Проект Родное слово:" Фольклор как средство развития речи и словесного творчества старших дошкольников".
проект по развитию речи (старшая группа)

Кемерова Любовь Александровна

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора в совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rodnoe_slovo._razvitie_rechi.st_._gruppa.docx131.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Родное слово

Фольклор как средство развития речи и словесного творчества старших дошкольников.

Информационная карта проекта

П/н

Раздел

Содержание

Направленность проекта

Формирование речевой культуры дошкольников средствами устного народного творчества

Тема

«Родное слово»

Фольклор как средство развития речи и словесного творчества старших дошкольников

Автор - составитель

Кемерова Любовь Александровна, воспитатель детского сада, город Кемерово

Участники и адресаты проекта

Дети старшей группы, 5-6 лет, (30 человек: 20 девочек и 10 мальчиков)

Родители воспитанников старшей группы;

Воспитатели старей группы

Сроки

05.09.2018 г. – 25.08.2019 г.

Тип проекта

По времени: долгосрочный;

По характеру: в рамках ДОУ;

По числу участников: групповой;

По содержанию: 

воспитательный;

познавательно – исследовательский;

творческий.

Проблема

Недостаточно знаний у детей о культуре русского народа, устного народного творчества; недостаточный уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста владением устной речью: диалогической и монологической.

Методы и формы проекта

Формы:

занятия, досуги, развлечения, экскурсии, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).

Методы:

наблюдение, рассказ, чтение художественной литературы, игры, показ.

Дидактические:

перспективный план;

конспекты тематических занятий; развлечений.

Дидактические принципы, лежащие в основе проекта

•Системность и последовательность

•Доступность

•Наглядность

•Сознательность и активность

•Прочность знаний и умений

Виды детской деятельности

Игровая

•Коммуникативная

•Музыкальная

•Изобразительная

•Познавательная

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие;

Познавательное развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Физическое развитие.

Аннотация

Организация и осуществление проектной деятельности с целью создания благоприятных педагогических условий для формирования развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора. Проект включает в себя три этапа: диагностико-аналитический, основной, контрольно-оценочный, предполагает продолжительность реализации 11 месяцев.

Ресурсы

Нормативно–правовая база:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

 Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 г. №393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

 ФГОС. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

Устав ОУ

Кадровое обеспечение:

 Квалифицированные педагогические кадры ДОУ.

Методические:                                                                                Программа «Радуга»: программа воспитания, образования и развития детей в условиях детского сада (Гризик Т. И.; Доронова Т. Н. и др.)                                                                                             Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» (Князева О. Л.; Маханева М. Д.)                       Методики определения уровня речевого развития: Струниной Е. М; Ушаковой О.С.; Макаровой В. Н.; Ставцевой Е. А.;                                      Дидактические игры Бондаренко А. К. (рекомендованы программой)              

Технические и материальные ресурсы:

 Наличие библиотеки научно – методической и художественной литературы.                                                                                            Наличие аудиовизуальных средств (кассеты аудио, ДВД диски, видеокассеты, диафильмы, музыкальный центр, ИКТ).                                                  Наглядные материалы                                                           Материалы для работы с родителями                                   •Наличие и использование в работе подлинных музыкальных русских народных инструментов: балалайка, бубен, рожок, гармошка, трещотка, дудка.                                                                  Созданные в группе уголки ряженья для игровой, музыкальной и театрализованной деятельности.                                        Наличие музыкального зала, аудитории, позволяющей вместить всю группу;

Актуальность

Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первое впечатление о ней.

Цель

Создание благоприятных педагогических условий для формирования связной речи у детей средствами малых форм фольклора в совместной деятельности. Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

Задачи

Выявить теоретические основания проблемы проекта на основе изучения и обобщения научно-методических источников.

Разработать план реализации проекта по этапам.

Сформулировать критерии, показатели результативности реализации программ основного этапа реализации проекта.

 Представить возможные риски при использовании комплекса мероприятий и пути их минимизации.

Выявить уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста в данном ДОУ.

Выявить результат реализации проекта на основе использования: метод наблюдения, беседа, игровые методы.                                                           Составить методические рекомендации для педагогов и родителей.                                                                          Разработать прогноз, перспективу реализации проекта.

Значимость проекта

Дети: развивают речь, устойчивый интерес к культуре русского народа, знание детьми устного народного творчества.

Воспитатели: продолжают осваивать метод проектирования; развивают у детей речь: монологическую и диалогическую; познавательный интерес, творческое мышление, исследовательско- познавательную деятельность.

Родители: активно принимают участие в жизни группы.

Предполагаемый результат

1.Созданы благоприятные педагогические условия для формирования у детей развития связной речи в результате проведения работы средствами малых форм фольклора.

2.Выявлен уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста;

3.Сформулированы критерии и показатели результативности, риски;

4.Родители являются активными участниками воспитательного процесса.

Ожидаемый результат

Познакомить детей с укладом жизни и быта русского народа,

Обогатить социальный быт дошкольников, расширить их кругозор;

У детей повысить интерес к устному народному творчеству;

• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

У детей сформируются представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения;

Сформируется коммуникативная и социальная компетентность детей;

У родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития    ребенка;

Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;

22.

Продукт проекта

1.Комплекс методических рекомендации для педагогов ДОУ по формированию речевой культуры у детей старшего дошкольного возраста.

2. Создана картотека по народному творчеству.

3. Создан уголок «Русская изба».

4. Выступление на педагогическом совете, показ презентации.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

«Фольклор» - (в переводе с английского на русский - «народная мудрость, знание»), обозначает различные проявления народной духовной культуры и включает в себя все поэтические и прозаические жанры, а также обычаи, обряды и традиции в сопровождении устного словесного художественного творчества. Устное народное творчество представляет собой обширный пласт русской культуры, формировавшийся на протяжении многих столетий. В произведениях русского фольклора отражаются многие чувства народа и его переживания, история, серьезные раздумья о смысле жизни, юмор, веселье и многое другое.

Ознакомление детей с фольклором является сложным педагогическим процессом, который включает в себя:                                                                                                       - расширение представлений у детей дошкольного возраста, о русском народном искусстве, народном быте, культуры, о традициях и обычаях;                                             - накопление сенсорно – эмоциональных впечатлений о произведениях народно – прикладного искусства;                                                                                                               - обобщение детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально – театральную деятельность; приобщение детей к народным играм;                                                                                                                        - развитие речи детей, обогащение словаря;                                                                                    - воспитание и формирование личности ребёнка.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным и качественным процесс обучения и воспитания. Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования: на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Задачи образовательной области «Речевое развитие» ФГОС ДО:

владение речью как средством общения и культуры;                                        обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;                                                                     развитие речевого творчества; развитие звуковой интонационной культуры речи, фонематического слуха;                                                                                                  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;                                                    формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Развитие речи у дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс в области речевого развития ребёнка, основными задачами образовательной деятельности является создание условий для формирования основы речевой и языковой культуры совершенствования разных сторон речи ребёнка.

 Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

- Владение речью как средством общения и культуры;                                                   - Обогащение активного словаря;                                                                                          - Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;                                                                                                                                                                     - Развитие речевого творчества;                                                                                                         - Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;                                                                                                                              - Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;                           - Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;                                                                           - Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Требования к результатам освоения образовательной программы ДО:

•ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли   •может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения                                               •может выделять звуки в словах                                                                                                     •у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Основная идея разработки и реализации проекта заключается в том, что использование разнообразных форм фольклора позволяет активацию познавательной, речевой деятельности, приобщении детей к русской национальной культуре, успешного освоения социальной жизни в этнокультурном пространстве, а также развивать и стимулировать речь дошкольников.

План реализации проекта.

Этапы

Содержание

1 этап

Диагностико - аналитический

Цель: Осуществление диагностической деятельности, выявление психолого – педагогических потребностей родителей, анализ отношение родителей к данной проблеме. Анализ программы, создание условий для реализации проекта, изучение соответствующей литературы; разработка плана - программы сотрудничества ДОУ и семьи; планирование работы по организации работы с детьми для реализации задач проекта.

2 этап

Основной

Цель: реализация разработанных планов педагогической деятельности с детьми; проведение досуговых мероприятий с привлечением детей, родителей; организация совместной деятельности педагогов детского сада, семьи и социума.

3 этап

Контрольно-оценочный

Цель: обобщение и презентация опыта работы и анализ достигнутых результатов.

Выявление перспектив дальнейшего сотрудничества ДОУ, семьи.

Этапы реализации проекта

1этап. Задачи:

1.Обследование актуальности темы, мотивация её выбора.

2. Определить цели и задачи, подобрать и проанализировать литературу по теме проекта.

3.Выбрать инструментарий диагностики.

4.Использовать диагностические методики: методики, наблюдение.

5.Обработать полученные результаты.

Используемые методики:

1.Методика «Назови, что это?»

Цель: выявление овладения обобщающими словами.  

Оборудование: картинки с изображением: одежды, музыкальных инструментов, мебели, кухонной утвари.

2.Методика «Подбери слово».

Цель: выявление умения подбирать слова, обозначающие качество действия.

3.Методика «Объясни действия».        

Цель: выявление понимания смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (при помощи приставок, которые придают словам различные оттенки).

4.Методика «Расскажи, какой».  

Цель: диагностика умений ребенка использовать при описании предметов(игрушек) слова, обозначающие существенные признаки.

Показатели результативности:  

•проанализированы психолого- педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста и подобрана литература по теме проекта;

•выявлен уровень речевого развития каждого ребенка и группы на начальном этапе реализации проекта;

•сформулированы направления деятельности для второго этапа реализации проекта.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Изучение литературы и методических пособий по проблеме применения в воспитании и обучении дошкольников детского фольклора

В течение года

Заведующая и педагоги ДОУ

2.

Анализ развивающей среды в группе

Август, сентябрь

Заведующая, старший воспитатель, педагоги группы

3.

Анкетирование родителей воспитанников с целью выявления заинтересованности в данной деятельности

Сентябрь, октябрь

Воспитатели группы

4.

Определение состава творческой группы по реализации проекта

Август

Заведующая, старший воспитатель, педагоги ДОУ

5.

Анализ состояния работы в ДОУ по использованию фольклора в развитии детей

Август, сентябрь

Заведующая, старший воспитатель, все педагоги ДОУ

6.

Разработка алгоритма использования фольклора в работе с дошкольниками

Сентябрь

Заведующая, старший воспитатель

7.

Заседание педагогического совета по вопросу реализации проекта в ДОУ

Август

Заведующая, старший воспитатель

8.

Внесение изменений в учебный план и в расписание организованной образовательной деятельности в связи с реализацией проекта

Сентябрь

Заведующая, старший воспитатель, воспитатели группы

9.

Консультирование педагогов ДОУ по вопросам внедрения технологии

Сентябрь

Заведующая

2 этап. Основной.

Задачи:

1.Разработать план мероприятий, способствующих формированию речевого развития, подобрать фольклорный материал, адекватно возрасту детей; составить картотеку разных видов детского фольклора для всех режимных моментов; подобрать иллюстрированную литературу с фольклорными произведениями.

2.Замотивировать дошкольников к усвоению новых форм и способов речевого общения, расширять словарный запас.

3.Включить в воспитательный процесс родителей дошкольников.

4.Провести завершающее мероприятие.

Шаги реализации.

На втором этапе реализации проекта составили перспективный план на основе реализуемой образовательной программы с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных задач включили в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность, формирование культурно- гигиенических навыков и систематизировали работу.

Очень важно было создать развивающую среду. Подобрали соответствующие настольно- печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Оформили уголок «Русская изба», в котором разместили предметы старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, помогающие детям ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются сегодня в быту. Для использования малых форм фольклора не только на мероприятиях по развитию речи, но и в музыкальной и продуктивных видах деятельности создали в группах центры музыки, театрализации и искусства.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Семинар-практикум «Использование фольклора в процессе организации организованной образовательной деятельности» (обучение для педагогов ДОУ)

Январь

Заведующая, воспитатели

2

Создание детского фольклорного ансамбля

Февраль

Воспитатели, музыкальный руководитель

3

Проведение недели фольклора ДОУ

Март

воспитатели

4

Оформление в группе фольклорного уголка, уголка «Русская изба»

В течение года

воспитатели

5

Составление картотеки методической литературы, пособий, игр, игрушек, видео и аудио материалов

В течение года

воспитатели

6

Совместное с детьми изготовление атрибутов, игр.

В течение года

Воспитатели, родители

7

Разработка системы планирования работы с детьми

В течение года

заведующий, воспитатели

8

Разработка конспектов организованной образовательной деятельности, экскурсий, бесед, праздников и досугов

В течение года

воспитатели

9

Приобретение необходимого оборудования

В течение года

Заведующий, заместитель заведующего по АХР

Поставив задачу познакомить своих ребят с детским фольклором, мы понимали, что это будет приобщение их к важной части духовной культуры народа. Интерес детей оказался огромен. Была проделана огромная работа по изучению темы, составлению конспектов занятий и сценариев народных праздников - всего того, что постепенно складывалось в систему. Старались использовать в повседневной жизни разнообразные формы фольклора. Жизнь детей в детском саду должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Просмотр открытых мероприятий с использованием фольклора

В течение года

Заведующая, старший воспитатель, воспитатели группы

2

Организация досугов, развлечений, игровых программ с участием родителей

В течение года

Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели группы, родители

3

Проведение смотра - конкурса на лучший фольклорный уголок

Ноябрь

заведующая, старший воспитатель, воспитатели группы

4

Анализ реализации проекта

Ноябрь, декабрь

Заведующая, все педагоги ДОУ

5

Создание методического материала и составление рекомендаций для ДОУ по вопросам использования фольклора в работе с детьми

В течение года

Заведующая, старший воспитатель, воспитатели группы

6

Проведения родительского собрания «Народное творчество в жизни ребёнка»

Апрель

Заведующий, воспитатели группы

7

Выступления детского фольклорного ансамбля

Март - Май

Музыкальный руководитель, воспитатели группы

8

Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализ

В течение года

Старший воспитатель, воспитатели группы

9

Педагогический совет на тему «Анализ реализации проекта»

Май

Заведующая, все педагоги ДОУ

Развивающая среда в реализации проекта:

сборники произведений устного народного творчества, люлька с куклой младенцем – Ванечкой и игровые персонажи фольклорных произведений                            • «музыкальный уголок», оснащенный народными музыкальными инструментами, • «уголок русской избы» (реальные предметы народного быта и интерьера).                          • «полочки красоты» с предметами декоративно – прикладного творчества и народными игрушками;

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:

•Заучивание потешек, прибауток, закличек;                                                     •Использование пословиц, загадок, поговорок;                                                               •Чтение художественной литературы;                                                                   •Использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев;                             •Проведение русских народных игр;                                                                       •Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;                                                                                                                  •Применение игрушек и изделий народных промыслов;                                          •Представление кукольного театра;                                                                           •Разыгрывание сценок и эпизодов сказок;                                                                               •Рассказ о народных обычаях и традициях;                                                            •Рассматривание иллюстраций о русском быте;                                                                      •Беседы, вопросы, разъяснения.

Формы образовательной работы с детьми.

  Организованная образовательная деятельность                                                                         Совместная деятельность.                                                                                                        Праздники и развлечения, театрализованная деятельность                                                                       Наблюдения в быту и природе                                                                                                     Экскурсии в музей и детскую библиотеку                                                                                Организация концертных мероприятий, конкурсов рисунков и поделок.                  Посещение тематических выставок (совместно с родителями).                                          Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

Календарно – тематическое планирование

Мероприятия

Задачи

Месяц

Ответственный

1.Беседа «Фольклор для детей»

2. Беседа «Ложки

деревянные»

3.Заучивание песни «Жили у бабуси»

4.Разучить пальчиковую игру

«Гусь».

Приобщать детей к народным традициям; формировать национальное самосознание через народную мудрость, отраженную через пословицы, прибаутки, потешки, народные сказки.

Знакомить детей с деревянными

ложками; учить держать, играть на них, побуждать выполнять простые игровые действия.

Слушать и запоминать народную песню, развивать память, эмоциональную сферу, закреплять навыки игры на ложках.

Учить соотносить движения с

текстом, развивать коммуникативные

навыки игрового взаимодействия.

Октябрь

Воспитатели группы

музыкальный руководитель и воспитатели группы

Воспитатели группы

1.ООД «Потешный фольклор»

2.Настольный театр «Гуси – лебеди»

3. «Весёлые

музыканты»

4. «Осенины»

праздник

Продолжать знакомить с у. н. т. – потешками, песенками, небылицами,

считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц и т.д.

Учить передавать содержание

сказки, исполняя простейшие роли.

Закреплять навыки игры на деревянных ложках; знакомить со звучанием колокольчика, продолжать учить детей водить хоровод.

Создать атмосферу доброты,

радости.

Ноябрь

Воспитатели группы

музыкальный руководитель и воспитатели группы

1.Беседа: "Знакомство с самоваром"

2. ООД «Гончарные мастеровые»

3.Математический фольклорный досуг «Развесёлый народ»

4. Беседа «С Новым годом со всем родом!»

Знакомить с предметами русского

быта: самоваром, с обычаями русского народа.

Знакомство с глиняной посудой: кувшин, плошка, миска; с помощью иллюстраций познакомить с особенностью гончарного промысла. Вылепить с детьми миску.

Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7,3.

Знакомство с традициями празднования Нового года.

Декабрь

Воспитатели группы

1.Познавательная беседа с использованием ИКТ «Рождество»

2. Беседа «Зимние

Забавы и праздники»

3.Развлечение «Маленькие

колядовщики»

4. Беседа «Колыбелька"

Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.

Дать элементарные представления

о традиционных зимних праздниках.

Знакомить с зимними русскими народными играми, забавами, учить детей слушать и подпевать колядки. Приучать детей к вежливому общению.

Формировать знания детей о традициях русского народа. Обогащение

словаря детей: зыбка, люлька. Развивать навыки описательной речи при составлении

рассказа "Моя кроватка".

Январь

Воспитатели группы

Музыкальный руководитель и воспитатели группы

Воспитатели группы

1.Беседа «Из уст в уста»

2.ООД «Народные художественные промыслы».

3.ООД «Красим платье барыне» (дымковская игрушка)

4. Дидактические игры. «Узнай по описанию». «Раз матрешка, два матрешка».

Объяснить детям, как раньше люди передавали свои знания, умения и устное народное творчество.

Дать детям представление об общности народных художественных промыслов и их различиях.

Закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи; подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки; закреплять приёмы рисования гуашью.

Закрепить знания детей о народных игрушках.

Февраль

Воспитатели группы

1.ООД «Приди, весна, с радостью».

2.Развлечение «Масленица»

3.Разучить рече-двигательную игру

«Солнышко-колоколнышко».

4.ООД «Путешествие в сказку»

Продолжать знакомить с временем года весна, ее особенностями, используя заклички, потешки, развивать интерес к народному творчеству.

Создавать атмосферу радости. Продолжать формировать знания детей о традициях русского народа.

Продолжать знакомить детей с народными играми; развивать речь, мышление, смекалку.

Продолжать работу по ознакомлению детей с устным народным творчеством: познакомить детей со сказкой «Жихарка».

Март

Воспитатели группы

Музыкальный руководитель и воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

1. «Жаворонушки

перелётушки»

2. Досуг «Угадай музыкальный инструмент»

3.ООД «В теремочке- теремке»

4.Разучивание р. н. игры «Горелки с платочком»

Познакомить детей с весенними закличками.

Продолжать учить на слух, закрытыми глазами, узнавать, какой инструмент звучит.

Активизировать в речи детей пословицы и поговорки о русском быте и гостеприимстве. Звуковая культура речи: отработка звуков «ж», «ш»; обогащение словаря детей: комод, половица, гребень.

Познакомить детей с новой игрой, с правилами игры. Создать радостное настроение.

Апрель

Воспитатели группы

Музыкальный руководитель и воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

1.ООД «Пасхальное яичко»

2.Беседа «Трудиться

всегда пригодится»

3.Развлечение «На зелёном, на лугу».

4.Итоговое ООД «Страна фольклора»

Развивать фантазию и мелкую

моторику рук, украшая пасхальное

яичко.

Повторить с детьми, какие профессии они знают, вспомнить пословицы о труде; воспитывать у детей уважение к своему и

чужому труду.

  1. Продолжать развивать личность ребёнка, его духовного мира посредством народного творчества.
    Продолжать воспитывать интерес к культурному наследию народа.

Май

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Музыкальный руководитель и воспитатели группы

Воспитатели группы

Дидактические игры.

Рассматривание иллюстраций, старинных изделий.

«Узнай по описанию»; «Раз матрешка, два матрешка»; «Подбери узор к платью барыни» и т. д.

Хохлома, гжель, дымковская роспись и т.д.

В течении года

В течении года

Воспитатели

группы

Воспитатели

группы

Чтение сказок 

Жихарка», «Заюшкина избушка», «Гуси лебеди», «Звери в яме», «Зимовье зверей», «По щучьему веленью», «Царевна-лягушка». «Пузырь, соломинка и лапоть». «Мужик и медведь» и т. д.

В течении года

Воспитатели группы

Подвижные игры 

«Горелки», «Салки», «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Золотые ворота» и т.д.

В течении года

Воспитатели группы

Знакомство с произведениями        малых форм народного фольклора 

песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д. Заучивание наизусть понравившихся

В течении года

Воспитатели группы

Чтение художественной литературы

Месяц

Рассказываем детям

Чтение

Заучивание наизусть

сентябрь

Р. н. сказка

«Крылатый, мохнатый да масляный»

Р. н. сказка

«Смоляной бычок»

Р. Н. скороговорки,

Прибаутки.

октябрь

Р. Н. сказка

 «Заяц-хвастун»

Эстонская н. сказка

«Каждый своё получил»

Р. н. песенка «Наш козёл»

Пословицы о труде

ноябрь

Мордовская сказка

«Как собака друга искала»

Р. н. сказка

«Смоляной бычок»

Литовская н. песенка

«Гречку мыли»

Р. н. поговорки

декабрь

р. н. сказка

«Мороз, солнце и ветер»

р. н. сказки «Снегурочка»

р. н. потешка «Пошла Маня на базар».

январь

р. н. сказка «Лиса и кувшин»

Просмотр мультфильма «Лисичка – сестричка и серый волк».

Загадывание и отгадывание загадок о зиме.

февраль

Украинская сказка

«Рукавичка»

р. н. сказка

«Два Мороза»

р. н. «На всех снег ложится».

март

Эстонская сказка «Каждый получил своё»

р. н. сказка «Хаврошечка»

р. н. закличка

«Иди весна,

Иди красна!»

апрель

Р.Н. сказка

«Лиса и кувшин»

Прослушивание аудио записи сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

р. н. дразнилки

«Лежебока, ха – ха – ха…»

май

Латышская сказка

«Каравай»

Сказка братьев Гримм

«Бременские музыканты»

р. н. игры

«Чурилки»

«Молчанка»

«Баба - Яга»

Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Форма взаимодействия

Содержание работы

Сообщения для родителей

«Фольклор в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

«Русская народная кукла в играх современных детей»

Консультации для родителей

Народная мудрость гласит» (пословицы и поговорки)

«Маленьким детям сказки лучше рассказывать»

«Корни национальной памяти»

Привлечение к обогащению предметно- развивающей среды

привлечением родителей и социума к созданию уголка «Русская изба»

Организация и проведение развлечений

«Осенины», «Маленькие колядовщики»

 «Широкая Масленица» «На лугу у нас веселье»

Проведение родительских собраний, экскурсий

«Ознакомительное»

«Народное творчество в жизни ребенка»

3 этап. Заключительный.

Задачи:

1. Обобщение результатов работы, анализ деятельности.

2.Использовать диагностические методики.

3.Обработать полученные результаты.

4.На основе полученных данных составить рекомендации для дальнейшей работы.

5.Составить отчет о проделанной работе.

Результаты реализации проекта.

Чтобы выявить результативность нашей работы было проведено диагностическое обследование детей в начале и в конце реализации проекта. В процессе диагностики широко использовалось систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (игры, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, конструктивная, театрализованная, музыкальная, элементарная трудовая деятельность и др.) Такие наблюдения нужны для того, чтобы проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, определить уровень освоения им знаний по народной культуре. 

Работа с детьми:

Изложенные в проекте концепции, положения, идеи, наблюдения послужили основанием для построения педагогического процесса на основе ознакомлению детей с фольклором; проект позволил повысить качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. У детей возрос интерес к народной культуре, активизировалось познавательное и художественно-творческое развитие, сформировались задатки нравственных качеств. Произошли существенные качественные изменения в сфере эмоциональной отзывчивости детей при восприятии фольклора, представлениях детей о фольклоре, их знаниях о народных играх и традициях.

Работа с семьёй:

Создана модель взаимодействия детского сада и семьи по использованию произведений детского фольклора в развитии дошкольников. По результатам анкетирования у родителей изменились взгляды на воспитание детей в домашних условиях.

Работа с педагогами:

Разработано перспективное планирование по использованию фольклора в работе с детьми старшей группы. Сформировано умение самостоятельно моделировать организационно – педагогическую деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

Оригинальность проекта:

•создание игровых миниатюр, инсценировка народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества;                                                                               обосновано значение подлинных видов фольклора в формировании духовного мира детей дошкольного возраста;                                                                                                 усовершенствование применение методов: планирование тематических дней; использование малых фольклорных форм в различных видах деятельности (игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, режимных моментов);                                                                                                                                       разработаны педагогические условия эффективного приобщения детей к русской традиционной культуре, представленные в педагогическом процессе взаимосвязью компонентов: духовного, музыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практического; комплексным подходом к освоению фольклора; воссозданием элементов традиционного уклада жизни: атмосферы большой семьи, уютного дома, сотворчества детей и взрослых;                                                                                               выстроена методика приобщения детей к народной культуре, опирающаяся на традиционный народный опыт;                                                                                                      проанализирован и отобран фольклорный материал, показаны пути его включения в жизнедеятельность дошкольного учреждения.

Теоретическая значимость.                                                                                                    Внедрение данного проекта вносит вклад в разработку проблемы приобщения детей к русской народной культуре, нравственно-патриотическому и познавательно-речевому развитию подрастающего поколения.

Практическая значимость проекта.                                                                                           Разработанная технология использования детского фольклора в работе с детьми дошкольного возраста способствует совершенствованию процесса приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, приносит пользу родителям для занятий с детьми в семейном кругу.

Критерии и показатели результативности

Познавательный: обогащение словарного запаса, овладение способами словообразования; свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств; повысился интерес к устному народному творчеству; дети используют в своей речи пословицы, поговорки, скороговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок, любят отгадывать и загадывать загадки.

Эмоционально-волевой: улучшение микроклимата в группе, повышен уровень навыков взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, правильно понимают эмоциональное состояние других людей (близких, друзей), активно выражают готовность помочь. Эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения. Способны управлять своим поведением, планировать свои действия.

Деятельностный: умение применять полученные знания для решения определённых задач поставленных перед ними; умение работать в коллективе; приобретение знаний, умений, навыков путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества.

Возможные риски и мероприятия по их минимизации

Риск 1. Слабая заинтересованность детей и родителей в данном проекте.        

Минимизация. Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности, беседы, поручения.

Риск 2. Нежелание родителей принимать участие в открытых мероприятиях проекта.        

Минимизация. Беседы с родителями, вовлечение родителей в демонстрацию показа своего творчества в рамках проекта (помощь в изготовлении костюмов, исполнение народного танца, песни и др., совместно с ребёнком)

Риск 3. Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.        

Минимизация. Индивидуальная работа с детьми и родителями (индивидуальные поручения).

Прогноз и перспектива

1. Проект «Родное слово» может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях, так как тема речевого развития всегда остается актуальной.

2. Продолжать работу по развитию связной речи детей с использованием малых форм фольклора и в подготовительной к школе группе.

3. Оформить мини-музей «Русская изба», в котором разместились бы предметы старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, помогающие детям ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются сегодня в быту.

Список литературы

Якобсон С. Г., Гризик Т. И., Доронова Т. Н. Программа Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада, М.: Просвещение, 2010, 11 с.

Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам народной культуры, Программа: учебно-методическое пособие, издание второе, дополнительное. Санкт-Петербург Издательство Детство – Пресс, 2010, 304 с., ил.

Струнина Е. М., Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004, 288 с.

Градусова Л. В., Левшина Н. И., Дементьева И. С. Диагностика речевого развития для детей дошкольного возраста: учебное пособие – Магнитогорск МАГУ, 2010, 96

Макарова В. Н., Ставцева Е. А. Диагностика развития речи дошкольников: методическое пособие – М.: Педагогическое общество России, 2007, 80 с.

Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие М.: Издательство центр Академия, 2012, 256 с.

Бородич А. М. Теория и методика развития речи детей: - М.: Просвещение 1981, 256 с.

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: - М.: Просвещение 1991, 160

Доронова Т. Н. Вместе с семьёй – М.: Просвещение, 2006

Киселёва Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: -М.: АРКТИ, 2003, 96 с., ил.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Москва: Мозаика Синтез, 2011, - 142 с.

Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. М.: ТЦ Сфера, 2009, - 128с.

Михайлова М.А. А у наших у ворот развесёлый хоровод. Народные праздники, игры и развлечения. Ярославль: Академия развития: Академия Холдит, 2002.

Науменко Г.М. Фольклорный праздник. М.: - ЛИНКА – ПРЕСС, 2000, - 224с.

Айдашева Г.А. Русские обряды. М.: ООО Издательство Скрипторий 2000, 2004, - 80 с.

Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М.: ТЦ Сфера, 2010, - 128 с.

Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее -СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001.

Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. -СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.

Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Гном-Пресс, 2007

Приложение

Картотека фольклора

Колыбельные

* * *

Ет-то Сон-дремота

Навалилась на тебя.

Сон идет по лавочке,

Дремота по другой,

Сон-от в беленькой рубашечке,

Дремота в голубой.

Бай, баю, бай,

Сон да Дрема,

Пойди Ване в голову.

Уж как Сон идет по лавочке,

Дрема по другой.

Уж как Сон-то Дрему

И расспрашивает:

— Где мы Ванюшку найдем,

Баю, баюшки,

Там и спать укладем.

Вот Сон Ванечку нашел

Под холщовым положком.

Они Ванечку нашли,

Спать уклали и ушли.

                      * * *

Котик серый, хвостик белый,

Приди, котик, ночевать,

Мою Ирочку качать,

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу:

 Кувшин молока

Да кусок пирога.

                   

                    * * *

Спи-ка, усни, Дитя, Ванюшенька.

Все ласточки спят,

 И касатки спят,

И куницы спят,

 И синицы спят.

 Нашему Ванюшеньке

Спать велят.

                     * * *

 

Баю, баю, зыбаю,

Отец ушел за рыбою,

Мать ушла пеленки мыть,

Дедушка дрова рубить,

А бабушка уху варить,

Тебя, Машенька, кормить.

Пестушки

* * *

Потягунушки, порастунушки,

Поперек толстунушки,

А в ножки ходунушки,

А в руки хвату нушки,

А в роток говорок, а в голову разумок.

(Распеленав ребенка, пестуют.)

Тятеньке — сажень,

Маменьке — сажень,

Дедушке — сажень,

Бабушке — сажень,

Брату — сажень,

Сестрице — сажень,

А Колюшке — большую,

Набольшую.

(Учат осознанному движению руками.)

* * *

Ай, лады, лады, лады,

 Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся

* * *

Та, та, та, та, та,

Вышла кошка за кота:

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки.

Топы, топы по лавочке,

Цапы, цапы за лапочки.

(Учат ребенка ходить, прыгать.)

Потешки

* * *

Большаку дрова рубить

(большой палец),

Тебе воды носить

(указательный палец),

А тебе печь топить (безымянный),

А малышке песни петь (мизинец), Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

* * *

Уж я Ванюше пирог испеку,

Уж я внученьку румяненький,

На нем корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая,

Мой внученек бедовенький.

* * *

— Ваня, Ванечка! Куда ходил?

— В лесочек!

— Что видел?

— Пенечек!

— Под пенечком что?

— Грибок!

Хвать, да в кузовок.

* * *

Ладушки, лады,

Не поливаны сады,

Недосуг поливать,

Надо в ладушки играть.

* * *

— Сорока, сорока, Где была?

— Далеко:

В лесу на опушке,

На попрядушке

Кашу варила,

На пары становила,

Деток кормила,

Гостей собирала,

Всех угощала:

Одному — ложку,

Другому — ложечку,

А третьему — целую поварешечку!

Прибаутки

* * *

Наша доченька в дому

Что оладышек в меду,

Что оладышек в меду,

Сладко яблоко в саду.

* * *

Кошка в лукошке

Рубашечку шьет,

А кот на печи

Сухари толчет.

У нашей кошки

Три сдобные лепешки,

А у нашего кота

Три погреба молока.

* * *

Журавель долгоногий

На мельницу ездил,

Диковинку видел:

Козел муку мелет,

Коза засыпает,

Маленькие козлятки

В амбарах гуляют,

Муку насыпают,

Рогами согревают.

А барашки — круты рожки

По улице ходят,

В дудочку играют.

А вороны — стары жены

Пошли танцевати.

А сороки-белобоки

Пошли примечати:

Ногами топ-топ,

Глазами хлоп-хлоп.

* * *

Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел,

На печи калачи,

Как огонь горячи,

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

* * *

— Ты пирог съел?

— Нет, не я!

— А вкусный был?

— Очень!

Небылицы

Из-за тучи, из-за гор

Ехал дедушка Егор,

Он на пегой на телеге,

На скрипучей лошади,

Топорищем подпоясан,

Сапоги нарастапашку,

На босу ногу зипун.

***

Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала верхом

В нанковой карете.

А за нею во всю прыть

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Миску с пирогами.

Кто-то на небо взглянул —

Там землетрясенье,

Отчего-то кот чихнул,                    

* * *

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота, выскочила палка с бабкою в руке и давай дубасить коня на мужике. Лошадь ела сало, а мужик овес, лошадь села в сани, а мужик повез.

Заклички, приговорки

* * *

Солнышко - ведрышко,

Выгляни в окошко.

Посыплю горошку.

Бояре-то едут

В красненьких сапожках,

В беленьких чулочках.

Божья коровка,

Слетай на небушко,

Принеси мне хлебушка!

* * *

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Колоколнышко!

* * *

Мочи, мочи, дождь,

На нашу рожь,

На бабушкину пшеницу,

На дедушкин ячмень,

Поливай весь день.

* * *

Месяц, посвети!

За плетень погляди,

Со мной погуляй,

Меня утешай.

Докучные сказки

* * *

Жили-были баран да овца,

Поставили они стожок сенца.

Не начать ли сказку с конца?

Жили-были баран да овца...

* * *

Пришел медведь к броду,

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис,

Вымок, выкис,

Вылез, высох,

Встал на колоду —

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис,

Вымок, выкис,

Вылез, высох,

Встал на колоду —

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок...

* * *

Жили-были два павлина,

Вот и сказки половина.

Жили-были два гуся,

Вот и сказка вся!

* * *

Жил-был дед со старухою,

Была у них избушка,

А в избушке лохань,

А в лохани мочало.

Не сказать ли вам сказочку

Сначала?

Дразнилки

* * *

Андрей-воробей!

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек.

* * *

Коля-моля-Селенга

Съел корову да быка,

Пятьдесят поросят,

Одни косточки висят.

* * *

Прокоп-укроп,

Медный лоб,

Сам с ноготок,

Голова с локоток.

Ванечка-чика

Наврал три мешка,

Стали мять — пудов пять,

Стали весить — пудов десять.

* * *

Ябеда, корябеда,

Соленый огурец,

На полу валяется,

Никто его не ест.

* * *

Мой братишка заболел:

Аппетиту нету —

Три кастрюли супу съел,

Сто одну котлету.

Скороговорки

Баран-буян залез в бурьян.

В пруду у Поликарпа — три карася, три карпа.

Водовоз вёз воду из водопровода.

Кашевар кашу варил, подваривал, да не доварил.

Купили нашей Вареньке варежки и валенки.

Маленькая болтунья молоко болтала и не выболтала.

На лозе оса, а в лозе коза.

Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

Осип охрип, Архип осип.

Пётр Петру пёк пироги.

Пошла Поля полоть в поле.

Роса на траве, трава во дворе.

Рыжий кролик рыбу ловит.

Саша шапкой шишку сшиб.

Сшила Саша Сашке шапку.

Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

У бобра шапка добра, а у бобрят богаче наряд.

Перевёртыши

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку

И упала в яму — бух,

Раздавила сорок мух.

* * *

Ехала деревня

Мимо ямщика.

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Крыши полетели,

Сели на ворон.

Лошадь понукает

Ямщика кнутом.

«Тпру» — сказала лошадь,

А ямщик заржал.

Лошадь пошла в гости,

А ямщик стоял.

Лошадь ела шаньги,

А ямщик овес.

Лошадь села в сани,

А ямщик повез.

Пословицы

Поскорее подрастай

да к работе поспевай

* * *

Собирай по ягодке —

наберёшь кузовок

* * *

Хочется есть,

да не хочется лезть

Хочешь есть калачи

не сиди на печи

* * *

Чтобы рыбку съесть —

надо в воду влезть

* * *

Скучен день до вечера,

коли делать нечего

Загадки

Спереди – пятачок, сзади – крючок,

Посередине – спинка, на спинке – щетинка. (Свинья)

* * *

Идет, иглы на себе несет,

Чуть кто пройдет,

Свернется в клубок – ни головы, ни ног. (Ёж)

* * *

Не ездок, а со шпорами,

Не будильник, а всех будет.

(Петух)

* * *

Сперва блеск,

За блеском треск,

За треском плеск.

(Молния, гром, дождь)

Русские народные игры

«Гори ясно»

«Ворон»

«Солнце»

«Теремок»

«Сова»

«Чурилки»

«Баба - Яга»

«Медведь»

«Сороконожка»

Русские народные сказки

«Крылатый, мохнатый да масленый»

«Кот-воркот, Котофей Котофеевич»

«Сивка-Бурка»

«Василиса Прекрасная»

«Лутонюшка»

«Лень да Отеть»

Приложение

«Народная мудрость маленьким детям»

Консультации для родителей

Многовековая практика воспитания детей в семье, приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из непреходящих ценностей: «Человек без воспитания - тело без души», «Самое лучшее наследство - воспитанность», «Дитятко - это тесто: как замеси, так и выросло». Заботу о воспитании детей, характер отношений, умение воспитывать, народ рассматривает как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости. «Не тот отец - мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил», «Не чванься отцом - хвались сыном молодцом».

Устное народное творчество… Это история народа, его духовное богатство.

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидания - мудрость воспитания. Недаром еще К. Д. Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ - с ним родилось, с ним выросло, отразило в нем всю его историю…». Ушинскому принадлежит и другое высказывание. «По содержанию, - писал он, - наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так ввести в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни.»

Итак, какие же философские и педагогические мысли волновали столетиями русский народ? Прежде всего, обратим внимание на высказывания о сущности счастья.

Счастье и радость, по воззрениям русского народа, не только в том, чтобы в семье был ребенок, а в том, чтобы была «полна горница детей». Какой же смысл вкладывается в слово «полна»? ответ, очевидно, можно найти в пословице «Один сын - не сын, два сына - пол сына, три сына - целый сын». Счастье родителей и счастье детей - нерасторжимые судьбы. Эту взаимосвязь народ отмечает так: «Добрые дети - делу венец, а плохие дети - дому конец». Точнее и образнее не скажешь. Да разве только этим ограничивается народная мудрость о детях? Десятки, сотни пословиц и поговорок свидетельствуют: «Маленькие дети тяжелы на камнях, а большие на сердце», «Малые дети спать не дают, а вырастут, так и сам не уснешь».

Многовековая практика воспитания детей в семье приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из непреходящих ценностей: «Человек без воспитания - тело без души», «Самое лучшее наследство - воспитанность», «Дитятко - это тесто: как замесил, так и выросло».

Сложность и трудность воспитания русский народ отразил в многочисленных пословицах, поговорках, песнях. Своеобразным предупреждением звучат наставления: «Умел дитя родить, умей и научить», «Кому детей родить, тому их и вскормить», «Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле».

Народ подметил немаловажную вещь наследственного фактора и зафиксировал свои наблюдения в виде следующих суждений: «От плохого семени не жди доброго племени», «Какие корешки, такие и вершки, какие родители, такие и детишки», «От свиньи бобры не родятся, а такие же поросята».

Какие же качества выше всего ценит народ в человеке? На первое место ставится здоровье: «Здоровье - всему голова», «Было бы здоровье - остальное будет», «Берешь платье снова, а здоровье смолоду», «Здоровье сгубишь - новое не купишь».

А вот пословицы, почитающие ум, знание, науку: «Мир освещается солнцем, а человек знанием», «Красна птица перьями, а человек знанием».

Народная мудрость называет детские годы лучшей порой учения: «Ученье в детстве, как резьба на камне», «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит».

Русская народная мудрость провозглашает лучшим человеческим качествам правдивость: «Правда светлее солнца», «Где, правда, там и счастье», «Правда дороже золота».

Первыми воспитателями в семье народная педагогика извечно считает родителей. В пословицах и поговорках, сказках и былинах отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя, которые уму - разуму да «сердцем награждают»: «Не тот батька, кто родил, а тот, кто уму - разуму научил».

Пример родителей - лучшая школа для детей. «Возле батьки-матки учатся дитятки», «Родители трудолюбивы - и дети не ленивы». В реальном процессе семейного воспитания трудно вычленить главное, ибо иногда и «мелочь» оказывается решающей в судьбе ребенка. Потому и говорят, что в воспитании нет мелочей. И все же есть объективные условия, которые постоянно влияют на характер воспитания, придавая ему то или иное направление: «Где в семье лад, там ребят хорошо растят».

Одна из прекрасных традиций - обязанность родителей воспитывать своих детей. Это с одной стороны, с другой - долг перед родителями: «Кто родителей почитает, тот век не погибает».

«Рассказывайте детям сказки»

Консультации для родителей

Психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.

СКАЗКА - самый удивительный жанр устного народного творчества. В ней все необычно и все возможно. Через сказку ребенок получает представление о добре и зле, о ценностях материальных и духовных, о жизни как свершении самых дерзновенных мечтаний во имя любви и правды. Сказка - великая сила, но ребенка нужно учить вдумчиво слушать и читать ее.

ЗНАКОМСТВО С ВАРИАНТАМИ. Полезно знакомить ребенка с вариантами сказок. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в события, характеры. У них могут появиться и свои собственные придуманные варианты сказок.

ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ. Читать и рассказывать сказки надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки.

Как читать книги ребенку

ЧТЕНИЕ ВСЛУХ. Полнота восприятия во многом зависит от того, насколько глубоким окажется проникновение в текст, насколько выразительно вы донесете образы персонажей, передадите и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.

ПЕРЕСКАЗ И БЕСЕДА по книге позволяют лучше понимать и запоминать содержание. Однако не пытайтесь сразу напрямую объяснять своими словами содержание или мораль прочитанного. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить ребенка возможности почувствовать то, что он еще не может осмыслить.

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ учит замечать художественные детали, понимать характеры сказочных героев и их взаимоотношения, чувствовать гамму красок, их эмоциональную выразительность, проникаться чувствами и настроениями, которые выражает рисунок.

Виды фольклора

Припевки, приговорки, потешки.

Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и позволяет организовать его поведение. Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. С помощью народных потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т.п. Сопровождаемые припевками и приговорками, эти процессы становятся для ребенка более интересными. Потешки можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, шапочки, маски различных персонажей. Таким образом, дети быстрее запоминают потешки. Также дети учатся сами обыгрывать их: двигаться, как лисичка, говорить, как медведь, в зависимости от того, о ком потешка. Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить.    

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы. Например, «Поспешишь – людей насмешишь». Пословицы и поговорки можно использовать во всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит». Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Загадки

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, разоблачении того, что спрятано и скрыто. При обучении детей отгадыванию загадок для начала можно использовать игрушки. Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям. При этом нужно учитывать опыт детей. Загадки можно использовать на занятиях, во время наблюдений на прогулках. Они требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.

Скороговорки

Скороговорка – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь». Скороговорки являются полезными грамматическими упражнениями, тренирующими ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство – любимая игра в словотворчество. Скороговорки чаще всего используются для развития речи. Они способствуют развитию умения следить за четкостью произношения каждого звука.

Считалки

Считалки – это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используются для проведения подвижных игр.

Сказки

Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа, она воздействует на душу ребенка. В сказке перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ. Народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей-дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой русской народной речи.

Праздники и обряды

Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, дети получают возможность познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается. Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники, со всеми относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. В народных праздниках есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предание и сказание, но есть и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть.

Народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».

Народные игры

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром.

По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/08/037-300x300.png

Приложение

Работа с детьми на подготовительную группу

месяц

Рассказываем детям

Чтение

Заучивание наизусть

сентябрь

Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»

р. н. сказка «Семь Симеонов – семь работников»

р. н. игры

«Сороконожка»

«Золотые ворота»

октябрь

Белорусская сказка «Лёгкий хлеб»

р. н. сказка «Царевна - лягушка»

р. н. дразнилки

«Красавица, красавица»;

«Болтун, болтай»

ноябрь

Китайская сказка «Кто умнее – тот сильнее»

р. н. сказка «Василиса Прекрасная»

Скороговорка

«Везёт Сенька…»

декабрь

Мексиканская сказка «Вежливый кролик»

р. н. сказка «Двенадцать месяцев»

р. н. песенка «Как на тоненький ледок»

январь

Японская сказка «Добрый крестьянин»

р. н. сказка «Морозко»

Небылица

«Из – за тучи, из – за гор…»

февраль

р. н. сказка

«Лиса и рак»

р. н. сказка

 «По щучьему велению»

Загадывание и отгадывание загадок о зиме.

март

р. н. сказка «Волшебное кольцо»

Украинская сказка

«Жихарка»

р. н. песенка «Идёт матушка – весна»

апрель

р. н. сказка «Царевна Несмеяна»

Туркменская сказка

«Голубая птица»

Украинская народная песенка

«Веснянка»

май

Японская сказка

«Ивовый росток»

Настольный театр «Гуси – лебеди»

Разучивание

закличек о весне

Приложение

Работа с родителями (подготовительная группа)

Месяц

Содержание работы

Форма проведения

Сентябрь

Развитие связной речи детей 6-7 лет.

Привлечение родителей к пополнению развивающей среды и созданию театральной зоны.

Родительское собрание

Октябрь

«Пословицы и поговорки, их значение для развития детей»

Выставка наглядных пособий по малым формам фольклора. Журналы, альбомы, книги, картотеки, иллюстрации и т.д.

Круглый стол

Выставка в родительском уголке.

Ноябрь

«Роль скороговорок в развитии речи детей»

 «Ярмарка скороговорок»

Совместные рисунки детей и родителей к скороговоркам

Консультация для родителей

Участие родителей в конкурсе

Декабрь

Тема «Фольклор в речевом развитие детей»

1. «Народные праздники и развлечения»

2. «Как организовать праздник в семье используя малые формы фольклора»

Родительское собрание

Консультация для родителей

Обмен опыта родителей

Январь

«Сказка – ложь, да в ней намёк…», «О чём говорят сказки…» Цель: расширить знания родителей о значение сказки в общем развитии ребенка.

Круглый стол для родителей

Февраль

Инсценировка сказки «Теремок на новый лад»

Открытое занятие

Март

«Сочиняем сказки, используя карты Проппа»

«Путешествие по сказкам»

Индивидуальные консультации для родителей.

День открытых дверей.

Апрель

«Сочиняем сказку вместе», «Воспитание сказкой»

Консультации для родителей

Май

Презентация «Наши успехи».

Родительское собрание.

Создание мини-музея «Русская изба»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по развитию словесного творчества старших дошкольников посредством сказок

       Цель формирующего этапа  – продолжить работу по развитию словесного творчества детей, направленную на повышение качества детских сочинений.Задачи:1.  Р...

Отчёт по годовому проекту "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"

Годовой проект на тему: "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"...

Исследовательский проект «Театрализованная деятельность – как средство развития творческих и коммуникативных способностей старших дошкольников».

Одной из задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Поэтому проблема творческого развития детей является одной из перспективн...

Проект "Игра в друдлы, как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи".

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях де...

Проект "Игра в кроссенс, как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи".

Проект реализуется в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи. Рабочая программа, составленная с учетом рекомендаций Н.В Нищевой, имеет раздел коррекционно-развивающей ...

Развитие словесного творчества старших дошкольников через малые формы фольклора (загадки)

laquo;Русский фольклор – богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка – одна из ее ярчайших жемчужин».Цель: содействие развитию словесного творчества детей через приобщ...