без воспитателя смогли поговорить на понятные и интересные им темы. Для этого я изготовила дидактическую игру,  в которой дополнительно к сюжетным картинкам и к  картинкам – подсказкам  добавляются предметные -  индивидуальные. Темы разные, согласно тематическому плану или по желанию детей.

Чтобы дети умели общаться, мы – воспитатели создаем условия для возникновения разговора, вызываем желание рассказать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему «Развитие грамматически правильной речи детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх»

Хорошая речь - важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительност...

Из опыта работы: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру»

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития....

«Развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры. Дидактическое пособие «Волшебный сундучок»»

В своей работе с детьми, я уделяю большое внимание дидактическим играм, так как это хороший способ научить детей адекватно воспринимать вещи (развить сенсорные способности). Дидактические игры вызываю...

План работы по самообразованию в средней группе по теме: "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

Цель: Создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы...

Программа саморазвития воспитателя Салаевой Любовь Валентиновны «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры» на 2020-2023 год

Программа саморазвитиявоспитателя Салаевой Любовь Валентиновны«Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры» на 2020-2023 год...

"Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

формирование и развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста....