Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада на тему "Малые фольклорные формы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Титова Елена Александровна

Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада познакомит детей с малыми фольклорными формами. Закрепит представление о назначении пословиц, поговорок, потешек , загадок. Занятие способствует развитию речи детей средствами малых форм фольклора. И конечно же одна из задачь занятия, воспитание интереса  к устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие по развитию речи22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в старшей группе

Тема«МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ»

Задачи:

Закрепить представления детей о жанровых особенностях, назначений пословиц, поговорок, потешек, загадок.

Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений.

Способствовать развитию образной речи детей средствами малых форм фольклора. Совершенствовать и активизировать словарь детей, закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит русская-народная музыка под которую дети заходят дети и воспитатель.

Воспитатель зазывает детей

Собирайся народ! Вас много интересного ждёт!

Много игр, много шуток и весёлых прибауток!

Воспитатель: Ребята, дедушка Фольклор прислал вам письмо (зачитывает письмо)

«Дорогие дети! У меня скоро День рождения. Мне уже 90 лет. Помогите мне пригласить всех внучек. В нашей стране нет почты, а я очень стар, далеко ходить не могу». Ребята, поможем дедушке Фольклору пригласить внучек?

А как вы думаете как зовут внучек у дедушки Фольклора? (Потешка, пословица, загадка, песенка, частушка, небылица считалки, сказки, хороводные игры и т. д) Всё это устное народное творчество.

Воспитатель: А кто вы думаете их сочинил? (русский народ)

Сегодня мы отправимся с Вами в необычное путешествие, мы познакомимся  с внучками дедушки Фольклора.

Но сначала мы с вами разомнём язычок

У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке

7 сыновей без бровей

Вооот с такими ушами, вооот с такими бровями,

вооот с такой бородой.

Они не пили, не ели, на Маланью глядели и делали вот так:

( артикуляционная гимнастика)

 

Путешествие не близкое, быстрее добраться, нам помогут сапоги-скороходы.

Отправляемся в путь. (дети имитируют ходьбу в сапогах-скороходах с высоко поднятыми ногами (звучит музыка народная)

А вот и домик.

Здесь живет старшая внучка дедушки Фольклора (Потешка) Давайте узнаем как её зовут. (стучат в домик)

Потешка: Здравствуйте, дети! Вы знаете кто я такая? Я старшая внучка дедушки Фольклора, и зовут меня Потешка!

Воспитатель Мы тебе пришли передать приглашение на день рождение к дедушке.

 Потешка -Ребята, раньше, в старину у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки - потешки. И тогда когда умывали, купали их, причесывали или когда ребенок делал свои первые шаги, или просто лаская. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Вот послушайте:

Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

- Понравилась вам потешка? Какие ласковые слова вы заметили? (Ответы детей) 

-А какие вы потешки знаете?

Воспитатель -Как первую внучку дедушки фольклора зовут? (Потешка).

(Попрощались с Потешкой. Звучит народная музыка Продолжается путешествие)

Вот мы добрались до лесной опушки. Посмотрите кто там за елкой? Здесь живет вторая внучка. Давайте узнаем как её зовут.

Пословица - Здравствуй ребята. Я Пословица Много мудрых пословиц сочинил русский народ. Какие-то из них вы уже слышали, какие-то знаете и учитесь понимать. Вот это и называют русское народное творчество.

Воспитатель Пословица! Дедушка Фольклор приглашает тебя к себе на день рождение.

Пословица: Спасибо, что нашли меня. А не хотели бы вы вместе со мной поиграть?

На елке как вы видите много шишек. Эти шишки с поговорками и пословицами, но они не закончены до конца Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы конец пословицы и поговорки.

• Щи да каша (еда наша)

• Что на уме (то и на языке)

• Хорошо в гостях, (а дома лучше)

• Старый друг (лучше новых двух)

• Без труда не (выловишь и рыбку из пруда)

• Семеро одного (не ждут)

• Язык болтает (рукам мешает)

• Сделал дело (гуляй смело)

А какие пословицы вы знаете ребята?

А теперь давайте объясним пословицу «Не рой яму другому – сам в нее попадешь». Народная мудрость заметила, что если один человек что-то плохое делает другому человеку, то страдает и сам, нарвавшись в такую же ситуацию или пострадав от последствий своих же действий.

 Молодцы! Продолжайте путь дальше.

Воспитатель: В старину любили играть в русские народные игры, пели разные заклички солнышку , весне, птицам. Народ верил, что услышав весёлые песни весна наступит быстрее. Давайте и мы с вами поиграем и пропоём закличку о весне

Физминутка «Веснянка».

Солнышко, солнышко - (дети идут в круг, взявшись за руки)

Золотое донышко - (идут из круга).

Гори, гори ясно, чтобы не погасло - (поднимают и опускают руки).

Побежал в саду ручей - (волнообразные движения рукой).

Прилетело сто грачей - (взмахи руками - «крыльями).

А сугробы тают, тают - (медленно присесть).

А цветочки подрастают - (подняться на носочки и потянуться вверх).

Воспитатель. Продолжаем наше путешествие

- Дети и кто же здесь за елочкой спрятался

Выходит третья внучка Загадка

Загадка: Здравствуйте дети! А зачем вы ко мне пожаловали?

Дети Дедушка фольклор пригласил тебя на день рождения.

Загадка Спасибо за приглашение А загадки - вы любит? Я хочу с вами поиграть в загадки-отгадки.

(загадывает загадки)

 Голубой платок, алый клубок по платку катается, людям улыбается (Солнце)

Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.(Книга)

Живет без тела, говорит без языка, никто его не видит, а всякий слышит. (Эхо)

Носить легко, а считать тяжело. (Волосы)

Звучит народная музыка дети идут дальше. Подходят к домику.

Воспитатель: Здесь живет четвертая внучка дедушки Фольклора

Скороговорка Здравствуйте гости дорогие! Я скороговорка, внучка дедушки Фольклора. А вы кто? С чем пожаловали?

Воспитатель Здравствуй Скороговорка. Мы с приглашением от дедушки на день рождения.

Скороговорка Спасибо за приглашение. Просто так я вас не отпущу, давайте поиграем

 (Дети встают в круг и играют с внучкой в игру «Быстро и правильно», повторяют скороговорку).

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

Повторяем индивидуально и хором

- А знаете ли вы, что мы сейчас произносили? Правильно, скороговорку.

А какие скороговорки знаете вы? (Ответы детей)

Прощаемся. Возвращаемся в детский сад. Садимся на ковёр, снимаем сапоги скороходы.

Воспитатель -А вы знаете, я тут вчера вышла на улицу, а там ….такое творилось, вот послушайте:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке,

И давай дубасить коня на мужике.

- Ребята, знаете ли вы, что я вам сейчас рассказала (небылицу). А что это такое?(то чего на самом деле не может быть). Скажите, что в этой небылице не так?(ответы детей). Детки скороговорки и небылицы, которые мы с вами сейчас рассказывали, являются малыми фольклорными формами.

Воспитатель: Вы прошли не легкий путь. Мы нашли внучек дедушки Фольклора, пригласили их на день рождения. Какие формы русского народного творчества мы сегодня вспомнили? Каких внучек мы нашли, потешка, пословица, загадка, скороговорка?

Знакомство с малыми фольклорными формами мы продолжим на следующем занятии.

 На память о нашем путешествии, дедушка Фольклор передал вам вот таких матрёшек. Это русская народная игрушка. Но это уже совсем другая история. ...Наше занятие подошло к концу. А в народе говорят:

 Кончил дело - гуляй смело


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе .Тема: ВеснаПрограммное содержание: -продолжать учить детей  составлять предложения по картинкам;            ...

"Стоит в поле теремок..."цикл конспектов занятий по развитию речи в старшей группе детского сада

Среди многих важных задачь воспитания и обучения детей дошкрльного возроста в детском саду обучения родному языку, развитие речи, речегого общения - одна из главных. По моему мнению, важнейшим условие...

Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. В.В. Гербова.

Перспективный план по развитию речи в старшей группе детского сада....

В.В. Гербова Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада Планы занятий

Занятие 2. Учимся вежливости   Цель. Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обо...

Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий

laquo;Программа воспитания и обучения в детском саду» в старшей группе рекомендует проводить 8 занятий в месяц по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой....

Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада «Путешествие в осенний лес». Анализ занятия.

Цель: формирование представлений о временах года, экологической культуры через наблюдения и поисковую деятельность.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30463783","attributes":{"alt":"","...