Использование приемов мнемотехники для развития связной речи у младших дошкольников.
статья по развитию речи (младшая группа)

Данильченко Елена Александровна
 
Мы живем в информационный век, поэтому интерес к мнемотехнике возрастает.
Ею интересуются политики, которым необходимо часто выступать с длинными речами, артисты театра и кино,
профессиональные музыканты, представители самых разных профессий, чья деятельность связана с запоминанием 
большого объ?ма информации. 
      Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста 
этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. 
Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания 
и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах.
Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме..
 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
     Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. 
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. 
Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. 
  Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь,  записывай, рисуй схемы, черти графики».                                                                   
 

"Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф.А., - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены  точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя".

По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи.   Умение связно,  последовательно,  точно и  образно излагать свои мысли  (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение  рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

  • недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
  • бедная монологическая речь: неспособность составить  сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания.  Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественного произведении, одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. 

Поэтому для решения этой проблемы я считаю, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать  приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас,  научит его связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

 

Существует много факторов улучшающих процесс[dd1]  связной речи и одна из них- это наглядность.

В качестве второго вспомогательного фактора является схема  описательного рассказа.

         Взяв за основу мнение великих педагогов,  я убедилась в том, что именно использование приёмов мнемотехники поможет решить проблему.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники   решаются следующие задачи:

  • Развитие связной и диалогической речи.
  • Развитие  у детей умений с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам  и коллажам.
  • Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомство с буквами.
  • Развитие  у детей умственной  активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать и выделять существенные признаки.
  • Развитие  у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).
  • Содействие решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

На основе этого целью работы в течении года стала идея внедрить образовательную область «Речевое развитие» методы мнемотехники и моделирования.

В процессе проведения  у воспитанников отмечена  положительная  динамика.                                 

         Результаты  диагностики определили, как дети  умеют составлять описательный,  повествовательный рассказы и  пересказывать текст.

         Умение составлять описательный рассказ    проверялось в дидактической игре «Магазин», где каждый ребёнок должен был «купить» себе игрушку, самостоятельно  описать внешний вид,  характерные особенности, но не называть её.  Воспитатель в роли Буратино  должен отгадать, о какой игрушке рассказывал ребёнок. Далее  в игру вводилась мнемотаблица  и рассказ  составлялся  по следующему  плану:  какого цвета игрушка, какой формы, из чего сделана, какие детали характерны для неё,  как с ней можно играть, необходимо также было высказать своё отношение.

В  диагностике принимали участие дети старшей группы 25 человек.

Критерии оценки: последовательно и точно составлять описательный рассказ об игрушке, соблюдать структуру описания.

Результат диагностики в начале учебного года показал что, 65% детей имели   низкий уровень.  При  составлении описательного рассказа дети затруднялись самостоятельно начать рассказ, описание строилось при помощи наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описания не отображали многих существенных свойств и признаков предметов.

35% детей имели средний уровень. Описания детей были достаточно информативны и отличались логичной завершенностью и выделением основных признаков предметов. Случаи  нарушения логичной последовательности в описании признаков были единичными. Дети грамматически правильно подбирали слова, характеризующие особенности предметов, но при этом после описания игрушки, сразу говорили ее название, забывая правила игры.

Высокий уровень развития связной речи в начале учебного года не наблюдался.

В середине учебного года была проведена промежуточная диагностика, результаты  которой показали динамику развития связной речи у детей, а это говорит о том, что использование нетрадиционных методов и приемов в работе с детьми по развитию связной речи дает положительные результаты. Низкий уровень с 65% снизился до 45%, средний уровень составил 35%, высокий уровень 20%.    

В ходе выявления способности детей составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине обходимо было рассмотреть сюжетную картинку «Кошка с котятами» и составить повествовательный рассказ по ней.

Вопросы:

Кто изображен на картинке?

Что делают взрослые кошки?

Что делают котята?

План рассказа:

Кто изображен  на картине.

Чем заняты взрослые кошки.

Что делают котята.

Свое отношение к картине.

Критерии оценки: формулировать основную мысль картины, устанавливать все существующие связи, последовательно и понятно составлять повествовательный рассказ по картине.

На начало года 70% составил низкий уровень.  При рассматривании сюжетной картины нарушалась структура рассказа, дети рассказывали нес помощью воспитателя. Речь детей отличалась бедностью, дети перечисляли тех, кто нарисован на картине. Затруднялись в построении простых предложений.

Средний  уровень был выявлен только у 30% детей. Дети правильно строили простые предложения но, затруднялись в формулировке основной мысли, все существенные связи устанавливали частично с помощью воспитателя. Структурная часть рассказа была нарушена.

Высокий уровень на начало года не наблюдался. 

Промежуточная диагностика показала следующие результаты: при составлении рассказа по картине дети старались следовать структуре, правильно строить простые предложения. В результате низкий уровень снизился с 70% до 55%, средний уровень с 30% улучшился до 35%, а высокий составил 10%.

В качестве выявления умения пересказывать была взята незнакомая детям немецкая сказка братьев Гримм «Боб, соломинка и уголек».

Критерии оценки: выявить понимание темы, уметь выделять основные структурные части сказки, выявить понимание нарушения целостности структуры текста при отсутствии (начала, середины или конца), пересказывать правильно сказку.

На начало года низкий уровень составил 40%. Дети во время пересказа передавали только схемы «костяк» сюжета. Сложные предложения отсутствовали. Одни дети пропускали начало текста, другие полностью не раскрывали  суть каждой структурной части сказки. Дети не заметили отсутствия структурной  части сказки.

Дети со средним уровнем пересказывали сказку самостоятельно при не большой помощи была взята незнакомая детям немецкая сказка братьев Гримм «Боб, соломинка и уголек».

Критерии оценки: выявить понимание темы, уметь выделять основные структурные части сказки, выявить понимание нарушения целостности структуры текста при отсутствии (начала, середины или конца), пересказывать правильно сказку.

На начало года низкий уровень составил 40%. Дети во время пересказа передавали только схемы «костяк» сюжета. Сложные предложения отсутствовали. Одни дети пропускали начало текста, другие полностью не раскрывали  суть каждой структурной части сказки. Дети не заметили отсутствия структурной  части сказки.

Дети со средним уровнем пересказывали сказку самостоятельно при не большой помощи воспитателя. В пересказе присутствовали простые предложения. Дети не заметили  отсутствия концовки, но после дополнительных вопросов завершали сказку самостоятельно.

В середине учебного года промежуточная диагностика показала, что низкий уровень снизился с 40% до 15%, средний с 60% увеличился до 65%, а высокий уровень составил 20%.

Таким  образом, сравнивая результаты диагностики на начало года и промежуточный можно сказать, что систематическая работа по развитию связной речи с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники способствует положительным результатам. Дети проявляют интерес к работе с мнемотаблицами, вследствие чего стали легко осознавать композиционное строение связного высказывания, легче воспринимать и перерабатывать зрительную  информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый  текст без помощи  воспитателя, научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, повысилась познавательная активность детей

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для логопедов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР"

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников ...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников

К.Д.Ушинский писал : "Учите ребенка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету."В да...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.Мне...

использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

мнемотехника помогает сделать процесс запоминания детьми более простым, интересным, увлекательным и творческим...

Опыт работы «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Развитие связной речи детей дошкольного возраста, посредством использования приемов мнемотехники....