Конспект НОД "Золотая осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Брянцева Наталья Сергеевна

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Коррекционно-образовательные:

• Образовывать множественное число имен существительных.

• Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

• Учить образовывать относительные прилагательные;

• Подбирать прилагательные к существительному;

• Учить подбирать слова-антонимы;

• Согласовывать существительные с числительными.

• Развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

• Закреплять использование в речи понятий «деревья, кустарники»,

• «Осенние листья», «ягоды», «грибы». • Уточнять знания детей признаков осени.

• Расширение и активизация словаря.

• Формирование связной речи детей.

Коррекционно – развивающие:

• Развивать чувство языка у детей.

• Развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные:

• Воспитывать умение выражать своё мнение.

• Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osen.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по лексической теме:

«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Во время обучения детей для того чтобы дети лучше усваивали приметы времен года были изготовлены четыре куклы – «королевы» символизирующие времена года, каждая кукла отображает основные признаки года. Дети легче запоминают то, что есть четыре волшебницы, и они помогают детям справляться различными заданиями.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Коррекционно-образовательные:

  • Образовывать множественное число имен существительных.
  • Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • Учить образовывать относительные прилагательные;
  • Подбирать прилагательные к существительному;
  • Учить подбирать слова-антонимы;
  • Согласовывать существительные с числительными.
  • Развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.
  • Закреплять использование в речи понятий «деревья, кустарники»,
  • «Осенние листья»«ягоды»«грибы».
  • Уточнять знания детей признаков осени.
  • Расширение и активизация словаря.
  • Формирование связной речи детей.

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать чувство языка у детей.
  • Развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать умение выражать своё мнение.
  • Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, ответственности.

МЕТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: кукла «Королева Осень», аудиозапись с голосом королевы «Осени», волшебная полочка. Музыкальные фонограммы для проведения игр. Фланелеграф, картинки по теме осень. Вырезанные листья из цветной бумаги (рябины, березы, клена, осины, дуба). Картинки с изображением осени, листьев, грибов.

Ход ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

Вносится кукла «Королева осень» и рассказывает детям историю:- Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, узнали меня. Я пришла к вам из страны, а какая это страна вы должны догадаться. Как вы думаете кто она? (кукла, изображающая осень).

Это осень.

А как вы догадались, что это осень?

Она одета золотое платье, на ней есть желтые листочки и т. д.

Какая это осень, если платье у осени золотое?

Золотая осень.

Это «Королева Осень». Она приглашает нас в путешествие.

Мы с вами сейчас сядем на волшебный ковер, закроем глаза и чтобы полететь вместе скажем. Проговариваем стихотворение вместе с детьми. (Ковер из листьев).

Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший сделаем из них,

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

Е. Благинина

Вот мы и очутились в гостях у осени, в сказочной стране «Осенина»

Где мы сейчас очутились? (Картина «Осенний лес»).

В осеннем лесу.

Что мы с вами видим в лесу?

Много деревьев.

Королева – «Осень» загадывает вам загадки.

Скажите, какие деревья растут в этом лесу? (Загадки о деревьях).

Я из крошки бочки вырос, корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч. Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок - ничего, что плод мой мелок. (Дуб).

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина).

И садам украшенье. И дроздам угощенье. (Рябина).

А какие еще вы знаете деревья?

Березы, липы, сосны, клены и т. д.

Королева – «Осень» вас спрашивает, а чем отличается

осеннее дерево от летнего дерева?

Осенью на деревьях желтеют листья, а летом они зеленые.

Сидели листочки на дереве все лето, и вот настала осень листочки, что сделали? (полетели).

Пальчиковая гимнастика.

Ветер по лесу летал, (волнистые движения руками).

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (загибаем поочередно пальцы, начиная с мизинца).

Вот кленовый

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Н. Нищева.

Посмотрите, какие листочки у королевы осени на ковре.

Давайте посмотрим, с каких деревьев слетели эти листочки.

(вырезанные из бумаги листочки лежат на полу).

Читаем стихотворение и рассматриваем листочки.

На что похожи листья?

На мою ладошку лист похож у клена,

Осенью оранжевый, летом он зеленый.

Словно перышки листочки у рябинки,

Что склонилась тихо над тропинкой.

У осины листья как монеты.

У каштана – словно опахала.

Было листьев очень много летом.

Осенью их стало очень мало

Н. В. Нищева.

Королева – «Осень» предлагает вам поиграть в игру: голос королевы.

Давайте поиграем в игру.

Игра«1, 2, 5,» (с опорой на картинки).

один дуб, два дуба, пять дубов.

(клен, тополь, лист)

Одна липа, две липы, пять лип.

(сосна, калина, осина).

Физминутка: вот налетел ветер и листочки полетели.

«Мы листочки, мы листочки

Мы на дереве сидели,

Дунул ветер - полетели

И на землю тихо сели».

А что это спрятала королева – «Осень» в траве под деревьями?

Чтение стихотворения «Грибок»(Голос королевы.)

Мы в лесок пойдем,

Мы грибок найдем

В шапочке нарядной

Светло-шоколадной.

Ты не прячь грибок,

Под листок свой бок!

Ты ребятам нужен

К вечеру на ужин.

Это грибы.

Какие грибы выросли в этом лесу?

Подберезовики, подосиновики и т. д.

А теперь поиграем. Игра «Чего не стало?» (картинки - грибы).

Предлагается детям закрыть глаза и назвать чего не стало.

Что-то погода испортилась. Что случилось?

Пошел дождик. Упражнение «Дождик». Под аудиозапись.

Дождь по улице идет,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень.

В. Семернин.

Давайте посмотрим, что это в корзинке у осени?

Игра «Большой - маленький» (картинки)

Лесовичок – он маленькийв его стране про все говорят ласково

Лист – листочек, солнце- солнышко,

Дерево- деревце, куст-кустик,

Лес – лесочек, трава-травка,

Ветка-веточка, дождь-дождик,

Ветер-ветерок, туча-тучка.

Игра «один- много».

Дерево -деревья, куст - кусты,

Лист - листья, лужа - лужи,

Дождь - дожди, ветка - ветки,

Сук- сучья, туча - тучи.

Игра «Наоборот»(картинки).

Дерево высокое – низкое,

Лист – широкий – узкий,

Ствол толстый – тонкий,

Деревья мокрые – сухие,

Дорожка грязная – чистая,

Осенью день короткий – летом длинный,

Игра«Подбери признак».

Осень какая? – ранняя, поздняя, золотая, дождливая,

солнечная, урожайная, холодная …

Игра«Четвертый Лишний».

Береза, осина, сирень, дуб.

Шиповник, орешник, сирень, липа

Давайте посмотрим, что с собой принесла осень в своей красивой коробке.

Ягоды, грибы, овощи и фрукты.

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень нам подарки:

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам.

И. Винокуров.

Погостили у осени, а теперь мы с вами отправимся на нашем ковре обратно в детский сад. Закрываем глаза и говорим заклинание. Стихотворение, которое говорили в начале занятия.

Вот мы и оказались в детском саду.

3. Итог занятия.

Ребята, какое же у нас с вами замечательное получилось путешествие. У кого мы сегодня были в гостях?

Дети: мы побывали в гостях у королевы – «осени».

Я думаю, что вы запомнили приметы осени. Вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего?

Мне понравилось, как вы работали. Наше занятие окончено, всем спасибо!

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Осень, осень..." во 2 младшей группе

Игровое занятие с детьми 3-4 лет, в процессе этого занятия дети закрепят признаки осени, продолжают работать с сюжетными картинами и описывают, что изображено. Закрепляют как надо одеваться и помогают...

Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.

Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...

Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.

Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...

Конспект ООД "Осень, осень, в гости просим"

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной техники лепки (пластилинография)...

Конспект праздника "Осень, осень, В гости просим!"

Сценарий для проведения осеннего праздника в старшей группе...

Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию

Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....