Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» для подготовительной группы.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Астафьева Наталия Александровна

Составление связного описательного рассказа по картине является важным коммуникативным умением, которое должно быть сформированно у старших дошкольников. Данный конспект НОД- в помощь педагогам- дошкольникам в формировании данного умения у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» для подготовительной группы.

Цель: формирование у старших дошкольников умения составлять связный описательный рассказ по пейзажной картине, закреплять представления о сезонных изменениях в природе в осенний период.

Задачи:

  • учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из  пяти - шести предложений, соблюдая композицию рассказа, используя в речи разные образные слова и выражения;
  • познакомить с живописными полотнами известного русского художника И.И. Левитана приобщать к изобразительному искусству;
  • формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей нас русской природы;
  • развивать диалогическую и монологическую речь детей;
  • обогащать словарный запас детей;
  • воспитывать эмоционально- личностное отношение к художественному произведению.

Основная образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Предварительная работа: наблюдения в природе, беседа об осеннем времени года, чтение стихов русских поэтов об осени, знакомство с картинами И.И. Левитана..

Материалы и оборудование: репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», презентация,  аудиозапись «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь» П.И.Чайковского.

ХОД НОД.

Воспитатель: -Ребята, я смотрю, не все ещё проснулись. Давайте подбодрим друг  друга, настроимся на рабочий лад и вспомним наш девиз. Все готовы?

Здравствуй, Небо! (руки над головой).

Здравствуй, Солнце! («рисуем» руками круг перед собой)

Здравствуй, Земля! (кладем руки на колени).

Здравствуй, наша большая семья! (беремся за руки и поднимаем их вверх).

Собрались все дети в круг, (опускаем руки)

Ты мой друг и я твой друг, (посмотреть на сидящих рядом ребят).

Вместе за руки возьмемся, (действия по тексту).

И друг другу улыбнемся! (действия по тексту).

Воспитатель.- Какие все молодцы! А теперь, ребята, посмотрите внимательно на доску. Перед вами три картинки. Скажите, пожалуйста, какое время года здесь изображено? По каким приметам вы определили, что это именно осень?

Дети называю приметы осени.

  • Деревья в жёлтом наряде.
  • Птицы улетают на юг.
  • Дети тепло одеты. На улице холодно, значит погода какая? Холодная.
  • На земле лужи.
  • Дети собирают урожай осенних грибов. Какие грибы нарисованы на картинке?
  • Листья лежат на земле.
  • Льёт дождь. Когда идет дождь, погода  какая? Дождливая.
  • Небо затянуто облаками. Небо какое? Пасмурное.
  • Осенью часто дует ветер, значит погода какая? Ветреная.

Воспитатель. –Давайте вспомним, как называется это явление природы, когда с деревьев падают на землю листья. (Листопад). Листопад- какое красивое длинное слово, давайте поделим его на слоги. Приготовили ручки. («Листопад»- три слога). Во время листопада что деревья сбрасывают? (Листья). Определим количество слогов в слове «лист». («Лист - один слог). Листья осенью какие? (желтые, багряные, сухие, красивые…). Листья, падая на землю, устилают ее разноцветным ковром. Сколько же слогов в слове» ковер»? ….., подели слово «ковер» на слоги.

Воспитатель.- Молодцы, ребята, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Встаем возле стульчиков. Игра называется «Да - нет». Я буду читать вопросы, если ответ «да», вы хлопаете, а если ответ «нет», то топаете, но только не очень громко.

Осенью растут грибы?

Часто-часто льют дожди?

Морозы осенью бывают?

Урожай все собирают?

Тюльпаны осенью цветут?

Птицы гнезда дружно вьют?

Птичьи стаи улетают?

Тучи солнце закрывают?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель. -Ребята, во все времена года наша природа прекрасна. Но осень дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа вспыхивает всеми теплыми оттенками цветов: от светло- желтого до огненно- красного. Загорается в последний раз, чтобы потом уснуть до весны глубоким сном. Этот период осени, который приходится, на октябрь, называют вершиной осени, а за те краски, в которые одеваются деревья, этот период прозвали «Золотой осенью». Это время очень любили поэты и художники.  И сегодня мы познакомимся с картиной известного русского художника Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Золотая осень». Этот художник создал много изумительных пейзажей. Ребята, напомните мне, что же такое пейзаж? (ответы детей).

Воспитатель.- Верно, и сейчас я предлагаю вам попробовать описать данный пейзаж, выразить словами чувства, которые он у вас вызывает. По ходу нашей работы, я буду прикреплять на мольберт картинки- метки, которые впоследствии помогут нам составить красивый, образный, связный рассказ по данной картине.

Работа над картиной (индивидуальная и групповая).

- Давайте же  внимательно рассмотрим  картину. На ней изображён осенний пейзаж. Как вы думаете, это начало, середина или конец осени? (ответы детей).

- Это середина осени, поэтому картина и была названа художником «Золотая осень». ..., а какое время  суток  запечатлел художник? (ответ ребёнка).

  • Правильно. Солнца не видно, но виден солнечный свет. На картине изображён ясный, солнечный осенний день.

-…, каким ты видишь небо? (ответ ребёнка).

  • Художник нарисовал на картине высокое голубое небо с плывущими по нему облаками.

- Давайте рассмотрим деревья, расположенные на пригорке слева. …, как они называются? (ответы ребёнка).

-Верно. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. С чем можно сравнить осенний наряд  березок? (ответы детей).

  • Березы уже одели свои нарядные золотые платья.

-Часть листвы уже осыпалась с деревьев. Ребята, чем можно сравнить опавшую листву? (ответы детей).

  • Умницы! Значит, земля покрыта пёстрым ковром из опавших листьев.

- …, как выглядит река на картине, какая она? (ответ ребёнка).

  • Художник нарисовал на своей картине спокойную, тихую речку, в которой отражается  небо.

 -А сейчас я предлагаю вам взять в руки «бинокль» и рассмотреть, что же Левитан изобразил на заднем плане картины. (Дети складывают руки в виде бинокля и рассматривают картину). Что вы там видите? (ответы детей).

-…, ты видишь деревенские домики на картине. Где они находятся? (ответ ребёнка).

  • На заднем плане пейзажа изображено поле и лес. Вдали, за полем, виднеются деревенские домики.

- …, посмотри внимательно, все ли деревья уже «сменили» свой летний наряд на осенний? (ответ ребёнка).

  • На картине не все деревья сменили свой летний наряд. Лес на правом берегу реки все еще зеленеет.

- Ребята, а как вы думаете, почему художнику захотелось нарисовать эту картину? (ответы детей).

  • Художнику захотелось, чтобы другие люди увидели, как красиво бывает осенью. Природа – это наше богатство, источник вдохновения для всех людей,  ее надо любить и беречь. И от этого картина получилась солнечной и светлой.

 - А что вы чувствуете, когда смотрите на картину?  Чем вам она нравится? (ответы детей)

 - Пришло время немного отдохнуть. Встаем, дети, возле стульчиков.

Физкультминутка.

Входит осень в лес дремучий,  (Дети шагают на месте).

Машет жёлтой кистью  (Движения руками).

Ветерок сгребает в кучи

Золотые листья,  (Наклоны вперёд, движения согнутыми руками к груди).

И они, забывши ветви,

Кружат на поляне…  (Поворачиваются кругом, понимают руки вверх).

Осень встала на опушке  (Разводят руками в стороны).

В жёлтом сарафане.

(Т. Ткаченко.)

– Отдохнули, ребята? Рассаживаемся на стульчики. А сейчас я предлагаю попробовать составить рассказ о том, что мы увидели на этой картине, выразить чувства, которые она вызывает. Я начну первая, если вы не против.

Рассказ воспитателя.

Передо мной картина известного русского художника Исаака Ильича  Левитана, которая называется «Золотая осень». На картине изображён ясный, солнечный, осенний день, высокое голубое небо с плывущими по нему облаками. Березы уже одели свои нарядные золотые платья. Земля покрыта пёстрым ковром из опавших листьев. Художник нарисовал на своей картине спокойную, тихую речку, в которой отражается небо. На заднем плане пейзажа изображено поле и лес. Вдали, за полем, виднеются деревенские домики. На картине не все деревья сменили свой летний наряд. Лес на правом берегу реки все еще зеленеет. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение радостное, спокойное. Это золотая осень. Природа покоряет всех своей красотой.

-Ну вот, ребята, я и закончила свой рассказ. Теперь очередь за вами. Кто хочет начать составлять рассказ- описание по нашей картине? Не забывайте пользоваться картинками, которые помогут вам составить красивый и связный  рассказ. (Дети по очереди составляют рассказ по картине).

Рефлексия. Звучит  фоновая музыка «Времена года. Октябрь» П.И. Чайковского.

-А теперь я предлагаю вам  прямо сейчас отправиться на прогулку в лес. Встаем со стульчиков, опускаемся на пол. А теперь мы закроем глаза и перенесемся с вами в осенний лес. Давайте представим, что мы медленно бредём с вами по осеннему лесу. Мы вдыхаем особенные осенние запахи: терпкий запах древесной коры, душистый- сухой травы, прелых листьев, удивительный запах грибов. Мы слушаем голоса улетающих в дальние стаи птиц, наслаждаемся последними теплыми лучами солнца и видим вокруг деревья и кусты в нарядном осеннем уборе.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

-Открываем глаза, возвращаемся в детский сад. Спасибо вам, ребята, за содержательные рассказы. Мне было интересно с вами беседовать и слушать вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: Составление описательного рассказа по картине И. Левитана « Золотая осень».

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: Составление описательного рассказа по картине И. Левитана « Золотая осень». Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ по пейза...

Конспект занятия на тему составление описательного рассказа по картине И.Левитана "Золотая осень"

На занятии дети знакомятся  с творчеством И.Левитана,  учатся составлять описательный рассказ по картине И. Левитана" Золотая осень" К занятию прилагается презентация с портретом х...

Конспект ООД по ОО «Речевое развитие» тема: Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Поздняя осень»

Цель  данной образовательной деятельности научить детей составлять описательные рассказы по картине,развивать связную речь и умение видеть красоту родной природы....

Конспект НОД по речевому развитию "Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Конспект НОД по речевому развитию "Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»...

Развитие речи на тему «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Золотая осень»

Развитие речи на тему «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Золотая осень»Цель: формирование умения    составлять описательный рассказ по пейзажно...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Обобщение представлений об осени. Актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображённом на ней. Совер...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Поздняя осень»».

Цель: формировать связную монологическую речь дошкольников. Воспитательно-образовательные задачи: Продолжать учить детей:составлять описательный рассказ по картине И.Левитана  «Поздняя...