КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИН И. ЛЕВИТАНА «СУМЕРКИ. ЛУНА» И Ф. ВАСИЛЬЕВА «БОЛОТО В ЛЕСУ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Спраговская Ольга Викторовна
Образовательные задачи. 
Обобщить представления об осени и типичных осенних изменениях в природе. Расширить, уточнить, актуализировать словарь по теме «Осень». Совершенствовать навык рассматривания картин, формировать целостное представление об изображенном на картинах. Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных). Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление сложноподчиненных предложений с противопоставлением). 
Развивающие задачи. 
Развивать связную речь, фонематические представления (развитие навыка звукового анализа слов), дыхание, речевой слух, мышление, все виды восприятия, творческое воображение, тонкую моторику.
Воспитательные задачи. 
Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность, творческую активность.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peyzhaznaya_zhivopis_zanyatie_1.docx38.53 КБ
Файл foto_k_zanyatiyu_1.docx1.33 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 53»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИН  И. ЛЕВИТАНА «СУМЕРКИ. ЛУНА» И

Ф. ВАСИЛЬЕВА «БОЛОТО В ЛЕСУ»

IMG_6994

Подготовила и провела:

Спраговская Ольга Викторовна,

воспитатель высшей

квалификационной категории

2019г.

Образовательные задачи.

Обобщить представления об осени и типичных осенних изменениях в природе. Расширить, уточнить, актуализировать словарь по теме «Осень». Совершенствовать навык рассматривания картин, формировать целостное представление об изображенном на картинах. Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных). Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление сложноподчиненных предложений с противопоставлением).

Развивающие задачи. 

Развивать связную речь, фонематические представления (развитие навыка звукового анализа слов), дыхание, речевой слух, мышление, все виды восприятия, творческое воображение, тонкую моторику.

Воспитательные задачи. 

Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность, творческую активность.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование. 

СD -проигрыватель, СD с записью пьесы П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из альбома «Времена года», СD с записью звуков ночного леса, с записью музыкального сопровождения к упражнению «Ветер и листья», мольберт, репродукция картины И. Левитана «Сумерки. Луна», репродукция картины Ф. Васильева «Болото в лесу», мини-бассейн с теплой водой, салфетки, вазочка с клюквой, ваза с букетом из осенних листьев и астр, контейнер с цветными карандашами, мяч, контейнер с фишками для звукового анализа.

Предварительная работа. 

Наблюдение за осенними изменениями в природе на прогулке, за тем, как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетают птицы. Сбор листьев деревьев и кустарников и составление букетов. Обучение узнаванию деревьев по коре, листьям, семенам. Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки в осеннем парке. Разучивание стихов русских поэтов об осени. Разучивание подвижного упражнения «Ветер и листья», слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из альбома «Времена года» на музыкальном занятии.

Ход НОД

1. Организационный момент. Создание эмоционального фона занятия. Развитие обоняния. Объявление темы.

Воспитатель приглашает детей в группу, где тихо звучит «Осенняя песня». В вазе стоит осенний букет. На ковре разбросаны листья. Дети входят в группу и останавливаются возле стульчиков, стоящих перед мольбертом. На мольберте репродукции картин И. Левитана и Ф. Васильева. Через 1-2 минуты воспитатель выключает проигрыватель.

Воспитатель.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу...

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Так писал об осени русский поэт Аполлон Майков. Сегодня мы с вами тоже будем говорить об осени, рассмотрим картины русских художников, почитаем стихи русских поэтов.

Воспитатель ставит на стол осенний букет.

Воспитатель.

А сейчас понюхайте, чем пахнет осень.

Дети наклоняются к букету и делают глубокий вдох через нос, не поднимая плеч.

Дети. Осень пахнет опавшими листьями, последними цветами, сыростью и прохладой.

Воспитатель.

Ну что ж. Это действительно так. Садитесь поудобнее. Давайте рассмотрим осенние пейзажи.

2. Рассматривание репродукций картин И. Левитана и Ф. Васильева. Развитие эмоционального мира и образного строя речи. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них. Развитие всех видов восприятия.

Воспитатель привлекает внимание детей к репродукциям картин.

Воспитатель. Первая картина называется «Сумерки. Луна». Ее написал Исаак Левитан. Вторая картина называется «Болото в лесу». Это работа русского художника Федора Васильева. Как вы думаете, почему я выбрала для сегодняшнего занятия именно эти картины? Что их объединяет? Какое время года изобразили на них художники?

Дети. На этих картинах художники изобразили золотую осень.

Воспитатель. Верно. Что вы видите на переднем плане картины Левитана?

Дети. Мы видим лесное озеро. В озере отражаются лес и луна.

Воспитатель. Что растет по берегам озера?

Воспитатель указкой привлекает внимание детей к тем частям картины, о которых говорит.

1- й        ребенок. Справа вдоль берега растет высокая трава. Она пожелтела и кажется золотой.

2- й        ребенок. На высоком берегу стоят березы в ярких оранжевых платьях и темно-зеленые сосны.

3- й        ребенок. Вдалеке слева мы видим темный лес. Он кажется коричневым. Только кое- где видны яркие оранжевые пятна.

Воспитатель. Опишите небо, которое нарисовал художник. Как вы думаете, какое время суток изображено на картине?

4- й        ребенок. Небо высокое и чистое, но уже темнеет. Художник нарисовал поздний вечер.

Воспитатель. Обратите внимание, что и небо, и луна кажутся золотистыми и как будто светятся. Как вы думаете, там, в лесу, изображенном на картине, тепло или холодно?

Дети. Кажется, что стоит теплый осенний вечер.

Воспитатель. А вода в озере кажется теплой или холодной?

Дети. Вода в озере кажется теплой.

Воспитатель. Закройте глаза.

Ставит на стол мини-бассейн с теплой водой.

Воспитатель. Не открывайте глаза. Опустите руки в лесное озеро.

Дети опускают руки в воду.

Воспитатель. Расскажите, какая вода в лесном озере.

Дети. Теплая, приятная, мягкая.

Воспитатель убирает бассейн, предлагает детям открыть глаза, раздает им салфетки и предлагает промокнуть руки.

Воспитатель. А теперь давайте послушаем, что слышится в лесу, изображенном на картине.

Воспитатель включает кассету с записью звуков ночного леса. Запись звучит 1-2 минуты.

Воспитатель. Что вы услышали?

Дети. Кричала сова. Стрекотали кузнечики. Шумел ветер.

Воспитатель. Правильно. А теперь посмотрите на вторую картину. Что художник изобразил в центре?

1- й        ребенок. Художник нарисовал болото в лесу.

Воспитатель. Что мы видим по краям болота? Что его окружает?

2- й        ребенок. Вокруг болота растет высокая трава. Она желтая, оранжевая, коричневая.

3- й        ребенок. В траве стоят белые цапли. Они готовятся к отлету в теплые края и ловят в болоте лягушек.

Воспитатель. Что художник изобразил справа и слева на пригорках?

1- й ребенок. На пригорках художник нарисовал березовую рощу. Листья на березах желтые, поэтому роща кажется золотой.

Воспитатель. Какие деревья мы видим на переднем плане?

4- й        ребенок. На переднем плане мы видим клены с яркими оранжевыми листьями.

Воспитатель. Какое небо над болтом?

1- й        ребенок. Небо хмурое, покрытое густыми темными облаками.

Воспитатель. Но, несмотря на это, картина не кажется мрачной. Золотые лес и трава создают праздничное настроение. Как вы думаете, какое время суток на этой картине?

2- й        ребенок. Наверное, это день.

Воспитатель. Верно. А теперь давайте послушаем, какие звуки раздаются в лесу возле болота.

Воспитатель включает СD с записью звуков леса на 1-2 минуты.

Воспитатель. Что вы услышали?

3- й        ребенок. Квакают лягушки, кричат цапли, шумит ветер.

Воспитатель. А знаете ли вы, какие ягоды растут во мху возле этого болота?

Дети. Возле болота растет клюква.

Воспитатель. Хотите попробовать клюкву?

Воспитатель раздает детям влажные салфетки для рук, а потом ставит на стол вазочку с клюквой. Дети пробуют клюкву и рассказывают о своих ощущениях.

3. Игра «Один - много». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).

Воспитатель приглашает детей пройти на ковер и предлагает встать в круг. Затем берет в руки мяч.

Воспитатель. Вы узнали на картинах разные деревья. А знаете ли вы, что на разных деревьях разные листья? Например, на березе - березовые. А на клене?

Воспитатель бросает детям мяч по очереди и задает им вопросы. В ходе игры образуются пары: на клене - кленовые, на осине - осиновые, на рябине - рябиновые, на дубе - дубовые.

 4. Упражнение «Ветер и листья». Координация речи с движением

Дети выполняют движения под музыку.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал.

Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Опускают руки, приседают.

Ветер по лесу кружил,

Ветер с листьями дружил.

Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной.

Вот с березки золотой.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой.

Кружатся на носочках на месте.

К ночи ветер-ветерок

Рядом с листьями прилег.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

Приседают, опустив руки. Садятся лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

И последний лист с осинки

Тихо дремлет на тропинке.

Ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза.

5. Сравнение репродукций картин И. Левитана и Ф. Васильева. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений с противопоставлением).

Воспитатель. А теперь давайте сравним картины и расскажем об этом. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать его. На первой картине изображено лесное озеро.

1- й ребенок. А на второй картине нарисовано болото.

Воспитатель. На первой картине изображен поздний вечер.

2- й ребенок. А на второй картине - день.

Воспитатель. На первой картине изображено ясное чистое небо.

3-й ребенок.        А на второй картине - небо, покрытое густыми облаками.

Воспитатель. А теперь сами составьте предложение о деревьях на обеих картинах.

4- й ребенок. На первой картине изображены березы и сосны, а на второй - березы и клены.

Воспитатель. Но на той и другой картинах изображена прекрасная золотая осень.

6. Упражнение «Осенние листья». Развитие длительного плавного выдоха.

Воспитатель приглашает детей к высокому столу, на который ставит бассейн с водой «из лесного озера» и бросает в него разноцветные листья. Бассейн должен стоять так, чтобы листья находились на уровне рта детей.

Воспитатель. Вы сказали, что в лесу на берегу озера шумит ветер. Сейчас вы станете этим ветром. Подуйте на листики так, чтобы они поплыли по воде. Помните, как нужно дуть правильно?

Дети. Нужно сделать вдох через нос, а потом подуть, вытянув губы трубочкой и не раздувая щек.

Дети по очереди дуют на листья. Воспитатель контролирует выполнение задания. Не стоит выполнять упражнение больше трех раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

7. Обводка и штриховка кленовых листьев. Развитие тонкой моторики.

Воспитатель приглашает детей за стол, на котором лежат листы бумаги, кленовые листья, стоит контейнер с карандашами.

Воспитатель. А вот и кленовые листья с картины «Болото в лесу». Приложите их к листам бумаги, обведите по контуру, а потом заштрихуйте горизонтальными линиями красными, оранжевыми и желтыми карандашами так, чтобы они казались золотыми, как клены на картине Федора Васильева.

Дети выполняют задание, воспитатель оценивает их работу.

8. Упражнение «Составь схему». Развитие фонематических представлений (совершенствование навыка звукового анализа слов).

Воспитатель убирает плашки и ставит на стол контейнер с фишками.

Воспитатель. И последнее задание сегодня. Раз мы сегодня так много говорим о деревьях, выложите звуковую схему слова дубы.

Дети выполняют задание и выкладывают схему:

(С)  (К)  (С)  (К)

Воспитатель. Молодцы! Вы очень хорошо выполнили задание, а теперь скажите, сколько звуков в слове дубы!

Дети. В этом слове четыре звука.

Воспитатель. Произнесите их по порядку.

Дети. [Д], [у], [б], [ы].

Воспитатель. Сколько гласных звуков в этом слове?

Дети. Два. Это звуки [у], [ы].

Воспитатель. Сколько согласных звуков?

Дети. Два. Это звуки [д], [б].

Воспитатель. Какие это согласные? Расскажите о них.

1- й ребенок. Звук [д] - согласный, твердый, звонкий.

2- й ребенок. Звук [б] — согласный, твердый, звонкий.

Воспитатель. Отлично! Вы выполнили все мои задания.

Воспитатель предлагает детям сложить фишки в контейнер и убирает его.

10. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Воспитатель предлагает каждому из детей рассказать о том, какая из картин ему понравилась и почему. Потом дети вспоминают, чем они занимались, а воспитатель оценивает их работу.

         


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Рассматривание картин о зиме"

Конспект занятия по рассматриванию картин "Зима" И.Шишкин, "Февральская лазурь" И.Грабарь, "Русская зима" К.Юон в подготовительной к школе группе...

Рассматривание картин Левитана

вызвать эмоциональный отклик на эстетическое восприятие художественного произведения; видеть основные изобразительные средства для передачи образа осени; почувствовать настроение картины....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Рассматривание картины "медведица с медвежатами"

                      Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Кисельнинская средняя школа» (дошкольные группы) Д.Кисельня...

ОО «Речевое развитие» Конспект непрерывной образовательной деятельности Рассматривание картины «Спасаем мяч» по развитию речи в первой младшей группе. (от 2-3 лет)

ОО «Речевое развитие»Конспект непрерывной образовательной деятельностиРассматривание картины «Спасаем мяч»по развитию речи в первой младшей группе. (от 2-3 лет)...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности " Рассматривание картины " Дети кормят курицу и цыплят"

Конспект непосредственно- образовательной деятельности " Рассматривание картины "  Дети кормят курицу и цыплят"...

Конспект ММР "«Рассматривание картины Левитана «Золотая осень »»

Конспект МРР в подготовительной к школе группе на тему "Рассматривание картины Левитана "Золотая осень""...