Технология обучения детей составлению сравнений
план-конспект по развитию речи

ЦельСпособствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления сравнений. Создать условия для усвоения обобщенной модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_7.docx55.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технология обучения детей составлению сравнений

Модель составления сравнений по признаку  цвета

1)Ель (объект №1);

2)по цвету (признак);

3)зеленая (значение признака);

4)такая же  зеленая (значение признака) по цвету (признак), как кузнечик.(объект № 2)

 Ель по цвету, такая же зеленая по цвету, как кузнечик.

Предложить  детям найти объекты с данным значением признака (зеленое по цвету – огурец, трава, кактус  и.т д.)

Модель составления сравнений по признаку формы 

1)Апельсин (объект №1);

2) по форме (признак);

3) круглый (значение признака);

4) такой же круглый (значение признака) по форме (признак), как мяч.

Апельсин по форме, такой  же круглый по форме, как мяч.

Предложить  детям найти объекты с данным значением признака ( круглое по форме - солнце, колесо, тарелка и.т д.)

Модель составления сравнений по признаку вкуса

1)Груша (объект №1);

2) по вкусу (признак);

3) сладкая (значение признака);

4) такая же сладкая (значение признака) по вкусу (признак), как сахар.

 (объект № 2).

 Груша по вкусу, такая же сладкая по вкусу, как сахар.

Предложить  детям найти объекты с данным значением признака ( сладкое по вкусу -  конфета, мед, варенье, мармелад и.т д.)

Модель составления сравнений по признаку звука

1)Барабан (объект №1);

 2)по звуку (признак);

3) громкий (значение признака);

4) такой же громкий (значение признака) по звуку (признак), как гром. (объект № 2)

 Барабан по звуку , такой же громкий по звуку, как гром. Предложить  детям найти объекты с данным значением признака (  громкий по звуку -   крик, голос и.т д.)

Модель составления сравнений по признаку температуры

1)Чай (объект №1);

1) Чай (объект №1)

2)по температуре (признак);

3) горячий(значение признака);

4) такой же горячий (значение признака) по температуре (признак), как огонь.

 (объект № 2). Чай по температуре , такой же горячий по температуре, как огонь.

 Предложить  детям найти объекты с данным значением признака (  горячий по температуре -   солнце, вода и.т д.)

Пример:

Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить внезапно начавшийся дождь по температуре с какими-либо другими объектами. Воспитатель помогает ребенку составить фразы типа: "Дождь на улице по температуре такой же теплый, как  молоко".

Пример:

Развитию творческой речевой деятельности  способствует продуктивная  деятельность на занятиях по рисованию, лепке ,аппликации где так же идет сравнение.

Голова по форме какая?

Какие фрукты бывают такой же формы?

Что это? (Глаза), какие они по цвету? (голубые, синие). Какие  цветы бывают  такого же синего цвета?   ( васильки, анютины глазки, колокольчики)

Получилось следующее сравнение:  Глаза синие, как васильки.

2. Технология обучения детей составлению загадок.

                     Какой?

       Что бывает таким же?

Блестящий

Монета

Круглый

Колобок

Желтый

Солнышко

Пушистый

Цыпленок

Хитрый

Лиса

Сладкий

Мед

Жгучий

Перец

Теплый

Свитер.

Прозрачный

Стекло

Снежная

Горка

  1. Блестящий как монета.
  2. Круглый, но не колобок.
  3. Желтый, как солнышко.
  4. Пушистый, но не цыпленок.
  5. Хитрый, как лиса.
  6. Сладкий, но не мед.
  7.  Жгучий, как перец.
  8. Теплый, но не свитер.
  9. Прозрачный, как стекло.
  10. Снежная, но не горка.

                   Что делает?

      Кто (или что) делает так же?

Колется

Иголка

Играет

Ребенок

Светит

Солнце

Сверкает

Молния

Жужжит

Пчела.

Рычит

Собака.

Пищит

Мышка

Летает

Самолет

Растет

Цветок

Прыгает

Мяч

1.Колется, но не иголка.

2.Играет, но не ребенок.

3.Светит, а  не солнце.

4.Сверкает, но не молния.

5.Жужжит, а не пчела.

6.Рычитит, а  не собака.

7.Пищит, но не мышка.

8.Летает, но не самолет.

9.Растет, но  не цветок.

10.Прыгает, а не мяч.

        На что похоже

        Чем отличается

Пила

Не пилит

Лиса

Не рыжая

Друг

Не человек

Лягушка

Не квакает

Гусеница

Прыгает

 Зонтик

 От дождя не укроет

Мышка

  Не пищит

Гриб

Несъедобный

 Забор

 Но не перелезть

 Вата

 Но двигается

1.Похожа  на пилу, но не пилит.

2.Похожа  но лису, но не рыжая.

3.Может быть другом ,но не человек.

4.Как лягушка, но не квакает.

5.Как гусеница, но прыгает .

6. Зонтик, но от дождя не укроет.

7. Мышка, но не пищит.

8. Гриб, но несъедобный.

9. Как забор, но не перелезть.

10. Похоже  на вату, но двигается.

 3. Технология обучения детей составлению метафор.

 Детям предлагается взглянуть на картину зимнего пейзажа, где на заснеженных елях сидят снегири.

Задача: составить метафору относительно этих птиц.

Работу с детьми следует организовывать в форме обсуждения. В качестве пособия  использую  лист бумаги, на котором  обозначаем совместно с детьми последовательность мыслительных операций.

- Что за птицы изображены на заснеженных елях? nastol.com.ua-160720.jpg
- Снегири (
воспитатель на листе бумаги пишет букву "С" и ставит стрелку вправо). 
- А какие они? 
- Круглые, пушистые, красные (
воспитатель уточняет - "красногрудые", и ставит букву "К" на листе бумаги). 
- А что еще бывает с такими красными бочками или красной грудкой? 
- Вишня, яблоки… (
воспитатель ставит стрелку вправо от буквы "К" и рисует яблоко).

- Так что можно сказать про снегирей, какие они? 
- Снегири красногрудые, как яблоки. 
- А где снегири находятся? 
- На заснеженных елках (воспитатель ставит стрелочку вниз от буквы "С" и рисует схематично ель). 
- Давайте теперь объединим эти два слова (
воспитатель обводит круговым движением руки изображения яблока и ели). 
- Произнесите эти два слова подряд! 
- Яблоки заснеженных елей. 
- Кто составит мне предложение с этими словами? 
- В зимнем лесу появились яблоки на заснеженных елях. Яблоки зимнего леса радовали глаз прогуливающихся людей.
http://www.trizminsk.org/i/4/26002501.gif

Пример последовательности составления метафор детьми

Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом). Дождь идет из туч (находится место расположения объекта). 
Слова для метафорической фразы: "слезы туч".

Метафорические фразы: "Осенью тучи часто льют свои слезы", "Слезы туч были очень грустными и холодными".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »

laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...

Технология обучения детей составлению сравнений

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста....

Реализация технологии «Обучение детей составлению метафор» в подготовительной возрастной группе. Упражнение «Составление метафоры - «Праздник».

Реализация технологии «Обучение детей составлению метафор» в подготовительной возрастной группе.Тематическая неделя «Новый год»Упражнение «Составление метафоры - «П...

Реализация технологии «Обучение детей составлению метафор» в подготовительной возрастной группе. Упражнение «Составление метафоры - «Зима».

Реализация технологии «Обучение детей составлению метафор»в подготовительной возрастной группеТематическая неделя «Зима»Упражнение «Составление метафоры - «Зима&raq...