РОЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, КАК МЕТОДА РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи (младшая группа)

Никулина Оксана Владимировна

Практическая значимость метода проектирования в развитии и коррекции речи детей младшего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 83 комбинированного вида
Приморского района Санкт-Петербурга

ДОКЛАД

на тему:

«РОЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, КАК МЕТОДА РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»

Составила: воспитатель ГБДОУ № 83 Приморского района

Никулина Оксана Владимировна

Санкт-Петербург

2019 г.

В настоящее время актуальна проблема пополнения общеразвивающих групп младшего возраста детьми с речевыми нарушениями. К данной категории можно отнести как детей с отсутствием речи, так и детей нуждающихся в коррекции речевых нарушений.

         Учитывая, что в основном, набор в группы компенсирующей направленности в нашем ДОУ осуществляется со старшей группы и учитывая тот факт, что на данном этапе родитель  вправе отказаться от пребывания своего ребенка в этой группе, перед воспитателем общеразвивающей группы стоит задача максимально, на сколько это возможно, развить речь и провести необходимую коррекцию речевых нарушений ребенка младшего возраста в рамках его возрастных особенностей, то есть подготовить надежный фундамент для дальнейшего усвоения программы дошкольного учреждения.

        Согласно ФГОС в младшей группе продолжается работа по развитию речи, совершенствованию звуковой культуры речи, совершенствованию грамматической правильности речи, воспитанию интереса к художественному слову.

        Опыт работы с детьми младшего возраста показал, что наиболее эффективным методом развития речи детей является «проект». Метод проекта позволяет интегрировать речевое развитие во все образовательные области, обеспечивая ребенку наилучшее усвоение материала.

        Рассмотрим преимущества данного метода на конкретном примере.

         (Слайд 1) Проект «Осень» рассчитан на четыре недели, т.е. считается краткосрочным и включает в себя четыре лексические темы: «Осень золотая», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные». Учитывая тот факт, что у детей младшего возраста преобладает наглядно-

образное мышление проект сопровождается наглядным дидактическим

материалом.

Цель проекта:

  • развитие речи детей младшего возраста через интеграцию образовательных областей по лексической теме «Осень».

Задачи проекта:

  1. Речевое развитие: развитие речи как средства общения; использование картинок, книг, игрушек, дидактического материала, мнемотаблиц в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем (самостоятельное рассматривание). Развитие понимания речи и активизация словаря; обогащение словаря детей существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Упражнение детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз; развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Совершенствовать грамматическую структуру речи: формирование умения согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Развивать связную речь: формирование умения отвечать на вопросы; поощрение попыток по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о событии из личного опыта; во время игр-инсценировок формирование умения повторять несложные фразы; помощь детям в драматизации отрывков из хорошо знакомых сказок. Формирование интереса к чтению: приучение детей к слушанию народных песенок, сказок, авторских произведений; сопровождение чтения показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности; поощрение попыток читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

обогащать словарный запас детей по лексическим темам: «Осень», «Чудесные листья», «Фрукты», «Овощи». Развивать грамматический строй речи и связную речь. Повышать звуковую культуру речи. Формировать интерес и потребность в чтении.

2. Познавательное развитие: формирование элементарных представлений об осенних изменениях в природе (похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья; о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты); формировать умение различать по внешнему виду овощи (2-3 вида) и фрукты (2-3 вида); формирование основ взаимодействия с природой (рассматривать листья).

3. Социально-коммуникативное развитие: пробуждение интереса к театральной деятельности путем первого общения с персонажем, расширения контакта со взрослым; развитие интереса к играм-действиям со звуками (живой и неживой природы), к подражанию движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фолклорных форм); организация дидактических игр на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.), слуховой дифференциации («Что звучит» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый-холодный», «Легкий-тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.);  развитие умения играть вместе со сверстниками

4. Художественно-эстетическое развитие. Развитие художественно-эстетических способностей, умений и навыков продуктивной деятельности.  Способствовать взаимодействию детей и родителей в изготовлении и коллекционировании поделок из природного материала.

5. Физическое развитие. Развивать артикуляцию ребенка через артикуляционную гимнастику; развивать речевое дыхание; развивать общую и мелкую моторику рук.  

Данные задачи решались по следующей схеме:

  • (Слайд 2) исследование объекта    (наблюдение, рассматривание, пополнение сенсорного опыта), беседа (с использованием мнемотаблицы, демонстрационного материала).
  • (Слайд 4) составление совместного и индивидуального рассказа.
  • (Слайды 5 – 9) продуктивная деятельность, коллективная работа.
  • (Слайд 10) досуг, организованный музыкальным руководителем досуг (Осенний праздник).

В процессе реализации проекта обязательно проводится индивидуальная,

коррекционная и профилактическая работа с детьми по речевому развитию

  • ((Слайд 11) совершенствование грамматической правильности речи,
  • (Слайд 12) по развитию звуковой культуры речи, (Слайд 13) формированию интереса к чтению,
  • (Слайд 14) театральная деятельность,
  • (Слайд 15) сюжетно-ролевая игра, (Слайд 16) развитие мелкой моторики рук,
  • (Слайд 17) конструирование,
  • (Слайд 18) работа с родителями, включающая

в себя индивидуальные консультации.

Таким образом, регулярное использование метода проектирования профилактики речевых нарушений в младшей группе позволил нам достичь:

  • высокого уровня речевого развития у большинства детей;
  • возможность детям с небольшими речевыми нарушениями, благодаря мягкой коррекции остаться в группе общеразвивающей направленности;
  • детям с более сложным дефектом перейти в группу компенсирующей направленности нашего детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы развития и коррекции речи детей 5 - 6 лет с ОНР

сообщение для педагогов коррекционных групп...

Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста »

Консультация "Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста"...

Опыт работы по развитию и коррекции речи детей дошкольного возраста. Артикуляционные гимнастики в стихах и сказках "Наш весёлый язычок".

В сборнике собран материал для проведения артикуляционных гимнастик с детьми дошкольного возраста в интересной и увлекательной форме. Сборник предназначен для логопедов, воспитателей, а также будет по...

консультация "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста"

Опыт моей работы. В процессе изучения методики развития речи дошкольников, отметила, что теоретики и практики акцентируют свое внимание на важности развития фонематического слуха и формирования р...