Главные вкладки

    "Использование технологии синквейн в развитии речи старших дошкольников"
    статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

    Пустоветова Надежда Павловна

    Доклад на тему "Использование технологии синквейн в развитии речи старших дошкольников"  - инновационные технологии, применяемые в работе с детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_sinkveyn.docx25.54 КБ

    Предварительный просмотр:

       

                  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад 5 "Сказка"

    "Использование технологии синквейн в развитии речи старших дошкольников" (выступление на конкурсе "Инновационные методики и технологии применяемые в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста")

    Воспитатель: Пустоветова Н.П 

    2019 г

     Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является в этой деятельности направляющей, развивающей. В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников.

             Говоря о формах, методах и приемах развития познавательно – речевых способностей обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение, одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии  речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.  На любой непосредственно образовательной деятельности дети получают от нас информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле. 

            Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже не в деловой обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение речью - это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависят и социальный статус человека и профессиональная карьера.

    Многолетний опыт работы с детьми подтверждает, что чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности. Вот здесь на первый план выходит раннее обучение детей грамоте.  Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.     Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

              Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

            Эта технология универсальна. Синквейн используется как метод развития образной речи. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

            Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего перед детьми открываются новые творческие интеллектуальные возможности; эта технология  способствует обогащению и актуализации словаря;  является диагностическим инструментом; носит характер комплексного воздействия  - развивает речь, память, внимание, мышление; используется для закрепления изученной темы;  является игровым приемом.

    Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками основывается на развитии лексико-грамматических средств языка и связной речи.

              В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением. Для этого используются дидактические игры и упражнения по развитию речи.

    Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие — в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

            Могут быть использованы такие варианты работы:

    -составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

    - составление синквейна по прослушанному рассказу;

    - коррекция и совершенствование готового синквейна;

    - анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить).

    - полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

            Синквейн целесообразно использовать:

     На занятиях для закрепления изученной лексической темы,

    для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте,

     на занятиях по развитию связной речи.

                 Алгоритм синквейна для дошкольников похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом. Для детей, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают устные сочинения, а затем красиво оформляют их с родителями.

    Правила составления синквейна.

    Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

    Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

    Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

    Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

    Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд).

                  Синквейны - сочинения пишутся один раз в неделю, или в две и имеют различную тематику, что находит свое отражение в перспективном планировании. Лексические темы служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку и  его качествам, явлениям природы, животным, птицам, праздникам, различным датам. Ребенок должен еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это ни делал, у него есть всегда огромное желание сидеть в поэтическом кресле и читать свое стихотворение всем. Один из любимых разделов - "Мое любимое животное". С особым старанием дети пишут синквейны по темам "Моя улица", "Мой город".

                  Эта работа благодаря отзывчивости, пониманию, помощи педагогов и родителей дает прекрасные результаты в формировании и развитии устной и письменной речи ребенка, быстрому росту словарного запаса, умению составлять ассоциативные ряды. Дети учатся интонационно правильно, выразительно, эмоционально читать свое произведение, держать карандаш, понимать напечатанное, видеть строку. У них вырабатывается устойчивый почерк, они начинают овладевать правилами орфографии. А самое главное - эта работа является неиссякаемым источником для творчества всех - детей и взрослых. Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений. Но самое главное в этой работе -  это то, что синквейн получается у всех!

    Образцы детских  сочинений синквейна

    Лексическая тема «Грибы»

    1. Гриб  

    2. Съедобный, старый.

    3. Стоит, растет, прячется

    4. Люблю жаренные грибы

    5. Полянка

    1. Боровик

    2. Белый,  вкусный, холодный.

    3. Лежит на земле, прячется, растет.

    4. Не люблю их есть.

    5. Лес

    Лексическая тема «Осень»

    1. Листья

    2. Осенние, желтые

    3. Падают, летят, растут.

    4. Люблю собирать листья.

    5. Голые деревья.

    Лексическая тема «Овощи»

    1. Помидор                                            

    2. Красный, вкусный                            

    3. Высеть, расти, катиться                    

    4. Он очень красивый                        

    5. Салат                                                                

    1. Огурец   

    2. Сочный, большой, зеленый

    3. Растет, зреет, висит

    4. Люблю есть огурцы

    5. Огород 

    1. Морковь                                            

    2. Вкусная, сладкая                                

    3. Растет, вариться, сидит                     

    4. Люблю еѐ кушать                              

    5. Гладкая                                                           

    1. Свекла

    2. Красная, вкусная 

    3. Растет, вылезает из земли, вянет

    4. Я люблю еѐ кушать 

    5. Огород

    1. Капуста

    2. Зеленая, хрустящая

    3. Продается, растет, варить

    4. Еѐ кушают люди

    5. Пирожки

    Лексическая тема «Посуда»

    1. Посуда.         

    2. Чистая, прозрачная.

    3. Мыть, варить, расписывать узорами.

    4. Посудой можно брякать.

    5. Хочется покушать.

                                              

    1. Посуда

    2. Белая, глубокая

    3. Налить, разбить, поставить

    4. Осторожно…

    5.  Хочется помыть.

    Лексическая тема «Фрукты»

    1. Яблоко

    2. Круглое, сочное

    3. Лежит на тарелке, висит на ветке.

    4. Люблю яблочный компот

    5. Дерево

                                                                     

    1. Груша

    2. Зеленная, сладкая

    3. Продается, моется, лежит

    4. Я люблю еѐ кушать

    5. Дом

    1. Апельсин

    2. Оранжевый, вкусный.

    3. Лежать в вазе

    4. Делить на дольки

    5. Стол

                                                           

    1. Банан

    2. Желтый,  сладкий

    3. Мыть, снимать кожуру, есть

    4. Я его кушаю

    5. Холодильник

    Лексическая тема «животные»

    1. Лиса

    2. Хитрая, пушистая

    3.Ловит, ест, ходит тихонько

    4. Не люблю – хитрит и ест мышей

    5. Съела колобка

                                                             

    1. Кошка

    2. Ласковая, домашняя

    3. Мяукает, царапает, прыгает

    4. Люблю котенка

    5. Пушистая шерстка у нее

    Лексическая тема «Зима»

     

    1. Зима

    2. Белая, волшебная

    3. Зима подарила снег, укутала деревья, дарит горки

    4. Люблю кататься на горке

    5.  Холод

     

    1. Зима

    2. Холодная, снежная.

    3. Морозит, наступает, приходит.

    4. Я люблю зиму.

    5. Я строю горки, крепость.

     

     

                                                                             

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей: "Использование технологии "Синквейн" в развитии речи дошкольников с ОНР"

    Консультация для родителей : "Использование технологии "Синквейн" в развитии речи дошкольников с ОНР"...

    Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

    От правильной связной речи зависит будущее каждого ребенка – его дальнейшая жизнь и профессиональная деятельность....

    Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

    Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

    Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

    Хорошо сформированная речь – это искусство, которому следует учиться не один год. От правильной связной речи зависит будущее каждого ребенка – его дальнейшая жизнь и профессиональная деяте...

    План работы по самообразованию на 2019– 2020 учебный год Тема: «Использование технологии «Синквейн» в работе с старшими дошкольниками»

    План работы по самообразованию на 2019– 2020 учебный год Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-...