Поможем солнышку!
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Комарова Галина Николаевна

Данное занятие направлено на упражнение детей в пересказывании коротких произведений с опорой на наглядность в виде схем-картинок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_solnyshku-2.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в средней группе

«Поможем солнышку!»

Разработала: Комарова Г.Н.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность

Форма организации детей: подгрупповая

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Весна», проведение наблюдений в природе, беседы о признаках весны в природе.

Цель-результат: учить детей связно последовательно пересказывать текст с наглядной опорой в виде схем-картинок, отображающих последовательность событий.

Задачи:

- обучающие:

  • Упражнять детей пересказывать короткие произведения с опорой на наглядность в виде схем-картинок;
  • Учить участвовать в беседе, понятно и развёрнуто отвечать на вопросы;
  • Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- развивающие:

  • Продолжать развивать у детей умение согласовывать слова в предложении;
  • Совершенствовать интонационную выразительность речи;

- воспитательные:

  • Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками , подсказывать , дополнять ответы друг друга.

Оборудование и материал

Демонстрационный материал: портрет Л. Н. Толстого, дощечки, емкость с водой, ёмкость пустая, солнышко и тучи, прищепки.

Методы и приёмы

Словесный: (чтение рассказа «Пришла весна» Л.Н. Толстого, беседа, пересказ).

Наглядный: (рассматривание портрета Л.Н. Толстого, дощечки, рассматривание демонстрации глаголов «потекла», «пустить»)

Игровой: (игра с мячом «Назови ласково», пальчиковая игра, физ.минутка  «Весна», сюрпризный момент – появление солнышка и тучек)

Ход непосредственно образовательной деятельности

  1. Организованный момент.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем немного с нашими пальчиками, разбудим их.

  Пальчиковая игра «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики            (пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики            (ритмичное касание одноименных  

                                                                                                пальцев обеих                                рук)                                                                                               

Раз, два, три, четыре, пять                                              (поочередное касание одноименных    

                                                                                                пальцев, начиная с мизинцев),                                                                        

Будем вместе мы играть.

Дружно за руки возьмёмся                                               (сгибание и разгибание пальцев)

И друг другу улыбнёмся!                                                    (руки вниз, встряхнуть кистями).

Вводная часть:

Воспитатель: Молодцы, ребята! Улыбнулись друг другу и пожелали удачного, радостного дня!

Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Воспитатель:  Как  вы это поняли, по каким признакам?

Дети:……..

Воспитатель: (стук) Ой ,ребята, кто это к нам в гости пожаловал? Да это же солнышко! Услышало, что скоро весна, обрадовалось и решило с нами радостью поделиться. Поздороваемся?

Дети: Здравствуй, солнышко!

Воспитатель: А чего не хватает у нашего солнышка?

Дети: Лучиков

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны! Давайте сделаем солнышку лучики, чтобы оно смогло греть нас ещё больше.

Дети прикрепляют к солнышку жёлтые и красные прищепки.

Воспитатель: Ребята, а какое солнышко?

Дети:  Доброе, ласковое, тёплое, круглое, нежное, довольное….

Воспитатель:  Кому нужно солнышко? Для чего?

Дети: Детям, взрослым, растениям, птицам, зверям….

Воспитатель: Молодцы! Всё правильно сказали.

Ой, ребята, что это????  (звуки сильного ветра)

Налетели ветры.

  1. Основная часть:

Воспитатель: Ветры пригнали тучи, и они закрыли наше солнышко. Что же делать??

Давайте поможем солнышку, разгоним тучки своими ветерками. Подуем на тучки.

Дети дуют, но тучки не уходят.

Воспитатель: Ох, ничего не получилось. Тучки не хотят так просто выпускать наше солнышко, каждая тучка хочет, чтобы мы выполнили её задание. Выполним?

1-ая тучка:

Физ.минутка «Весенняя»

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!"
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

Дети садятся на места. Одна тучка улетает.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично справились. Какое же задание приготовила нам вторая тучка? Посмотрим.

2-ая тучка:

Воспитатель:  Ребята, вторая тучка хочет, чтобы мы прочитали с вами рассказ  «Пришла весна». А написал его Лев Николаевич Толстой. 
(Педагог показывает портрет писателя)

Лев Николаевич – это русский писатель. Он жил и творил больше 100 лет назад. Но до сих пор его книги читают взрослые и дети: о войне, о животных, добре и зле…Толстой написал много произведений для детей, в том числе и рассказы… Итак, слушаем рассказ о природе… 

Чтение рассказа. 

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу упали.

Воспитатель:  Ребята, выражение «пришла весна» как можно сказать по-другому?

Дети: Наступила весна

Воспитатель:  А вы знаете, что такое дощечки?

Дети: ……

Воспитатель: Это кусочек  дерева, из которого можно сделать любую форму. (демонстрирую дощечку, даю возможность детям потрогать её)

Предлагаю детям рассказать, что значит «потекла», «пустили».

Уточняю, демонстрируя глаголы:

 беру одноразовые стаканчики и под наклоном переливаю воду из одного в другой стаканчик. Комментирую, что вода потекла.

Беру тазик с водой, дощечку и опускаю в воду.

 (Приглашаю детей подуть на дощечку). Комментирую, что вот так дети пускали лодочки.

Беседа по содержанию рассказа.

- Какое время года наступило? (Наступила весна)

- Что сделали дети? (Дети сделали лодочку)

- Из чего они сделали лодочку? (Лодочку они сделали из дощечки)

- Куда дети пустили лодочку? (Лодочку пустили по воде)

- Лодочка плыла или стояла на месте? (Лодочка плыла)

- Что делали дети? (Дети бежали)

- Чем же закончился рассказ? (Дети упали в лужу)

- Какое настроение стало у детей? Почему? (Ответы детей)

А сейчас ребята я приглашаю вас в центр зала. Поиграем с мячом в игру «Назови ласково», выходите в центр, образуйте круг.

Игра с мячом «Назови ласково»

Доска – дощечка, лодка-лодочка, река-речка, дождь-дождик, ветер-ветерок, дерево-деревце, вода-водичка, лужа-лужица, трава-травка, солнце-солнышко, цветок-цветочек.

- Вы большие молодцы!

А сейчас, ребята, приглашаю вас на свои стульчики. Мы выполнили задание второй тучки, смотрите, она уплыла и открыла часть солнышко. Осталась одна тучка. Что же тут за задание?

3-я тучка:

Воспитатель: Ребята, а третья тучка приготовила нам самое сложное задание: она хочет, чтобы мы с вами пересказали прочитанное нами произведение. Но пересказать нужно будет близко к тексту, ничего не упустить. А помогут нам с вами в этом схемы-картинки, которые мы сейчас при повторном прочтении нарисуем вместе. И мы обязательно справимся и с этим заданием!

Повторное чтение рассказа (с рисованием схем-картинок педагогом на листах последовательно)

Пересказ по плану с наглядной опорой на схемы- картинки.

- А теперь давайте вы расскажите про то, как наступила весна (Пересказ рассказа 3-4 детьми, дополнения другими)

Воспитатель: Ребята, какие же вы добрые помощники и очень способные. Вы отлично выполнили все задания и освободили солнышко. Теперь оно будет светить нам с каждым днём всё ярче и теплее, согревать нас. Солнышко благодарит вас и предлагает попрощаться с гостями, а затем поиграть с дощечками, которые дарит вам, попускать их в воду. А позже сделать из них лодочки, какие только вы захотите.

Занятие заканчивается, а дети играют с дощечками и водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Поможем Солнышку" (для детей первой младшей группы)

Это занятие направлено на закрепление частей тела животных и умение употреблять в речи уменьшительно-ласкательные формы существительных. Цели занятия достигаются через дидактические игры, стихотворный...

Конспект занятия "Поможем солнышку"

Цели:Закреплять навык узнавания и называния частей тела животного, понимать и употреблять в активной речи уменьшительно-ласкательные формы существительных.Продолжать учить различать величину: «б...

конспект НОД : "Поможем солнышку разбудить весенний лес"

развернутый конспект занятия для детей 3-4 лет. Образовательная область  : "Познание"...

Сценарий весеннего праздника для младшей группы "Поможем солнышку собрать лучики"

Дети едут в гости к солнышку и встречают его грустным, без лучиков. Малыши помогают солнышку найти лучи.Ребятам в этом им помогают:  звонкий ручеек, воробей, петушок и бабочки. Собрав все лучики ...

Конспект интегрированной деятельности «Поможем солнышку»

В данной публикации представлен конспект НОД по сенсорному развитию детей во второй младшей группе, Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Художес...

Спортивное развлечение "Поможем солнышку"

День здоровья для детей и родителей «Поможем солнышку»Цель:Формирование понятия о компонентах ЗОЖ у детей и родителей.Задачи:ü Расширять знания детей и родителей о здоровье и его составляющих;ü Воспит...