Занятие «Пузырь, соломинка и лапоть»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Занятие по развитию речи для детей от 4 до 5 лет с использованием технологии "мнемотехника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon пузырь, соломинка и лапоть48 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развивать умение детей пересказывать сказки.

Задачи:

- развивать у детей фонематический слух и звукопроизносительные навыки,

  умение дифференцировать звуки [с],[ш], речевое дыхание, зрительное и

  слуховое восприятие – умение вслушиваться в речь взрослого;

  - развивать умение отгадывать загадки, находить выход из проблемных ситуаций, творческое воображение;

- формировать у детей умение внимательно слушать рассказ   взрослого,  

  соблюдать правила коллективной игры;

   - расширять  словарный запас детей за счет  прилагательных  и  глаголов,

  вводить в активный словарь антонимы (толстый  –  тонкий,   высокий –

  низкий, тяжелый – легкий, смелый – трусливый);

- вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого,

  слушать ответы других детей, не прерывать говорящего);

- воспитывать у детей чувство товарищества, желание придти друзьям на

  помощь.        

                               

Предварительная работа:

- рассматривание  иллюстраций лаптей, колосьев, соломы, мыльных пузырей;

- надувание мыльных пузырей детьми с целью развития длительного выдоха;

- рассказ воспитателя о том, что на Руси лапти служили бедным людям

  обувью.

 ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Сюрпризный момент:

Звучит фонограмма музыки из передачи «В гостях у сказки».

Воспитатель:      (загадочным голосом):             

На неведомых дорожках,

Где растет дремучий лес,

Избушка там на курьих ножках

Стоит до самых до небес.

Кто в избушечке живет,

Песню звонкую поет?

Там бабушка Яга –

Костяная нога!

Баба-Яга (запись):

Ох, и скучно же старушке

Жить одной в такой глуши,

Когда вокруг одни лягушки

И растут лишь камыши!

Ах вы, мои ладненькие,

Ах вы, мои складненькие!

Не забыли вы старушку,

Заглянули к ней в избушку.

Всех вас очень я люблю,

Сказку вам я покажу!

Воспитатель:

- А какую сказку, назови?

Баба-Яга (запись):

-  Ишь, какие хитренькие!

    Если загадки отгадаете,

    Названье сказки вы узнаете.

- Слушайте внимательно:

                                            Мылу на замену

                                            Взбили пышну пену,

А как подули – посмотри:

Полетели …     (пузыри)

- Правильно, это пузыри. (Отдает воспитателю баночку мыльных пузырей).

- Слушайте еще одну загадку:

У любого ты спроси:

«Что носили на Руси?»

Из коры плели галошки,

Обували их на ножки.       (лапти)

- Молодцы, это лапти, держите отгадку.     (отдает воспитателю лапти).

- А вот и последняя загадка:

Летом в полюшке росла.

Колос к солнышку несла,

А как только пожелтела,

                  Ей нашлось другое дело.     (солома)

- Правильно, это солома.

- Здорово, самую трудную загадку отгадали, вот вам и отгадка.

(отдает колосья).

- Молодцы, ребятки, всех героев сказки отгадали.

- А называется сказка, которую я вам хочу показать «Пузырь, Соломинка и Лапоть», но я забыла содержание сказки, помогите мне всомнить.

2. Основная часть:

Воспитатель:

- Устраивайтесь поудобнее, сказка начинается.

(Воспитатель рассказывает сказку с одновременным показом слайдов.)

- Дети, понравилась вам сказка?

(Понравилась).

- Про кого эта сказка?

(Пузырь, Соломинка и Лапоть).

- Куда пошли Пузырь, Соломинка и Лапоть рубить дрова?

(Они пошли рубить дрова в лес).

- Что помешало им идти дальше?

(Им помешала речка).

- Что предложил Лапоть Пузырю?  (Лапоть сказал: «Давай мы на тебе переплывем»).

- Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег?

(Нет, не согласился).

- Как они переправились на другой берег, что придумали?

(Пузырь предложил Соломинке перекинуться с берега на берег).

- Что произошло с нашими героями?

(Соломинка переломилась, Лапоть упал в воду, Пузырь начал смеяться и  лопнул).

- Ребята, а если бы ваши друзья попали в беду, как бы вы поступили?

(Не стали бы смеяться.  Помогли бы своим друзьям).

- Молодцы, вы внимательно слушали сказку и правильно отвечали на вопросы.

- Спасибо тебе Баба-Яга за такую интересную сказку.

3. Физминутка:

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами засиделись, предлагаю подвигаться и поиграть в игру «Пузырь».

- Дети, возьмитесь за руки, сделайте узкий круг, попробуем надуть наш Пузырь.

                (Дети,  взявшись за руки  стоят на месте и  произносят слова.)

Раздувайся пузырь,

Большой пребольшой,

Раздувайся пузырь,

Да не лопайся!

(Дети пятятся назад проговаривая)

С-С-С-С-С

                                 (Дети, стоя на месте,  произносят слова.)

Пузырь лопнул-

Ой, ой, ой

А ведь был такой большой!

                       (Дети медленно начинают сходиться в центр круга)

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

4. Игра «Подбери словечко»

Воспитатель:

- Отдохнули, подвигались, садитесь на стульчики.

- Поиграем в игру «Подбери словечко».

- Я буду произносить фразу, а вы её заканчивать.

- Пузырь толстый, а Соломинка наоборот …(тонкая)

- Пузырь легкий, а Лапоть…(тяжелый)

- Соломинка смелая, а Пузырь…(трусливый)

- Лапоть сплели, а Пузырь…(надули)

- Соломинка сломалась, а пузырь…(лопнул)

5. Пересказ сказки посредством мнемотаблицы.

Воспитатель: Ребята, мы с вами напомнили Бабе-Яге содержание сказки,

Давайте теперь мы покажем как же вы запомнили сказку.

Пересказ детей сказки с помощью мнемотаблицы.

6.Развитие творческого воображения.

Упражнение «Придумай другой конец сказки».

Баба-Яга:

- Молодцы-то вы, ребятки, молодцы!

- Но, что-то мне не нравится конец у моей сказки.

- Очень уж грустно она закончилась.

- Давайте придумаем другой конец.

(работа  с детьми по придумыванию другого конца сказки)

Воспитатель:

- Дети, как надо было поступить, чтобы герои попали на другой берег реки?

( Ответы детей: построить плот, лодку, мостик и т.п.)

- Молодцы. Чтобы дружба была крепкой всегда нужно приходить друзьям на помощь, не бросать в беде, поддерживать в трудную минуту.

7. Итог занятия.

Воспитатель:

- Ребята, вы послушали и посмотрели сказку. Как она называется?

 («Пузырь, Соломинка и Лапоть»).

- Кто из героев понравился больше всех и почему?

- Сегодня вы все были дружными, активными, веселыми. Молодцы!

Баба-Яга:

- Спасибо, дети, что в гости ко мне заглянули, порадовали меня, помогли вспомнить сказку.

- За это вручаю вам подарочек «Волшебную книгу сказок».

- Друзья мои, пришло время нам прощаться, а мне в сказку возвращаться.

- До новых встреч!

(Звучит фонограмма музыки из передачи «В гостях у сказки», Баба-Яга исчезает в домике).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №148»

Занятие по развитию речи

в группе общеразвивающей направленности для детей

от 4 до 5 лет №3

по теме «Пузырь, соломинка и лапоть»

 

провела :

                                                                                Нечаева О.С.

воспитатель I квалификационной категории

Оренбург 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Слушание сказки "Пузырь, соломинка и лапоть"

Тема: 1. «Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».             2. Д/и «Подбери словечко». Дифференциация звуков [с], [ш]....

Конспект "Русская народная сказка "Пузырь, Соломинка и Лапоть""

Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация» Тема: « Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»"...

НОД по теме: "Знакомство со сказкой "Пузырь, соломинка и лапоть"

НОД по образовательной области "Коммуникация"...

Конспект педагогического мероприятия на тему: «Пузырь, соломинка и лапоть».

Направление: познавательное развитие  Средняя группа...

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе Тема: «Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Дифференциация звуков [з], [зь]".

Основной вид деятельности: коммуникативнаяДлительность: 20 минутЗадачи:Образовательные:-формировать у детей фонематический слух и звукопроизносительные навыки, закреплять  умение дифференцировать...