Статья «Театрализованные игры, как средство развития речи детей»
статья по развитию речи (младшая группа)

Театрализованные игры оказывают большое влияние на речевое развитие ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Театрализованные игры,

как средство развития речи детей

  1. Теоретические основы использования театрализованной деятельности в развитии речи детей

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, является игра. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Она стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает всё богатство родного языка, его выразительные средства.. Благоприятные условия для широкой практики и развития детской игры создаются в театрализованной деятельности. Для детей театрализованная деятельность сохраняет свое значение как необходимое условия развития интеллекта, психологических процессов. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Поэтому речевое развитие нужно начинать уже с младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а так же происходит формирование основных качеств личности. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры.  Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а, умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.  Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

II. Виды театрализованной деятельности

В детском саду используются разнообразные виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек, театр кукол. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков воспитатель может на столе, как на своеобразной эстраде, разыгрывать для детей спектакли – миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, яркое оформление, и точное слово, и музыка. Организация таких миниатюр пока не требует особой подготовки, дети в основном выступают в роли зрителей. Существует несколько видов театрализованной деятельности, которая отличается художественным оформлением и спецификой детской театрализованной деятельности. Дети могут представлять сами спектакль (драматизации, инсценировки), когда у каждого ребенка своя роль. Либо дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, изображая игрушками персонажей, озвучивая их. Для младших дошкольников 3-4 лет подойдет кукольный театр. Игра с куклами оказывает незаметное всестороннее лечебно-воспитательное действие на ребенка, помогает обрести чувство успеха в той или иной области. Играя с куклой, дети полностью раскрывают свои особенности. В процессе игры слова ребенка должны оживить кукол, дать им характер, настроение. Ребенок во время игры с куклами открывает свои потайные чувства не только на словах, но и жестами, мимикой. Самым доступным видом является настольный театр. У детей в младшем дошкольном возрасте отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. Куклы для такого театра должны хорошо стоять на столе, легко перемещаться по нему. Дети легко управляют куклами. Ребенок берет куклу со стороны спины так, чтобы его пальцы скрывались под ее руками, и ведет "актрису" по столу согласно сюжету. Важно обращать внимание ребенка на то, чтобы его речь совпадала с движениями куклы.

Пальчиковый театр - это театр актеров, которые всегда при нас. Ребенок одевает кукол на пальцы, и действует сам за персонажа, находящегося на руке. В процессе действия ребенок двигает пальцами, проговаривая текст сказки, потешки или стихотворения.

Театр Петрушки часто называется театр бибабо. В нем используются куклы перчаточного типа: кукла внутри полая, она одевается на руку, при этом в голову куклы можно поместить указательный палец, а в рукава костюма - средний и большой палец. Остальные пальцы находятся прижатыми к ладони.

Магнитный театр - фигурки персонажей русских народных сказок, вырезанных из плотной бумаги, имеющих на обратной стороне магнитную полосу. С ее помощью фигурки плотно держатся на магнитной доске.

Шагающие куклы - это мягконабивные куклы, в ярких русских народных костюмах тонкой ручной работы, высотой около двадцати сантиметров. Куклы имеют на ногах специальные кармашки для пальцев рук, с их помощью куклы могут шагать.

Настольный театр (дерево) - представлен фигурками людей и животных, деталями сборных домиков. Используя навыки конструирования, дети с удовольствием строят сказочный теремок, избушку или домик и обыгрывают постройку с помощью персонажей сказки.

Театр на фланелеграфе – пробковая доска, обтянутая фетровой тканью, пропитана специальным составом, позволяющим удерживать иллюстрации и фигурки сказочных персонажей, вырезанных из бумаги и наклеенных на бархатную бумагу.

Наборы резиновых игрушек – дикие и домашние животные, персонажи любимых сказок.

Сюжетные матрешки – это наборы сказочных персонажей, сделанные в форме деревянной матрешки. Они особенно любимы малышами, удивленно и восторженно наблюдают дети, как из одной матрешки появляется много других персонажей сказок: «Три медведя», «Колобок», «Репка» и др. Ключевым аспектом деятельности воспитателей в процессе приобщения ребенка к театрализованным играм, является планомерное расширение игрового опыта путем освоения разновидностей театра.

III. Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а, умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Большое влияние оказывает театрализация на психическое развитие ребенка, совершенствуя все стороны личности: восприятие, память, воображение. Воспитываются нравственные черты характера, художественно-эстетическое восприятие и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»

Учебно-методическое пособие о том, как разивать речь детей с диагнозом ОНР в процессе игровой деятельности. Разработан план программы занятий на весь учебный год....

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Значение театрализованных игр для развитие речи детей....

Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста

В статье рассматривается роль театрализованных игр в развитии речи детей....

"Театрализованные игры, как средство развитие речи детей раннего возраста"

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью реб...

Педагогическая статья: Театрализованная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста.

Ранний возраст- уникальный период развития человека, обладающий своеобразной спецификой. Обучение родному языку это одна из важнейших задач развития детей. театрадизованная деятельность, реализуемая в...

статья Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Статья для родителей «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста»

Статья для родителей «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста»...