Методическая разработка для развития мелкой моторики детей "Весёлые пальчики"
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
В методической разработке представлены речевые упражнения, которые можно использовать в разных видах деятельности (в данном случае, в качестве физкультминуток на ззанятиях по обучению грамоте).
"Рассказывание" стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики, координации движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolye_palchiki_metodicheskaya_razrabotka.doc | 396.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №44 "РЯБИНУШКА"
Весёлые пальчики
(Методическая разработка для развития мелкой моторики детей)
Подготовила воспитатель:
Бычкова Надежда Геннадьевна
Весёлые пальчики
(Методическая разработка для развития мелкой моторики детей)
«Источник способностей дарования детей находится на кончиках пальцев»
В.А. Сухомлинский
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Не случайно в истории развития человечества роль рук подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.А.Лурия.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Речевые упражнения, которые я предлагаю в данной методической разработке, можно использовать в разных видах занятий (в данном случае в качестве физкультминуток на занятиях по обучению грамоте), в бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе.
«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики. Координации движений, воображения, образности мышления.
Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектом или личностными комплексами.
Предложенные движения не стоит воспринимать как догму. Их можно обогащать и видоизменять: показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней. Однако это доступно только детям старшего дошкольного возраста и не со сложными речевыми диагнозами.
Таким образом, родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям и играм, различным заданиям на развитие общей и мелкой моторики, координации движений рук детей, решают сразу несколько задач. Во-первых, положительно влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка; во-вторых, точное динамичное выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы совершенствуют движения артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти; в-третьих, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Тема: «Звук [а], буква «А». Апельсин
Слова | Движения |
Мы делили | Плавные движения поочерёдно руками в стороны, ладонью вверх |
апельсин, | «Круглые» пальцы, как будто обхватили апельсин |
Много нас, | Развести руки в стороны |
а он один. | Показать один палец |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх |
для ежа, | Фигура из пальцев «Ёж» |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. |
для стрижа, | Фигура из пальцев «Птица». |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх |
для утят, | Фигура из пальцев «Утята» |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх |
для котят, | Фигура из пальцев «Котята» |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. |
для бобра, | Фигура из пальцев «Бобёр» |
А для волка…кожура. | Фигура из пальцев «Волк» |
Он сердит на нас - беда! | Пальцы напряжены, сгибаем и разгибаем их. |
Разбегайтесь, кто куда! | «Бежим» по рукам пальцами |
Чтобы с волком помириться, | Пожимаем себе ладони |
Надо долькой поделиться. | Плавные движения поочерёдно руками в стороны, ладонью вверх |
Тема: «Звуки [б], [б'], буква «Б». Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, | Руки через стороны вверх - вдох |
Больше спать не захотел. | Руки через стороны вниз - выдох |
Шевельнулся, потянулся, | Руки вверх, смотрим на пальцы, встаём на носочки |
Взвился вверх и полетел. | Плавные движения руками |
Солнце утром лишь проснётся, | Вверх поднимаем «круглые» руки |
Бабочка кружит и вьется. | Плавные взмахи руками |
Тема: «Звуки [в], [в'], буква «В». Воробей
Воробья врачи спасли, | Фигура из пальцев «Птица» |
В вертолёт его внесли. | Круговые движения кистью сначала одной, потом другой рукой |
Вертолёт вертел винтами, | Круговые движения кистями обеих рук |
Волновал траву с цветами. | Плавные движения руками над головой |
Тема: «Звуки [г], [г'], буква «Г». Гуси
Шлёпают гуськом | Поочерёдно похлопываем ладонями по тыльной стороне кистей |
Смотрят свысока | Фигура из пальцев «Гусак» |
Ой, щиплет бока | Щипаем поочерёдно тыльные стороны кистей |
Тема: «Звуки [д], [д'], буква «Д». Дождик
Лейся дождик веселей, | Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли |
Мы с тобою дружим. | Обнимаем себя |
Хорошо нам бегать | Бег |
Как зелёные лягушки, | Присели и прыгаем, как лягушки |
Всё! | Руки прямые вверх |
Напрыгались, | Руки вниз |
Устали. | Голова, плечи, руки опущены, спина расслаблена |
Побежим сушиться к маме. | Бег на месте |
Тема: «Звук [йэ], буква «Е». Ежиха с ежатами
Под цветком | Фигура из пальцев «Цветок» |
Ежиха - мать | Фигура из пальцев «Ёж» |
Принялась ежат купать. | Плавные движения руками перед собой |
Кап- кап капает роса | Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли |
На мордашку, | Погладить себя по щекам |
На глаза. | Погладить себя по глазам |
Не поймёт ежиха - мать, | Развести руки в стороны |
Как им спинки отмывать? | Потираем ладошки |
Тема: «Звук [йо], буква «Ё». Ёжик в бане
Ёжик в бане вымыл ушки, | Фигура из пальцев «Ёж», трём ладонями уши |
Шею, кожицу на брюшке. | Трём ладонями шею, живот |
И сказал еноту ёж: | Фигура из пальцев «Енот» (собака) и «Ёж» |
-Ты мне спинку не потрёшь? | Трём ладошки |
Тема: «Звук [ж], буква «Ж». Жук
Я увидела жука | Фигура из пальцев «Жук» |
На большой ромашке. | Рисуем большой круг руками |
Подержу его в руках, | Руки вперёд, ладони вверх |
А потом в кармашке. | Руки на пояс |
Ой, упал, упал мой жук | Наклоны вперёд |
Нос испачкал пылью. | Вытираем носик |
Посажу его на сук, | Подняться на носки, руки вверх |
Пусть расправит крылья. | Плавные взмахи руками |
Тема: «Звуки [з], [з'], буква «З». Зарядка
| Ходьба на месте |
Очень нравится нам | Руки в стороны: согнуть, выпрямить |
Весело шагать, | Ходьба на месте |
Руки поднимать, | Поднимаем руки вверх 5 раз |
Приседать и вставать, | Приседания 5 раз |
Прыгать и скакать. | Прыжки 5 раз |
Тема: «Звуки [л], [л'], буква «Л». Ливень
Ливень, ливень льёт везде. | Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли |
Рады птенчики в гнезде: | Фигура из пальцев «Птенчики в гнезде» |
-Мама дома посидит, | Фигура из пальцев «Птица» |
Никуда не улетит. | Плавные взмахи руками |
Тема: «Звук [й'], буква «Й». Кому – что
Кошке | Фигура из пальцев «Кошка» |
Дай молока | Руки перед собой, ладони вверх. Фигура «Ковшик» |
Мишке- | Имитация походки медведя |
сладкого медка, | Рисуем круг руками - «бочонок» |
Дай | Руки перед собой, ладони вверх |
Травы | Плавные движения руками над головой |
козлёнку, | Фигура из пальцев «Коза» |
Дай | Руки перед собой, ладони вверх |
попить | Показать, как пьём |
ежонку. | Фигура из пальцев «Ёж» |
А тебе я книжку дам, | Руки перед собой, ладонями к себе, большие пальцы отведены в сторону |
Если прочитаешь сам. | «Игра глазками»: переводим глаза от одного большого пальца к другому и обратно, голову держим прямо |
Тема: «Звуки [х], [х'], буква «Х». Хорёк
Этот маленький хорёк | Нагнуться |
Очень шустрый был зверёк. | Выпрямиться, руки на пояс |
Он с утра уже успел | Руки в стороны, сгибаем и разгибаем |
По тропинке пробежаться, | Бег на месте |
И на дерево забраться, | Руки перед собой согнуты в локтях, «взбираемся» на дерево |
И по веткам поскакать, | Прыжки на месте |
И от мишки убежать, | Имитация походки медведя |
И в речной воде поплавать, | Руки перед собой: «плывём» |
И поглубже понырять, | Приседания |
Шубку вычистить и лапки, | Погладить себя по телу, по рукам |
Рыбку к завтраку поймать. | Волнообразное движение рукой перед собой |
Очень шустрый был зверёк | Руки на пояс |
Этот маленький хорёк. | Присесть |
Тема: «Звуки [л], [л'], буква «Л». Корабль
Вёз корабль карамель, | Волнообразные движения перед собой сначала правой, потом левой рукой |
Наскочил корабль на мель. | Прыжок вперёд |
И матросы три недели | Пальцы широко расставлены, рисуем на теле полоски - «тельняшку» |
Карамель на мели ели. | Рука согнута в локте перед собой. Круговые движения кистью сначала одной, потом другой руки |
Тема: «Звуки [м], [м'], буква «М». Мороз
Я мороза не боюсь, | Руки на пояс, качаем головой |
С ним я крепко подружусь. | Обнять себя руками |
Подойдёт ко мне мороз, | Ходьба на месте |
Тронет руки, | Гладим себя по рукам |
Тронет нос. | Дотронуться до носа |
Значит надо не зевать, | Развести руки в стороны |
Топать, прыгать и скакать. | Прыжки на месте |
Тема: «Звуки [н], [н'], буква «Н». Бабушка Ненила
Бабушка Ненила | Ходьба на месте |
Полны вёдра набрала | Круг руками снизу вверх |
И домой их понесла. | Круг руками сверху вниз |
Всю посуду перемыла. | Руки прямые перед собой, движение «тарелочки» |
Каши внукам наварила, | Круговые горизонтальные движения руками перед собой: «мешаем кашу» |
Пол в избе подмела | Наклониться вперёд, движения руками из стороны в сторону |
И присела у окна. | Присесть |
Тема: «Звук [о], буква «О». Новый дом
Ох, ох! | Руки к щекам, наклоны в стороны |
Муха строит | Фигура из пальцев «Муха» |
новый дом. | Фигура из пальцев «Дом» |
Молоток: стук- стук. | Стучим кулачком по ладошке одной рукой, потом другой |
Помогать идёт петух. | Руки за спиной, шаги с высоким подниманием ног |
Тема: «Звуки [п], [п'], буква «П». Чистюли
Ох, испачкалась одежда, | Руки к щекам, наклоны в стороны |
Обращались с ней небрежно, | Руки за спину, топаем ногами |
Надо нам её спасти. | Руки в стороны |
И в порядок привести. | Руки на пояс |
В тазик воду наливаем, | Выполняем соответствующие движения |
А потом легко и ловко | Встали на носочки, потянулись |
А пока одежда сушится, | Прыжки на месте |
Тема: «Звуки [р], [р'], буква «Р». Семейная зарядка
Осенью, весною, | Ходьба на месте |
Встанем прямо по порядку, | Встали прямо, спина прямая, свели лопатки |
Мама руки поднимает, | Руки вверх-вниз |
Папа бодро приседает, | Приседания |
Повороты вправо- влево | Руки на поясе, делаем повороты всем корпусом |
Я сама бегу трусцою | Бег на месте |
И качаю головою. | Наклоны головой в стороны |
Тема: «Звуки [с], [с'], буква «С». Хвастуны
Тень- тень, потетень, | Хлопки руками |
Выше города плетень. | Руки вверх, встать на носки, потянуться |
Сели звери под плетень, | Присесть |
Похвалялися весь день. | Руки к щекам, наклоны головой в стороны |
Похвалялася лиса: | Фигура из пальцев «Лиса» |
-Всему свету я краса! | Наклон вперёд, развести руки в стороны |
Похвалялся зайка: | Фигура из пальцев «Заяц» |
-Поди, догоняй-ка! | Прыжки на месте |
Похвалялися ежи: | Фигура из пальцев «Ёж» |
-У нас шубы хороши! | Погладить себя по телу |
Похвалялся медведь: | Имитация походки медведя |
Тема: «Звуки [т], [т'], буква «Т». Доброе утро
-Доброе утро!- | Руки в стороны |
птицы запели. | Фигура из пальцев «Птица» |
Добрые люди встали с постели. | Руки вверх, встать на носки, потянулись |
Прячется вся темнота по углам. | Наклоны в стороны, прикрываем глаза поочерёдно правой и левой рукой |
Солнце взошло | Снизу вверх поднимаем «круглые» руки |
и идёт по делам. | Ходьба на месте |
Тема: «Звук и [у], буква «У». Музыканты
В руки дудочку беру, | Имитируем игру на дудочке |
Созываю детвору, | Манящие движения руками |
Туру- туру- туру! | Имитация игры на дудочке |
Поиграю на баяне, | Имитация игры на баяне |
Потанцуйте, зайки, с нами, | Прыжки на месте |
Гали-гали-гали! | Имитация игры на баяне |
Я на скрипочке играю, | Имитация игры на скрипке |
Скачут зайки на лужайке, | Прыжки на месте |
Тили- тили- тили! | Имитация игры на скрипке |
А потом на барабане, | Имитация игры на барабане |
В страхе зайки разбежались по кустам! | Бег на месте |
Тема: «Звуки [ф], [ф'], буква «Ф». Фонтан
Может, здесь, а может, там | Повороты в правую и левую стороны, отводим руку в сторону |
Есть один большой фонтан. | Встать на носки, руки вверх, потянуться |
Надо долго прошагать, | Ходьба на месте |
Дальше надо руки вымыть | По тексту |
И лицо своё умыть, | По тексту |
Зубы тщательно почистить, | По тексту |
Уши дочиста отмыть. | По тексту |
Не забыть себя обрызгать | Руки сверху вниз опускаем, «стряхивая» капли |
Той волшебною водой. | Руки снизу вверх поднимаем, «стряхивая» капли |
И тогда, кто был малышкой, | Присесть |
Станет вдруг большой- большой. | Встать на носочки, руки вверх, потянуться |
Вы всё сделали, как надо. | Руки на пояс |
Сядем, будем ждать чудес. | Присесть |
Ой! Смотрите- ка, ребята, | Медленно поднимаемся вверх, встаём на носочки, руки вверх |
Тема: «Звуки [х], [х'], буква «Х». Бедолага
Сердце так и гложет страх! | Ладони приложить к груди на уровне сердца |
Ах! | Руки вверх |
Я по списку дальше всех! | Медленно приседаем |
Эх! | Встать руки в стороны |
Ох, беда уже близка! | Руки к щекам, наклоны в стороны |
Вот и ждёт меня доска! | Рисуем руками прямоугольник |
Притворюсь-ка я, что глух! | Руками прикрываем уши |
Хоть бы в классе свет потух! | Медленно приседаем, прикрывая глаза руками |
Ух! | Руки вперёд |
Ах! | Руки вверх |
Эх! | Руки в стороны |
Ох! | «Круглые» руки вверх |
Ух… | Руки вперёд |
Не вызвали! | Руки вниз, плечи, спина расслаблены |
Тема: «Звук [ц], буква «Ц». Цветы
Наши нежные цветки | Щепоть руки смотрит вверх, руки перед собой согнуты в локтях |
Распускают лепестки. | Медленно раскрываем пальцы |
Ветерок чуть дышит, | Плавные движения кистями вправо- влево |
Наши алые цветки | Медленно соединяем пальцы в щепоть |
Тихо засыпают, | Опускаем кисти вниз, руки согнуты перед собой в локтях |
Головой качают. | Качаем кистями, руки перед собой согнуты в локтях |
Тема: «Звук [ч'], буква «Ч». Чайник
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, | «Круглые» руки перед собой |
Больше греться не хочу. | Руки к щекам, качаем головой |
Крышка громко зазвенела: | Руки вверх, имитация- «звеним колокольчиком» |
«Пейте чай, вода поспела!» | Руки в стороны с наклоном вперёд |
Тема: «Звук [щ'], буква «Щ». Щётки
Этой щёткой | Плавное движение левой рукой в сторону, ладонью вверх |
чищу зубы, | Правой рукой - имитация движения «чистим зубы» |
Этой щёткой- | Плавное движение левой рукой в сторону, ладонью вверх |
башмаки, | Наклон вперёд, дотронуться руками до пола |
Этой щёткой | Плавное движение левой рукой в сторону, ладонью вверх |
чищу брюки, | Гладим руками по ногам |
Все три щётки | Показать три пальца перед собой |
мне нужны. | Ладони приложить к груди |
Тема: «Звук [ш], буква «Ш». Лягушка
Мы по лесу шли, шли, шли, | Ходьба на месте с высоким подниманием ног |
Только шишку нашли. | Наклоны вперёд |
Дети дальше побежали | Бег на месте |
И лягушку повстречали. | Фигура из пальцев - «лягушка» |
Лягушка-попрыгушка глазки на макушке. | Присесть, руки на полу перед собой, прыгаем как лягушки |
Прячьтесь от лягушки, комары и мушки. | Бег на месте |
Тема: «Буквы «Ь,Ъ». Ручеёк
Вьётся недалечко | Плавные, волнообразные движения перед собой сначала левой, потом правой рукой |
Маленькая речка, | Руки согнуты в локтях, ладонями с силой давим друг на друга (2 раза) |
Ни поплыть, | Руки перед собой - «плывём» |
Ни нырнуть, | Присесть |
Только ножки | Потряхиваем поочерёдно ногами |
Тема: «Звук [ы], буква «Ы». Пузырь
Надувайся, пузырь, | «Круглые» руки перед собой разводим в стороны. Вдох носом |
Да не лопайся! | Выдыхаем через нос, «круглые» руки медленно скрещиваем перед собой, постепенно обнимая себя руками |
Тема: «Звук [э], буква «Э». Я могу!
-Кто, скажите, сможет, дети, повторить движенья эти? | Дети повторяют движения за взрослым, сопровождая их словами: «Это тоже я могу». |
Тема: «Звук [йу], буква «Ю». Непоседа
Юра очень утомился- | Руки к щекам, наклоны головой в стороны |
Целый день юлой крутился! | Кружимся на месте |
Юра только сел на стул, | Фигура из пальцев – «стул»; присесть, встать |
Ножки свесил | Потряхиваем поочерёдно ногами |
И заснул. | Руки вниз, плечи опущены, спина расслаблена |
Тема: «Звук [йа], буква «Я». Яблоко
Вот так яблоко! | Рисуем руками круг. |
Оно соку сладкого полно. | Поглаживаем руками живот круговыми движениями. |
Руку протяните, | Подняться на носки, руки вверх, потянуться. |
Стал ветер веточку качать, | Плавные движения руками над головой. |
И трудно яблоко достать. | Развести руки перед собой. |
Подпрыгну, руку протяну | Прыжки с поднятыми руками. |
Вот так яблоко! | Рисуем руками круг. |
Оно соку сладкого полно. | Поглаживаем руками живот круговыми движениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского райо...
Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Не случайно в...
Собственная методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».
Методическая разработка для развития мелкой моторики детей«Весёлые пальчики».Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как п...
Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».
Методическая разработка для развития мелкой моторики детей«Весёлые пальчики»....
Методическая разработка по развитию мелкой моторики детей 2-3 лет на тему: "Весёлые пальчики"
методическая разработка по развитию мелкой моторики детей 2-3 лет...
Методическая разработка для развития мелкой моторики рук " Ловкие пальчики"
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенси...
07.05.2022г Методическая разработка для развития мелкой моторики "Веселые пальчики"
Методическая разработка для развития мелкой моторики "Веселые пальчики"...