Проект по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Как у нашего кота"
проект по развитию речи (младшая группа)

Паршина Татьяна Валерьевна

Проект по развитию речи «Как у нашего кота», разработан воспитателями 1 и 2 младшей группы Панковой Светланой Викторовной – воспитателем 2 категории и Паршиной Татьяной Валерьевной – молодым специалистом МКДОУ «Детский сад» № 7 «Улыбка» для детей младшего дошкольного возраста. Участниками проекта являются дети, воспитатели, родители 1 и 2 младшей группы МКДОУ «Детский сад» № 7 «Улыбка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад» № 7 «Улыбка»

Проект по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста

«Как у нашего кота»

Выполнили: Панкова

Светлана Викторовна -

воспитатель 2 категории

МКДОУ «Детский сад»

№ 7 «Улыбка»;

Паршина Татьяна Валерьевна,

воспитатель,

молодой специалист

МКДОУ

«Детский сад» № 7

«Улыбка»

г. Лесосибирск, 2014

Проект по развитию речи «Как у нашего кота», разработан воспитателями 1 и 2 младшей группы Панковой Светланой Викторовной – воспитателем 2 категории и Паршиной Татьяной Валерьевной – молодым специалистом МКДОУ «Детский сад» № 7 «Улыбка» для детей младшего дошкольного возраста. Участниками проекта являются дети, воспитатели, родители 1 и 2 младшей группы МКДОУ «Детский сад» № 7 «Улыбка».

Тип проекта: творческий, групповой.

Сроки реализации: 14 дней.

Цель: создание оптимальных условий для  развития речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными потешками о котике, коте; развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей младших дошкольников через знакомство с русскими народными потешками.

Задачи:

  • Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;
  • Формировать у детей интерес к русскому фольклору, познавательную активность;
  • Обогащать словарный запас детей, стимулировать речевую активность;
  • Актуализировать представления детей о домашнем животном – кошке, формировать бережное отношение к домашним животным;
  • Развивать практические умения изобразительной деятельности (создание рисунков и лепных работ по теме проекта).

В результате реализации проекта дети:

  • Познакомились с русскими потешками о коте;
  • Расширили свои представления об этом домашнем животном (внешний вид, повадки);
  • Будет развиваться художественно – речевая деятельность через обыгрывание потешек;
  • Дети используют потешки о коте в активной речи (подвижные игры, общение, игровая деятельность);
  • Произошло обогащение словаря, совершенствуется диалогическая и монологическая речь;
  • Происходит развитие творческой активности детей и их родителей;
  • Развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • Повышение речевой активности, активизация словаря.

Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности

детского возраста и потому самый занимательный,

чем тот, который связан с детским бытом,

с повседневной детской жизнью,

который возник, вырос и развился

из изысканной высокой радости

детской народной массы.

Это детский фольклор.

Г.С. Виноградов

Фольклор. Все чаще это слово радует слух взрослых и вызывает восторг у детей. Воспитание не народных традиций несет дошкольникам не только радость, но и становится неотъемлемой частью развития ребенка.

Народным песенкам и потешкам присущи четкость, ритмичность, выразительность. Они способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Потешки ненавязчиво передают народный опыт об окружающем мире, народную мудрость, доходчивы для понимания детей, обладают богатой мелодикой звучания, огромными возможностями для организации разнообразных игр.

Постановка проблемы

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения сказываются на последующем развитии и обучении ребенка.

Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы взрослые – родители очень мало с ними разговариваем, общаемся. Современные родители общаясь со своим ребенком редко прибегают к русским потешкам, а ведь использование их в работе и общении с детьми создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации их поведения, способствует положительному развитию ребенка в целом и совершенствованию его межличностных отношений.

Если использовать произведения устного народного творчества (потешки) наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.

Обоснование и актуальность проекта

Младший дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главной задачей педагога в этот период состоит в помощи ребенку в освоении разговорной речи, овладении всем богатством родного языка. И здесь важнейшим источником являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы.

Дети хорошо воспринимают потешки благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Ребенок чутко откликается на потешки, вслушиваясь в каждое слово, ритм, музыкальность, он может двигаться в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Это помогает установить эмоциональный контакт между взрослым и ребенком.

Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Такое сочетание незаметно для ребенка активизирует словарь ребенка, совершенствует речь.

Цели и задачи проекта

Целью проекта является создание оптимальных условий для  развития речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными потешками о котике, коте; развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей младших дошкольников через знакомство с русскими народными потешками. Для реализации целей были поставлены следующие задачи:

  • Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;
  • Формировать у детей интерес к русскому фольклору, познавательную активность;
  • Обогащать словарный запас детей, стимулировать речевую активность;
  • Актуализировать представления детей о домашнем животном – кошке, формировать бережное отношение к домашним животным;
  • Развивать практические умения изобразительной деятельности (создание рисунков и лепных работ по теме проекта).

Для выполнения этих задач нами была подобрана серия потешек. При подборе было обращено внимание на то, чтобы они были простыми, короткими, с четким ритмом, побуждали к действию, движениям. Большое внимание уделяли подбору иллюстрационного материала, которое использовали и как средство обогащения словаря детей новыми словами. Показывая детям новую игрушку, приговариваем потешку.

Тип проекта:

  • коллективный (по количеству участников);
  • средней продолжительности (по времени);
  • интегрированный (образовательные области: «Коммуникация» - «Ребенок и окружающий мир»; «Художественно - эстетическая»; «Художественная литература»);
  • творческий.

Основные формы реализации проекта:

  • занятия;
  • оснащение предметно – развивающей среды;
  • работа с родителями.

Участниками проекта являются дети, родители, воспитатели 1,2 младшей группы  МКДОУ «Детский сад» № 7 «Улыбка».

Стратегия достижения поставленных задач проекта

  1. Подготовительный этап (сбор информации)
  • Изучение литературы по теме (художественной и методической);
  • Ознакомление с передовым опытом (методические журналы, интернет ресурсы);
  • Уточнение формулировок, проблем, тем, целей и задач;
  • Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала;
  • Формирование навыков художественного творчества (лепка, рисование).
  1. Основной этап.

Решение проблемы через непосредственную образовательную  и совместную деятельность воспитателя с детьми:

  1. Образовательная область «Коммуникация»
  • Дидактические игры: «Угадай, о ком говорю» (загадки о кошках); «Чей малыш?»
  • Рассматривание картины «Кошка с котятами»
  1. Образовательная область «художественная литература»
  • Чтение и заучивание потешек «Кисонька - мурысонька», «Как у нашего кота», «Пошел котик на торжок», «Тили - бом», «Пошел котик во лесок»;
  • Оформление книжного уголка.
  1. Образовательная область «Музыка»
  • Разучивание песенки «Серенькая кошечка»
  1. Образовательная область «Познание»
  • Расширение представлений детей о домашнем животном – кошке (Тематическое занятие «В гостях у бабушки Варварушки»)
  1. Образовательная область «Физическое развитие»
  • Подвижные игры: «Кот и воробушки», «Кошки - мышки», «Мыши водят хоровод»;
  • Пальчиковая гимнастика «Как у нашего кота», «Пошел котик во лесок»
  1. Образовательная область «Художественное творчество»
  • Проведение занятия по лепке «Пироги для котика»;
  • Проведение занятия по рисованию «Поясок для котика»;
  • Рассматривание иллюстраций к потешкам;
  • Индивидуальная работа в уголке изобразительной деятельности (раскрашивание силуэтов, работа с пазлами, печатками)
  1. Работа с родителями (вовлечение родителей)
  • Конкурс поделок из бросового материала «Как у нашего кота»
  1. Заключительный этап
  1. Обработка и оформление материалов проекта (воспитатели);
  2. Выставка поделок родителей «Как у нашего кота»
  3. Фольклорное занятие – досуг «Котенька - коток»

План реализации проекта

Состав действия

Ожидаемый результат

Участники

Сроки

I. 1.

Изучение литературы по теме; ознакомление с передовым опытом

Расширение знаний по теме

воспитатели

1-2день

2.

Уточнение формулировок, проблем, тем, целей и задач

Разработка плана реализации проекта

воспитатели

3 день

3.

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала

Пополнение предметно – пространственной развивающей среды

Воспитатели, родители

3-4 день

4.

Оформление книжного уголка

Книжная выставка

Воспитатели, родители

4 день

II.1.

Цели тематических занятий:

«В гостях у бабушки Варварушки» (ребенок и окружающий мир)

Расширение знаний о домашнем животном – кошке, развитие речи

Дети, воспитатели

5 день

2.

«Пирожки для котика» (лепка)

Развитие творческих способностей детей, развитие речи

Дети, воспитатели

6 день

3.

Разучивание песенки «Серенькая кошечка» (музыка)

Расширение знаний детей о животных, развитие творческих способностей, развитие речи

Дети, воспитатели

7 день

4.

«Угадай, о ком говорю» (загадки); «Чей малыш?» (коммуникация)

Развитие речи детей, умение сопоставлять образ и его описание, расширение знаний детей о животных

Дети, воспитатели

8 день

5.

«Поясок для кошки»

Расширение знаний детей; развитие речи; развитие творческих способностей

Дети, воспитатели

9 день

6.

Заучивание потешки «Кисонька- мурысонька»

Развитие речи детей, памяти, внимания

Дети, воспитатели

10 день

1.

2.

3.

4.

Использование потешек о котике в режимных моментах

Рассматривание иллюстраций

Чтение потешек

Подвижные игры и пальчиковая гимнастика

Индивидуальная работа детей: раскрашивание, сбирание пазлов, печатки

 

Восприятие и формирование зрительного образа

Воспитывание интереса к русским народным произведениям

Физическое развитие детей

Расширение знаний детей, развитие творческих способностей, развитие речи

Дети

Дети, воспитатели

Дети, воспитатели

дети

4-10 день

III.1.

2.

3.

Фольклорное занятие – досуг «Котенька - коток»

Выставка поделок «Как у нашего кота»

Обработка и оформление материалов проекта

Расширение знаний детей о домашнем животном – кошке, формирование познавательной активности, внимания, памяти, развитие речи, интереса к фольклорным произведениям

Развитие творческой активности детей и родителей

Дети, воспитатели

11 день

9-11 день

Ожидаемые результаты

Ознакомление детей с произведениями русского народного творчества и каждодневное использование его как в непосредственной образовательной и игровой деятельности, так и в режимных моментах развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, а так же оказывает благотворное влияние на духовное развитие, учит определять нравственные нормы жизни общества.

С помощью малых фольклорных форм (потешек) можно решить практически все задачи методики развития речи:

  • Запоминать слова и формы слов, словосочетаний;
  • Осваивать в игровой формы лексические и грамматические стороны речи;
  • Развивать звуковую культуру речи незаметно для ребенка;
  • Развивать чувства ритма и рифмы;
  • Способствовать обогащению словаря детей.

В результате реализации проекта дети:

  • Познакомились с русскими потешками о коте;
  • Расширили свои представления об этом домашнем животном (внешний вид, повадки);
  • Будет развиваться художественно – речевая деятельность через обыгрывание потешек;
  • Дети используют потешки о коте в активной речи (подвижные игры, общение, игровая деятельность);
  • Произошло обогащение словаря, совершенствуется диалогическая и монологическая речь;
  • Происходит развитие творческой активности детей и их родителей;
  • Развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • Повышение речевой активности, активизация словаря.

Конспект занятия

Тема: Кисонька Мурысонька

Цели:        

Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии, использовать всё окружающее пространство; побуждать детей к активному общению.

Развивать речь и умение строить диалог, создать радостное настроение.

Воспитывать доброе отношение к животным.

Ход занятия:

Под музыкальное сопровождение воспитатель входит в группу в нарядном костюме и обращается к детям.

Воспитатель 1:        Здравствуйте, ребята! Вы ребята – котята?  нет)

        Здравствуйте, ребята! Вы ребята – мышата? (нет)

        Здравствуйте, ребята! Вы ребята – цыплята? (нет)

        А кто же вы? (ответы детей)

        Как ласково называет вас мама? (ответы детей)

        Ну, вот мы и познакомились!

Воспитатель 2:  Посмотрите, хороши наши детки – малыши!

                        А сейчас все вместе встанем

                        И попляшем от души!

Танец  

Воспитатель 1:  Детушки – касатушки!

        Вы садитесь, не стесняйтесь,

        Поудобней располагайтесь.

        Всем ли видно, всем ли слышно?

Приготовьте ушки, глазки

Расскажу сейчас вам сказку!

        Обращает внимание детей на игрушку.

        Кто это, ребятки? (дети отвечают)

        Давайте с киской поздороваемся! (дети здороваются с кошкой)

        Кисонька – Мурысонька, где была?

Киска:   На мельнице!

В.:    Кисонька – Мурысонька, что там делала?

Киска:  Муку молола.

В.:        Кисонька – Мурысонька , что из муки пекла?

Киска:   Прянички («печет»)

В.:   Кисонька – Мурысонька, с кем прянички ела?

Киска:  Одна!

В.:   Не ешь одна, не ешь одна! (грозит пальцем)

В.:   Да, кисонька, нужно делиться с ребятками. Они у нас добрые. А ты киска любишь молочко?

Киска:    Да!

В.:   А вот мы сейчас угостим тебя молочком. Ну- ка, ребятки, давайте соединим ладошки, как будто это у нас мисочка с молочком.

К кому киска подойдет, тот её и покормит.

Песня   «Кошка»  А. Александрова   

Кошка:  Спасибо, ребятки. Очень вкусное молочко. Накормили вы меня.

Воспитатель:  Кисонька – Мурысонька, а сейчас будем мы с тобой играть.

(предварительно одеваем шапочки котят)

Игра «Серенькая кошечка»

Воспитатель благодарит Кисоньку за игру и предлагает деткам тоже сказать спасибо Кисоньке и попрощаться с ней.

В.: Кисонька уснула, давайте тихонько положим её спать, чтобы не разбудить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация проекта по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста «Как у нашего кота».

Слайд 2

з Занятие «В гостях у бабушки Варварушки ».

Слайд 3

Заучивание потешки «Кисонька – мурысонька »

Слайд 4

лл Лепка «Пироги для котика».

Слайд 5

Рисование «Поясок для кошечки»

Слайд 6

Оформление книжного уголка

Слайд 7

Выставка поделок «Как у нашего кота».

Слайд 8

Разучивание пальчиковой гимнастики «Как у нашего кота».

Слайд 9

Выставка поделок «Как у нашего кота».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «В гостях у кота Мурлыки» Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы.

В данном проекте представлены перспективный план занятий по знакомству дошкольников с художественной литературой, предварительная работа по чтению детям в течение недели художественных текстов за год....

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Звуковая культура речи: звук И"

Упражнять в выразительности интонацией при воспроизведении звукоподражаний и стихотворных строк....

Проект мастер-класса для родителей Тема: «Книжки-малышки» как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста».

Данный мастер-класс направлен на установление взаимодействия родителей и педагогов в процессе развития речи детей посредством изготовления книжек- малышек....

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Россия – наша Родина!»

Занятие на котором знакомим детей с нашей необьятной страной....

Проект мастер-класса для родителей Тема:«Книжки-малышки» как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста».

Проект мастер-класса для родителейТема:«Книжки-малышки» как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»....

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....

Проект Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53     ПроектПальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного в...