НОД для старшей группы " В мире сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Минаева Ирина Михайловна

 

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с величайшим богатством народной культуры - сказками;
  • Формировать интерес к устному народному творчеству;
  • Учить детей узнавать отдельные сказки по характерным признакам; отгадывать сказки;
  • Обогащать и активизировать словарь детей;
  • Воспитывать  в детях чувство сопереживания, доброжелательное отношение к героям сказок и друг другу;
  • Развивать интонационную выразительность, навыки подражания, побуждать детей к импровизации.

Медиа – объекты: (сказки, музыкальное сопровождение, иллюстрации)

Оборудование :сундук, картинки с изображением сказок, ширма

Предварительная работа: чтение художественной литературы, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

Активизация словаря: иллюстрация, ковёр - самолёт, сказочница.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_st_gr.docx41.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по сказочному островку»



Составила: воспитатель старшей группы

«Петушок» Садкова Л.Б.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель:

Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.

 Задачи:

Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь.

Развивать мышление, зрительную память, наблюдательность.

Развивать мелкую моторику рук и движений.

Развивать  умение согласовывать свои действия с партнерами, желание преодолевать препятствия.

Воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус.

Воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.

 Обеспечить развитие психических процессов: речь, воображение, память мышление.

 Побуждать детей к приобщению к устному народному творчеству.

 Демонстрационный материал: иллюстрации к сказкам, наглядный материал к заданиям, выставка детских рисунков с изображением любимых сказочных героев, выставка книг со сказками.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Методические приёмы:

Наглядные: иллюстрации к сказкам, выставка детских рисунков, выставка книг с русскими народными сказками, интерактивная доска, волшебный сундучок, пазлы со сказками.

Словесные: беседа, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры.

Ход занятия.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите. А как вы думаете,  кто придумывает сказки? 
-А придумывали сказки люди, народ, и рассказывали их друг другу; так через века и дошли до нас сказки. Поэтому сказки и называются – народные.

Воспитатель:  Как вы думаете, что такое сказка? (ответы)
Правильно: необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.
-Какие бывают сказки? (Ответы)

Правильно: Волшебные, поучительные, остроумные.
Воспитатель: Вспомните, какими словами начинаются сказки?
Дети: Жили – были; в некотором царстве, в некотором государстве…
Воспитатель: Как заканчиваются сказки? 
Дети: добро побеждает зло, по-доброму, счастливый конец, мы радуемся вместе с героями.
- Ой, ребята, у нас на  островке появился волшебный сундучок, посмотрим, что в нём, (
пытается открыть) не открывается, что же делать? (Смотрите, на нем письмо – что же там написано?)

- Я герой из сказки, принес вам подсказки

Хотите узнать, что в сундучке, скорее помогите мне!

Вот вам задания – пройдите испытания!(достает конверты с заданиями).

Воспитатель:

И так первое задание, слушайте внимательно, я прочту отрывок из сказки, а вы назовите полное название сказки: 
1.« Позвала Жучка кошку, кошка за жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку…..». (
Репка.)
2.« Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит - «Я лучше на крыше жить буду.- Ты нас раздавишь. - Нет, не раздавлю. (
«Теремок»)
3.Пришла она в самую чащу, в самую глушь. Видит - стоит избушка. Постучала, не отвечают. Толкнула она дверь, та и открылась». («
Маша и медведь»)

4. Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь, дело – то было зимою. («Лисичка – сестричка и Серый волк»).

Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы справились замечательно. Что же нам сундучок приготовил еще? (открывает  2-й конверт с заданием)

Воспитатель: Я называю первое слово из названия сказки, а вы отгадываете полное название сказки.
1) Гуси - (лебеди)
2) Красная - (Шапочка)
3) Заюшкина - (избушка)
4) Царевна- (лягушка)

Молодцы, хорошо и с этим заданием справились.
А теперь отдохнуть пора.

В круг вставайте дружно,

в сказки поиграть нам нужно.

  1. Мышка быстренько бежала (бег на месте)
    Мышка хвостиком виляла (имитация движения).
    Ой, яичко уронила (наклоняются, «поднять яичко») 
    Посмотрите - ка разбила (показывают на вытянутых прямо руках)

    2. Вот мы её посадили (наклоны)
    И водой её полили (имитация полива)
    Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)
    А теперь её потянем (имитация движения).
    И из репки кашу сварим (имитация еды).
    И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать силу).

3. Замесила бабушка не булку, не оладушки
(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево – вправо).
Доставала из печи
(Приседания).
Не пирог, не калачи
(Повороты туловища влево – вправо, руки в стороны).
Как поставила на стол,
(наклон вперед и руки вытянуть)
Он от бабушки ушел.
(Прыжки).
Кто же бегает без ног?
(Хлопки в ладоши).
Это желтый Колобок!
(ходьба на месте)

Отдохнули, а теперь следующее задание (у доски).

Воспитатель:

- Я буду показывать вам иллюстрации сказок, а вы внимательно посмотрите, и назовите мне сказку: (Иллюстрации к сказкам на интерактивной доске)
« Маша и медведь», « Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Василиса Прекрасная», «Кот, Петух и леса», «Белоснежка и семь гномов», «Снегурочка», «Дюймовочка», «Три медведя», «Три поросенка».

Воспитатель: Вокруг нас и там и тут сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки.
Называйте, посмелей,
Этих сказочных друзей! («Назови героев сказки»).

- Назовите имя сестрицы, у которой братец превратился в козлёночка? ( Алёнушка)
- Кто разбил яичко в сказке « Курочка ряба»? 
(Мышка).
- Кто был первым, кого повстречал на пути колобок? 
(заяц)
- У Золушки с ножки
свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной …  
(туфелька)

- Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.  
(Мышка из русской народной сказки "Репка")

- Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?  (
козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

- Не лежалось на окошке,

  Покатилось по дорожке.   («Колобок»)

- Ах ты, Петя, простота,

  Сплоховал немножко,

  Не послушался кота,

  Выглянул в окошко.    («Кот, петух и лиса»)

-  Нет ни речки, ни пруда,

   Где воды напиться?

   Очень вкусная вода

   В ямке от копытца.   («Сестрица Алёнушка  и братец Иванушка»)

-  Красна девица, грустна

   Ей  не нравится весна,

  Ей на солнце тяжко,

  Слёзы льёт бедняжка.       («Снегурочка»)

- По тропе, шагая бодро,

  Сами воду тащат вёдра.    («По щучьему веленью»)

Молодцы ребята, отлично справились с заданиями, вы настоящая команда! Давайте покажем, какие мы молодцы! (пальчиковая гимнастика «Вот так!»)

Как живёшь? Вот так!

 Как идёшь? Вот так!

 

Как берёшь? Вот так!

 Как даёшь? Вот так!

 Как грозишь? Вот так!

 Ночью спишь? Вот так!

Ждёшь обед? Вот так!

 А шалишь? Вот так!

Показать большой палец.

 Пошагать двумя пальцами одной  

 руки по ладони другой.

 Тремя пальцами.

 Раскрытой ладонью.

 Указательным пальцем.

 Все пальцы сложить «лодочкой» и  

 положить на них голову.

 Кулачок под щёку.

 Надуть щёки и ударить по ним

 ладошками.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

- У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?  
(Буратино)

- Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?  
(Три медведя)

- Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?  
(Три поросенка)

- Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ...
(Айболит).

Воспитатель:

Ребята, а давайте каждый построит теремок, чтобы все добрые, сказочные герои приходили к нам в гости. (достает палочки Кюизинера).

Воспитатель: Ребята, вы так старались, правильно отвечали на вопросы , выполнили все задания , и мы сейчас попробуем открыть волшебный сундучок посмотрим, что в нём - открываем, а там - для всех ребят подарок - большая книга сказок.

- За ум и смекалку сказать спасибо я хочу,
Тем, кто трудился, тем, кто старался - вот этот подарок вручу , эта книга сказок для вас,ребята.

-В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят вам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный досуг для детей старшей группы «В мире сказок»

продолжать развивать двигательные умения и навыки;расширять представление детей о вариативном использовании физических упражнений для укрепления здоровья;воспитывать быстроту и ловкость;воспитывать ко...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В мире сказок К.И. Чуковского»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе«В мире сказок К.И. Чуковского»Цель: Показать детям удивительный мир сказок К. И. Чуковского, их мудрость и красоту....

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "В мире сказок"

Цель. Продолжать знакомить детей с величайшим богатством народной культуры – сказками....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В мире сказок К.И. Чуковского»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "В мире сказок К.И. Чуковского"...

Конспект литературной викторины с детьми старшей группы «В мире сказок»

Конспект литературной викторины предназначен для детей старшего дошкольного возраста. В Ходе викторины дети погружаются в мир сказок. Занятие способствует развитию речи, коммуникативных умений. В конс...

Проект в старшей группе «В мире сказок К. И. Чуковского»

Актуальность проекта: Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой. Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: ...