как помочь детям запомнить стихи
консультация по развитию речи

Приближаются праздник в детском саду, и у многих родителей появляется еще одна «головная боль»: надо помочь ребёнку выучить стихотворение. К утреннику в детском саду, «елке» в школе стихи часто просят приготовить всех детей, даже тех, кто не любит учить наизусть. Вот основные трудности, которые предстоит преодолеть.

 

Незнакомые слова. Очень трудно учить стихотворение, когда ты не понимаешь смысла некоторых слов (да и произносишь их с трудом), и тебе трудно представить, что там происходит, в этом стихотворении, о чём вообще поэт пишет. Поэтому, выбирая стихи для разучивания, я обращаю внимание не только на объём стихотворения, но и на сложность текста — много ли в нем слов, совсем незнакомых ребёнку, насколько ему будут понятны авторские обороты речи. Прежде чем начать учить стихотворение, объясните ребёнку смысл новых слов и выражений и убедитесь в том, что он всё понял.

Стихотворение должно понравиться. Как вы понимаете, для того, чтобы что-то выучить, надо это повторять много раз. Но также большое значение имеет эмоциональный аспект — нравится ребёнку стихотворение или нет, хочется ли ему его выучить. Если у вас нет выбора — учить стихотворение или не учить, постарайтесь вызвать у ребёнка положительный отклик на стихотворные строчки. Постарайтесь найти в стихотворении и донести до ребёнка, чем лично оно вам нравится. Например:

  • какое стихотворение весёлое, озорное, оно поднимает настроение;
  • какое стихотворение доброе, с какой теплотой автор относится к героям;
  • как красиво автор описал природу! Мы прямо так и представляем себе зимний лес, деревья в снегу, свежий запах мороза;
  • какие необычные слова и образы подобрал поэт, чтобы помочь нам лучше понять те чувства, которыми он хотел поделиться;
  • если вы знаете что-то об истории создания стихотворения, о его авторе, это тоже поможет вызвать у ребенка его выучить.

«У меня не получится!». Очень трудно учить стихи, если ты думаешь, что это трудно и что у тебя это может не получиться. В своей практике я очень часто сталкиваюсь с таким случаями, когда ученик мне говорит: «А я не умею учить стихи. У меня память плохая. У меня всё равно ничего не получится!». Это означает, что ребёнок имел отрицательный опыт — ему не давалось какое-нибудь стихотворение, и взрослые вместо того, чтобы помочь, подбодрить, похвалить малыша за его усердие, позволили себе его неуважительно критиковать, внушили мысль о неуверенности.

Занимаясь с ребёнком любым делом, взрослые должны помнить о формировании у него положительной самооценки, веры в собственные силы. Очень важно во время занятий быть терпеливыми, тактичными и обязательно давать положительное подкрепление усилиям малыша. Учить стихи — дело довольно сложное, требующее от малыша больших волевых и интеллектуальных усилий, и здесь нужно умение общаться с ребёнком в положительном ключе.

Чтобы вам было легче помогать ребёнку, текст стихотворения надо иметь под рукой, а ещё лучше, чтобы он был уже у вас в голове.

Рисуем. Заведите папку «Учим стихи» и вкладывайте в неё тексты всех стихотворений, которые вы учите с ребёнком. Если ребёнок любит рисовать, клеить, предложите ему оформить красивую обложку. Вставляйте в свою папку портреты поэтов. Ищите информацию в интернете и рассказывайте ребёнку о каждом поэте хотя бы несколько слов.

И обязательно к каждому новому стихотворению рисуйте иллюстрацию. Если ребёнок пока рисует плохо, можно использовать ваши рисунки или иллюстрации детских художников — главное, чтобы папка и все стихи, которые в ней хранятся, привлекали внимание ребёнка, вызывали положительный отклик.

Дети постарше могут порой очень самолюбиво относиться к сравнению своих рисунков и рисунков взрослого. Если ваш ребёнок из такой, то вставляйте в папку только работы ребёнка и обязательно найдите, что в них удалось, что нарисовано особенно выразительно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_detyam_zapomnit_stihi.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Как  помочь детям запомнить стихи?»             Приближаются праздник в детском саду, и у многих родителей появляется еще одна «головная боль»: надо помочь ребёнку выучить стихотворение. К утреннику в детском саду, «елке» в школе стихи часто просят приготовить всех детей, даже тех, кто не любит учить наизусть. Вот основные трудности, которые предстоит преодолеть.

Незнакомые слова. Очень трудно учить стихотворение, когда ты не понимаешь смысла некоторых слов (да и произносишь их с трудом), и тебе трудно представить, что там происходит, в этом стихотворении, о чём вообще поэт пишет. Поэтому, выбирая стихи для разучивания, я обращаю внимание не только на объём стихотворения, но и на сложность текста — много ли в нем слов, совсем незнакомых ребёнку, насколько ему будут понятны авторские обороты речи. Прежде чем начать учить стихотворение, объясните ребёнку смысл новых слов и выражений и убедитесь в том, что он всё понял.

Стихотворение должно понравиться. Как вы понимаете, для того, чтобы что-то выучить, надо это повторять много раз. Но также большое значение имеет эмоциональный аспект — нравится ребёнку стихотворение или нет, хочется ли ему его выучить. Если у вас нет выбора — учить стихотворение или не учить, постарайтесь вызвать у ребёнка положительный отклик на стихотворные строчки. Постарайтесь найти в стихотворении и донести до ребёнка, чем лично оно вам нравится. Например:

  • какое стихотворение весёлое, озорное, оно поднимает настроение;
  • какое стихотворение доброе, с какой теплотой автор относится к героям;
  • как красиво автор описал природу! Мы прямо так и представляем себе зимний лес, деревья в снегу, свежий запах мороза;
  • какие необычные слова и образы подобрал поэт, чтобы помочь нам лучше понять те чувства, которыми он хотел поделиться;
  • если вы знаете что-то об истории создания стихотворения, о его авторе, это тоже поможет вызвать у ребенка его выучить.

«У меня не получится!». Очень трудно учить стихи, если ты думаешь, что это трудно и что у тебя это может не получиться. В своей практике я очень часто сталкиваюсь с таким случаями, когда ученик мне говорит: «А я не умею учить стихи. У меня память плохая. У меня всё равно ничего не получится!». Это означает, что ребёнок имел отрицательный опыт — ему не давалось какое-нибудь стихотворение, и взрослые вместо того, чтобы помочь, подбодрить, похвалить малыша за его усердие, позволили себе его неуважительно критиковать, внушили мысль о неуверенности.

Занимаясь с ребёнком любым делом, взрослые должны помнить о формировании у него положительной самооценки, веры в собственные силы. Очень важно во время занятий быть терпеливыми, тактичными и обязательно давать положительное подкрепление усилиям малыша. Учить стихи — дело довольно сложное, требующее от малыша больших волевых и интеллектуальных усилий, и здесь нужно умение общаться с ребёнком в положительном ключе.

Чтобы вам было легче помогать ребёнку, текст стихотворения надо иметь под рукой, а ещё лучше, чтобы он был уже у вас в голове.

Рисуем. Заведите папку «Учим стихи» и вкладывайте в неё тексты всех стихотворений, которые вы учите с ребёнком. Если ребёнок любит рисовать, клеить, предложите ему оформить красивую обложку. Вставляйте в свою папку портреты поэтов. Ищите информацию в интернете и рассказывайте ребёнку о каждом поэте хотя бы несколько слов.

И обязательно к каждому новому стихотворению рисуйте иллюстрацию. Если ребёнок пока рисует плохо, можно использовать ваши рисунки или иллюстрации детских художников — главное, чтобы папка и все стихи, которые в ней хранятся, привлекали внимание ребёнка, вызывали положительный отклик.

Дети постарше могут порой очень самолюбиво относиться к сравнению своих рисунков и рисунков взрослого. Если ваш ребёнок из такой, то вставляйте в папку только работы ребёнка и обязательно найдите, что в них удалось, что нарисовано особенно выразительно.