Малые фольклорные формы как средство развития речи детей раннего возраста
проект по развитию речи

Шипицына Ирина Викторовна

Использование малых средств фольклора, как средства развития речи детей, приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

E:\Изображения\оформление портфолио\оформление портфолио ROZ ROZI (1) (1) (1)\000.jpg

17745847_nhqzq3rs9u_W665.jpg

Актуальность:

Ранний  возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Изучив многолетний  опыт   работы  с детьми младшего возраста, позволяет  утверждать, что количество детей, поступающих в дошкольное учреждение с низким уровнем речевого развития,  не соответствующим   возрастным показателям ежегодно увеличивается. Сложившаяся ситуация вызвана рядом причин:

  • Пассивное отношение родителей  к проблемам речевого развития именно в младшем возрасте, многие из родителей не замечают  отставания своего ребенка в  речевом развитии,  связывая это с индивидуальными  особенностям малыша.
  • Большая часть родителей  недостаточно  знакома  с возрастными показателями речевого развития детей.
  • Очень часто родители используют для речевого развития сложный и непонятный  детям  игровой и дидактический материал.
  • Родители разучились  разговаривать с детьми. При  общении с ними редко используют потешки, поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в разговоре с детьми устного народного фольклора, создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет.

Сложившаяся ситуация побудила  к поиску оптимальных средств  речевого развития именно в раннем возрасте. Для этого я решила использовать произведения русского фольклора, как наиболее простой  и доступный для восприятия  детьми   материал.

В стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направления – речевое развитие. Стандарт объясняет, что речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Использование малых форм фольклора этому направлению соответствует. Фольклор помогает овладеть речью как средством общения, и является носителем культурных традиций народа.

 Одним из принципов, указанных в стандарте, является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Из вышеперечисленного следует, что фольклор – это опыт народа, и использование фольклорных произведений формирует познавательные интересы ребенка.

В ФГОС указаны целевые ориентиры на этапе дошкольного возраста. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, уметь использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, уметь выделять звуки в словах, и у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Ребенок должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; быть знаком с произведениями детской литературы, обладать элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.

Я считаю, что фольклор помогает овладевать устной речи. Такие жанры, как чистоговорки, скороговорки формируют правильное звукопроизношение. Много произведений устного народного творчества объясняют явления природы, поступки людей. Ребенок через фольклор учится устанавливать причинно-следственные связи, отгадывая загадки, например, или слушая потешки и другие жанры фольклора.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что использование малых фольклорных жанров, помогает реализовывать принципы, направления и целевые ориентиры стандарта.

Идея проекта:

Использование малых средств фольклора как средства развития речи детей приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря детей.

Цель проекта: Создание оптимальных  условий для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.

Задачи проекта:

1. Формирование восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора

2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.

3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

Вид проекта: практико – ориентированный, фронтальный, долгосрочный.

Руководитель проекта: Шипицына И.В.

Участники проекта: дети 2-3 лет, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2017г. - май 2018г.

Принципы реализации проекта:

1.От простого к сложному: предполагает отбор от более легких для понимания детьми фольклорных произведений к более сложный по содержанию.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3. Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка.

4. Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание.

Этапы работы над проектом

1.Организационно - подготовительный

1. Выбор темы проекта, изучение методической литературы, публикации в журналах «Дошкольное воспитание» по теме проекта, посетить сайты.

2. Проанализировать многообразие фольклорных жанров и методов их использования в развитии речи детей.

3. Выяснить уровень развития речи детей;

4. Разработать перспективный план.

Практический

1.Создание предметно- пространственной среды;

2. Создание картотеки русских народных потешек, подвижных игр.

3. Внедрение в деятельность детей фольклорного художественного сопровождения.

4. Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий.

5. Знакомство детей с  различными фольклорными произведениями.

6. Подбор иллюстративного материала для лучшего понимания детьми  потешек, поговорок, прибаутки и др. фольклорных произведений.

7. Подбор детской фольклорной литературы.

8. Изготовление различных кукол, связанных с героями фольклорных произведений.

Презентационный

1.Оформить«Методические рекомендации» по использованию малых фольклорных жанров в развитии детей раннего дошкольного возраста.

2.Оформить альбом «Потешки, прибаутки русского народа в режимных моментах», Любят пальчики играть» для педагогов и родителей ДОУ.

3.Оформить выставку настольного и пальчикового театра созданного руками родителей группы.

4.Презентация  работы перед педагогами ДОУ.

Контрольный

Выяснить, повысился ли уровень развития речи детей за время проведения проекта.

Формы работы с детьми

Внедрение использования фольклорных произведений во всех видах деятельности детей.

• Организация индивидуальной работы с детьми для улучшения произношения звуков и развития грамматического строя языка детей.

Формы работы с родителями

• Проведение совместных с родителями мероприятий:

1.Развлечение, совместное чаепитие вместе с мамами «В гостях у сказки вместе с мамой», 2.Родительского встреча «Фольклорные посиделки».

  • Участие родителей в обогащение предметно - развивающей среды ( пальчиковый театр, настольный театр) по потешкам, сказкам.

  • Подготовка информационных стендов, папок-передвижек  по теме проекта: 1.«Неоценимое значение маминой песни в жизни малыша»

2.«Роль сказок в воспитании ребенка»

3.«Пальчиковая гимнастика для младших дошкольников»

4.«Роль народной игры в воспитании ребенка. Играем с детьми в народные игры».

  • Заучивание потешек вместе с детьми дома.  

Ожидаемый результат: (дети)

1.Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.

2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.

3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

Ожидаемый результат: (родители)

1.Повышение педагогической компетенции по вопросам речевого развития детей.

2. Сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

Сентябрь

1 неделя: Здравствуй, детский сад

Дата

Методические приемы с использованием фольклорного материала

Преемственность ДОУ и семьи

Пальчиковые игры

Речевые игры

Потешки

Сказки

4.09.17. – 8.09.17

«Пальчики здороваются», «Кулачек», «Тут-Тук!»

«Если весело живется»

Использование потешек, предупреждающих детские капризы: «Дедушка – Вредушка», «Кто тут плачет?», «Плачет Аленка», «Послушай, что тебе скажу», « А по речке слез ходит пароход..»

«Как зайка пошел в детский сад»

Оформление папки – передвижки

«Помоги ребенку адаптироваться в детском саду».

        2 неделя: В гости к доктору Айболиту (знакомство с детским садом)

11.09.17-15.09.17

Пальчиковый массаж «За горами, за морями…»

 Массаж во время бодрящей гимнастики: «Прилетели три тетери…»

Использование потешек для утешения детей: «У киски боли..», «От моей Оли уйдите боли…», «У лисы боли».

Сказка – массаж «Курочка ряба»

Оформление буклета«Фольклор в оздоровительной работе с детьми»

3 неделя: Где купаются полотенца? (знакомство с детским садом)

18.09.17-22.09.17

«Зайка начал умываться», «Гуси лебеди летели..»

«Мы пойдем купаться», «Плыви ко мне рыбешка..»

Использование потешек во время умывания: «Ай лады, лады, лады…», тактильный массаж «водичка, водичка..», Ладушки, лаушки..»

«Волшебница водица».

Оформление папки – передвижки «Мы любим умываться»

4 неделя: Приятного аппетита (знакомство с детски садом)

25.09.17-29.09.17

«Сорока, ворона кашу варила», «Каша», «Пирог»

«Каравай»

Использовать потешки во время кормления: «Каша вкусная дымиться», «Кастрюля хитрюля…», «Люли, люли, люлиньки…»

«Колосок»

Оформление папки передвижки «Приятного аппетита»

Октябрь

1 неделя: Золотая осень

2.10.17.-7.10.17

«Опята и ребята», «Боровичек», «Собираем листочки», «Грибы»

«Мы осенние листочки», «Осень», «Осенняя игра».

Использование потешек во время одевания детей на прогулку: «Листопад, листопад», «Одеваемся дружок»,  «Пальто»

«Осенний листок»

Предложить поиграть с детьми в пальчиковые игры на осеннюю тематику.

9.10.17.-13.10.17.

2 неделя: Вкусные дары осени

«У Лариски две редиски», «Салат», «Огород».

«Огородная – хороводная», «Зайка шел..», «Горошина».

«Чесночек», «Лучек», «Иван, Иван…», Зайка – трусишка».

«Репка»

Предложить родителям смастерить из фетра героев русской народной сказки «Репка».

16.10.17-20.10.17

3 неделя: Кладовая витаминов

«Мы делили апельсин", «палец толстый и большой..», «Фрукты»

Хоровод «Яблонька» два варианта.

Использование потешек во время еды «Яблоко», «Груша».

«Сказка про гусенечку»

Предложить родителям использовать потешки дома.

23.10.17-27.10.17

4 неделя: Дикие животные

«Еж», «Белка», «В гости к мишкам»

Хороводная игра «Заинька походи», «Детеныши», «Волк, волчек», «Скачет зайка маленький», «Зайка».

«Мишка косолапый», «Катится колючий ежик», «бежала лесочком лиса с кузовочком».

«Теремок»

Предложить родителям смастерить героев сказки для фланелеграфа.

Ноябрь

30.10.17-3.11.17.

1 неделя: Мой веселый звонкий мяч

«Я мячом круги гоняю…»

«Тим и мяч», «Мой веселый звонкий мяч», «Мяч и речь»

«У меня огромный мяч», «Девочки и мальчики прыгают как мячики…»

Показ сказки «Приключение резинового мячика»

Предложить родителям использовать пальчиковые игры в су-джотератпии

7.11.17.- 10.11.17.

2 неделя: У меня есть кошка Мурка

«Расскажу про кошку», «Котенок кусака», «Кот на печку пошел»,  «Котенок», «Выйдет котя…»

«Кот и мыши», «Котик»

«Как у нашего кота», «Пошел котик на торжок», «Кошка на окошке..»

Просмотр русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Показ родителями русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

13.11.17.-17.11.17.

3 неделя: Собака по кличке Дружок

«Собачка», «Что делают собаки?»

«Собачке жарко», «Две собачки», Вот сидит лохматый пес», «Собака и воробьи».

«Собачка, собачка», «Я всем известен и знаком», «Собачка Майка».

« Как собака друга искала», «Медведь и собака»

Предложить родителям изготовить пальчиковую куклу собачку для обыгрывания потешек.

20.11.17.-24.11.17.

4 неделя: Комнатные растения

«Цветы», «Прилетели на цветок», «Аленький цветочек»

«На лужайке», «Одуванчик», «1,2,3 выросли цветы..»

«Погляди скорей дружок»,  «У моей бабули…»

«Радостный цветок»

Предложить родителям изготовить разные цветочки для оформления фона к сказкам

27.11.17.-1.12.17

5 неделя: У меня своя машина, я водитель хоть куда!

«Автобус», «Велосипед»,  «Машина»

Музыкально –ритмическое упражнение «Автобус», инсценировка стихотворения А.Барто «Грузовик», артикуляционная гимнастика «Машина»

«У девочки Марины»,  «На лошадке ехали», «На машине»

«Автомобильчик Биб»

Предложить родителям сделать книжку малышку по сказке «Автомобильчик Бип»

Декабрь

4.12.17.-8.12.17.

1 неделя: Здравствуй, Зимушка – зима!

«Снежинки», «Снежок», «Зимой», «Пришла зима»

«Как на тоненький ледок..», «Ой мороз, мороз, мороз…» «Наступили холода»

«Как по снегу по метели», «За окошком пурга..», «Под ногами снежок».

«Проказы старухи зимы»

Предложить родителям картотеку артикуляционной гимнастики на зимнюю тему

11.12.17.-.15.11.17.

2 неделя: Мы кормушку мастерили.

«Прилетели воробьишки в огород», «Воробьи», «Синички», «Снигири».

«Веселый воробей», «Покормите птиц зимой».

«Синичка сестричка…», «Где была сорока», «Ах, ты совушка – сова».

Просмотр мультфильма «Крылатый, мохнатый да масляный».

Предложить родителям принести корм для птиц.

18.11.17.-22.12.17.

3 неделя: В лесу родилась елочка

«Елка», Елочка колкая иголочка».

«На нашей елке шишки», «Наша елочка стоит».

«Здравствуй елочка лесная!», «Что за чудо, чудо елка», «У нас сегодня весело».

Чтение сказки «В лесу родилась елочка».

Предложить родителям изготовить книжку-малышку по сказке.

4 неделя:  Здравствуй, Новый год!

25.12.17.-29.12.17.

«На Новый год»,«Новый год и Дед мороз».

«Я мороза не боюсь!», «Вот так холод, вот мороз!», «К нам пришел Дед мороз!».

«Я снегурочка снегурка…», «У снегурочки с утра…», «Шел по лесу Дед мороз..»

Просмотр сказки «Серый волк и дед мороз».

Попросить у родителей сказки на  новогоднюю тематику.

Январь

9.01.18.- 13.01.18.

1 неделя «Неделя зимних игр и забав. Святки»

«Маленький Егорка»,  «Мы во двор пришли гулять», «Строитель»

«Снеговик», «Зимняя пляска», «Зимой».

«Как по снегу по метели…», «Санки бегали зимой».

«Снегурочка»

15.01.18.- 19.01.18.

2 неделя «Юные исследователи»

«Падал снег на порог», «Снежный ком», «Ветер».

«С неба падают снежинки», «Вот студеною зимой», «Зима».

«Ветерок, ветерок», «Ой, ты ветер ветерок».

«Снегурочка и лиса».

Предложить родителям показать кукольный спектакль по сказке.

22.01.18.- 26.01.18.

3 неделя «Планета вежливости»

«Доброта», «Дружба»

«Добрый день», «Добрый день мой милый друг».

«Тихо ходит доброта», «Нам желают : «Доброго пути…», «Добрый день».

«Бобовое зернышко»

29.01.18.-2.02.18.

4 неделя «Одежда и обувь»

«Одежда», «Маша варежку надела», «Рукавицы».

«Туфельки нарядные», «Я умею обуваться»

«Голубые варежки», «Катюшки»

«Кот рукодельник»

Предложить родителям сшить большую рукавицу для игр.

Февраль

5.20.18-9.02.18.

1 неделя: Быть здоровыми хотим

« У нас вырос чесночек», «В огороде много гряд», «Айболит зверей лечил…»

«Мы ногами топ, топ..», «Раз подскок, два подскок», «Потягушки, потугушки..»

«Малыши крепыши», «Расти маша выше».

«Зимняя сказка»

Предложить родителям приобрести колечки массажоры .

12.02.18.-.16.02.18.

2 неделя: В гости к бабушке на блины, оладушки

«Печем блины», «В миску яички разбиваем», «На блины»

«Ой, блин золотой!», «Карусели».

«Веселись народ…», «Как на Масленичной недели».

«Крылаты, мохнатый да масляный»

22.02.18.-26.02.18.

3 неделя: Наши защитники

«Подарите мне фуражку..», «Пальцы эти все бойцы», «Наша армия»

«Илья Муромец», «Аты – баты».

«23 февраля – День Российской армии», «Дед мой в армии служил».

«Никита Кожемяка»

29.02.18.-2.03.18.

4 неделя: Самолет построим сами

«Пролетает самолет…», «Летит самолет высоко, высоко».

«Самолеты»,»Самолет и ракета», «Мы сегодня самолеты», «Самолеты загудели…»

«Самолет построим сами…», «Солнце в небе золотится…», «мы у птицы в животе..».

Сказка «Жил в деревне самолет»

Предложить родителям сделать презентацию по сказке.

Март

5.03.18.- 7.03.18.

1неделя: Мамочку любимую очень я люблю

«Мамы всякие важны», «мамин праздник».

«Помогаем маме», «Дружно мама помогаем», «маму я свою люблю».

«Мама спит, она устала», «У любимой мамочки».

«Сказка про мамонтенка».

12.03.18.-.16.03.18.

2 неделя: Тает снежок, ожил лужок…

«Вырос цветок на весенней полянке», «Вот уж две недели капают капели», «К нам весна лишь заглянула».

«Пришла весна», «Весенняя березка», «Весенняя песенка».

«Весна весна черная земля», «Весна пришла», «Бегут ручейки».

«Заюшкина избушка»

Предложить родителям сделать героев сказки на фланелеграф.

19.03.18.-.23.03.18.

3 неделя: Что за чудесница- водица волшебница!

«Дождик и солнце», «Дождик».

«Как приятно в речке плавать», «К речке быстро мы спустились».

«От прозрачной водицы», «Водичка, водичка…», «Водица, водица..»

«Зайка Коська и родничок».

26.03.18.30.03.18.

4 неделя: В гостях у сказки

«Теремок», «Колобок», «Репка».

« В темном лесу есть избушка», «В чистом поле теремок».

«Из-за леса из-за гор…», «Сидит белка на тележке».

Апрель

2.04.18-6.04.18.

1 неделя: Очень любим мы матрешки разноцветные одежки

«Дуйте в дудки…», «Мы матрешки, вот какие крошки».

«Мы – матрешки», «Ой, что за народ…», «Русская матрешка»

« В гости к нам пришли матрешки..», «На столе стоит матрешка», «Матрешки – деревяшки».

«Сказка про матрешек»

Попросить родителей принести матрешек для игр.

9.04.18.-13.04.18.

2 неделя: Козочка рогатая, козочка бодатая

«Два козленка», «Тупы-тупы, козочка»,«В гости к нам пришла коза», «Козлик рогатый», «Идет коза рогатая».

«Шла коза на каблуках», «Шел козел по лесу…»

«У козы-то у рогатой», «Ходит козочка по лугу», «Жил был у бабушки серенький козлик».

«Волк и семеро козлят», «Коза дереза».

Попросить родителей принести книгу со сказкой.

16.04.18.-20.04.18.

3 неделя: Уж как я свою коровушку люблю

«Бычок и пастушок», «Коровушка».

«Бык и бычок», «Уж как я свою коровушку люблю».

«Рано утром по утру», «Дай молока, коровушка», «Ой ты, мой бычок», «Корова».

«Бычок»

Попросить родителей принести большую корову для обыгрывания потешек.

23.04.18.-27.04.18.

4 неделя: Вышла курочка гулять

«Цып-цып», «Вышла курочка гулять», «Петя, Петя петушок», «Идет петушок», «Наш красивый петушок».

«Озорной цыпленок жил», «Шел цыпленок по дорожке», «Петух».

«Петушок, петушок золотой гребешок»,  «На улице две курицы».

«Кот, петух и лиса»

Предложить родителям показать кукольный спектакль по сказке.

Май

3.05.18.- 4.05.18.

1 неделя «Красавица берёза»

«Береза», «Деревья».

«Во поле береза стояла», «Береза», «Веселая береза».

«Березки кудрявые», «Если б дали березе расческу».

«Сказка о двух березах»

Попросить родителей сделать презентацию по сказке.

7.05.18.-.11.05.18.

2 неделя «На полянке расцвёл одуванчик»

«Одуванчик», «Одуванчиков цветки», «Ручейки на улице…».

«Одуванчик, одуванчик», «Спал цветок и вдруг проснулся».

«Одуванчик, одуванчик, где твой желтый сарафанчик», «Мое имя одуванчик», «Сколько одуванчиков в желтых сарафанчиках».

«Как одуванчик наряд выбирал».

Предложить родителям сделать презентацию по сказке.

14.05.18.- 18.05.18.

3 неделя «Мама, папа, я – очень дружная семья»

«Семья», «Дружная семейка», «Наши мамы».

«Кто живет у нас в квартире».

«У нас дружная семья», «Мама лепит пирожки», «Мама гномик суп варила».

«Три медведя»

Предложить родителям смастерить настольный театр по сказке.

21.05.18.- 25.05.18.

4 неделя «Насекомые»

«Божья коровка», «Гусеница», «Жук».

«Насекомые», «Кузнечик», «Стрекоза».

«Что за дивная краса», «Бабочка – красавица», «Истребляет тлю, жуков», «Над ромашкою лесной кружит вертолет».

«Комар», «Стрекоза и муравей».

Предложить родителям смастерить бабочек для оформление летней веранды.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект "Использование малых фольклорных форм как средства развития речи детей раннего дошкольного возраста"

Слайд 2

Актуальность: Низкий уровень речевого развития детей, поступающих в детский сад, не соответствующий возрастным особенностям детей.

Слайд 3

Идея проекта: Использование малых средств фольклора как средство развития речи детей приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря детей . Цель проекта: Создание оптимальных условий для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.

Слайд 4

Задачи проекта: Формирование восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора. 2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря. 3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

Слайд 5

Вид проекта: практико – ориентированный, фронтальный, долгосрочный Руководитель проекта: Шипицына И.В. в оспитатель I квалификационной категории Участники проекта: дети 2-3 лет, педагоги, родители Срок реализации проекта: сентябрь 2017г –май 2018г.

Слайд 6

Этапы работы на проектом

Слайд 7

I. Организационно – подготовительный 1 . Выбор темы проекта, изучение методической литературы, публикации в журналах «Дошкольное воспитание» по теме проекта, посетить сайты. 2. Проанализировать многообразие фольклорных жанров и методов их использования в развитии речи детей. 3. Выяснить уровень развития речи детей; 4. Разработать перспективный план. II. Практический 1.Создание предметно- пространственной среды; 2. Создание картотеки русских народных потешек , подвижных игр. 3. Внедрение в деятельность детей фольклорного художественного сопровождения. 4. Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий. 5. Знакомство детей с различными фольклорными произведениями. 6. Подбор иллюстративного материала для лучшего понимания детьми потешек , поговорок, прибаутки и др. фольклорных произведений. 7. Подбор детской фольклорной литературы. 8. Изготовление различных кукол, связанных с героями фольклорных произведений. III. Презентационный IV. Контрольный

Слайд 8

Работа с детьми

Слайд 9

Методические приемы с применением малых фольклорных форм Пальчиковые игры на основе потешек Речевые игры Потешки Сказки

Слайд 11

• Проведение совместных с родителями мероприятий: 1.Развлечение, совместное чаепитие вместе с мамами «В гостях у сказки вместе с мамой», 2.Родительского встреча «Фольклорные посиделки». Участие родителей в обогащение предметно - развивающей среды ( пальчиковый театр, настольный театр) по потешкам , сказкам. Подготовка информационных стендов, папок-передвижек по теме проекта: 1.«Неоценимое значение маминой песни в жизни малыша» 2.«Роль сказок в воспитании ребенка» 3.«Пальчиковая гимнастика для младших дошкольников» 4.«Роль народной игры в воспитании ребенка. Играем с детьми в народные игры». Заучивание потешек вместе с детьми дома.

Слайд 12

В гостях у сказки в месте с мамой

Слайд 16

Консультационный пункт Пальчиковая гимнастика Массажные сказки

Слайд 17

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Воспитатель I квалификационной категории

Шипицына И.В.

Заседание консультационного пункта

Тема: «Развитие речи ребенка с помощью малых форм фольклора».

Форма проведения: Семинар – практикум, фольклорные посиделки.

Цель: Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.

Задачи:

1. Уточнить названия жанров фольклорных произведений.

2. Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие речи детей.

3. Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами.

 

План проведения

1. Вступительное слово ведущей, переодетой в русский народный костюм

2. Теоретическая часть (причины ухудшения речи детей, фольклор как средство развития речи).

3. Практическая часть (освоение родителями пальчиковыми гимнастиками «Сорока –Белобока»,  «Грибы», «Кот на печку пошел», игр – хороводов «Заинька походи»,   «Карусели», «Зайка серенький сидит», артикуляционной гимнастикой    «Собачке жарко», сказкой массаж «Курочка – ряба».                              

4 Вручение буклетов.

Оборудование: 1. Аудиозапись русской народной мелодии «Во саду ли в огороде».

2.  Презентация фон русской горницы, стол с самоваром.

3. Буклеты

Ход мероприятия

1.Подготовительный этап

Звучит русская народная мелодия «Во саду ли в огороде..» ведущая в русском народном костюме встречает гостей.

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные! За окном гуляет одинокий ветер, а в моей горнице тепло и уютно ноябрьским вечером.  Мы собрались все вместе, чтобы побеседовать, повеселиться, поиграть. Именно так проводили долгие осенние вечера наши прапрабабушки, прапрадедушки. Все полевые работы закончены, пора и отдохнуть. Назывались эти вечера посиделками.

На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках, каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под синий небосвод-

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом, явно без конфет.

Как и нынче все, общались-

Без общенья жизни нет.

Отдых – это не безделки-

Время игр, новостей,

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей!

Доброе начало, как говорится, половина дела. Сядем рядком да поговорим ладком. А предлагаем мы вам  сегодня поразмыслить на такую простую и в тоже время сложную тему: «Воздействие малых форм фольклора на развитие речи ребенка».

2 Основной этап

Теоретическая часть

 В наше время тема развития речи детей стала очень актуальна. Как вы думаете, почему?  Многолетний  опыт   работы  с детьми младшего возраста, позволяет  утверждать, что количество детей, поступающих в дошкольное учреждение  сейчас с низким уровнем речевого развития,  не соответствующим   возрастным показателям.  Как вы думаете, с чем это может быть связано?

Сложившаяся ситуация вызвана рядом причин:

  • Пассивное отношение родителей  к проблемам речевого развития именно в младшем возрасте, многие из родителей не замечают  отставания своего ребенка в  речевом развитии,  связывая это с индивидуальными  особенностям малыша.
  • Большая часть родителей  недостаточно  знакома  с возрастными показателями речевого развития детей.
  • Очень часто родители используют для речевого развития сложный и непонятный  детям  игровой и дидактический материал.
  • Родители разучились  разговаривать с детьми.

Сложившаяся ситуация побудила научных сотрудников, специалистов, педагогов к поиску оптимальных средств  речевого развития ребенка именно в раннем возрасте. Почему именно в раннем возрасте? Ранний  возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Решая эту проблему, педагоги настоящего, как и педагоги прошлого, обратили особое внимание на народную педагогику.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, — писал он, — имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…»

 Н.К. Крупская выделяла принцип народности воспитания в процессе овладения родной речью. Большое значение придавала развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком, она обращала внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений».

О.Ушакова считает, что русский народный фольклор – средство народной педагогики являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

Л.Н. Толстой писал «Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное творчество, передаваемое из века в век, из семьи в семью».

Таким образом, педагоги и психологи прошлого, как и педагоги, психологи настоящего считают, что народная педагогика и ее средство русский народный фольклор  таит огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

  Сегодня на наших детей со всех сторон поступают потоки различной информации: телевизоры, компьютеры и другая видеотехника работают в каждой квартире без выходных. В течение дня ребенок получает не только те знания, которые ему нужны для развития, но и то, что увлекает нас – взрослых, совсем не предназначенное для детей! Попросите ребенка что-нибудь спеть, и он споет что угодно, только не из детского репертуара. Что является детским репертуаром? В старшем возрасте это детские песни, стихи, сказки, а в раннем возрасте это именно русский народный фольклор.

И так, что же мы вкладываем в это понятие «фольклор».? (обсуждая этот вопрос, родители и педагоги высказывают свое мнение)

 Фольклор – это устное народное творчество. В переводе  с англ. «фолк» и «лорес» - пер. «народная мудрость».

  1. Какие формы (жанры) устного народного творчества вы знаете? Существует множество форм фольклорных произведений: это сказки, сказания, легенды, былины и более простые формы, предназначенные для детей - песенки, потешки, пестушки, заклички, считалки, скороговорки, небылицы, сказки…пословицы, поговорки.
  2. Применяете  ли Вы народный фольклор с детьми в повседневной жизни .Если да, то, в каких ситуациях и что?
  3. Как воспринимает ребенок фольклорные формы?
  4. Как вы думаете, почему ребенок эмоционально восприимчив к произведениям фольклора? Они просты и доступны для понимания детей, т. к. создавались именно для них, а поэтому интересны и привлекательны.

5.В чем, на ваш взгляд, ценность детских фольклорных произведений? Все плохое, неподходящее для пересказчика в сказках, потешках, песенках отбрасывалось, заменялось новым, добавлялось другими строками, т. е. все лучшее в них передавалось из уст в уста. Время отсортировало их. В этом заключается их ценность. Эти произведения плохому не научат. В них все самое лучшее.

Практическая часть

А теперь перейдем к вопросу о том, как все же использовать малые формы устного народного творчества для развитие речи ребенка? Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – песенку, кому – потешку. Сегодня Вам понадобятся и ум, и смекалка, и артистизм, и творческие навыки…а самое главное – Ваше желание и Ваша активность!

Что водили на Руси? Издавна водили на Руси хороводы. Гармоника заиграет, глаза засияют, щеки запылают – и в круг! Давайте и мы с вами заведем хоровод.

Хороводные игры с родителями  «Заинька походи…», «Карусели», «Зайка серенький сидит» хоровод вместе с ведущей.

«Заинька походи»

Заинька, походи, серенький, походи.

Вот так-этак походи.

Вот так-этак походи.

Заинька, покружись, серенький, покружись.

Вот так-этак покружись.

Вот так-этак покружись.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так-этак топни ножкой,

Вот так-этак топни ножкой.

Заинька, попляши, серенький, попляши.

Вот так-этак попляши,

Вот так-этак попляши.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись.

Вот так-этак поклонись,

Вот так-этак поклонись.

«Карусель»

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

«Зайка серенький»

Зайка серенький сидит, и ушами шевелит,

Вот так, вот так, и ушами шевелит!

(Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Вот так, вот так, надо лапочки погреть!

(Дети слегка прихлопывают ладошку об ладошку. Затем встают)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!

Скок - скок — скок - скок, надо зайке поскакать!

(Дети прыгают на двух ногах, прижав руки к груди)

Кто - то зайку напугал, зайка прыг и убежал.

(Дети разбегаются врассыпную, а воспитатель берёт лисичку и бежит за зайками).

Вы убедились, что есть игры, где требуется искусство артиста, умение на время превратиться в зайца, волка, медведя. Такие игры напоминают театральные зрелища. В эти игры любят играть  малыши, изображая персонажа под пропевания песенок, потешек. А можно не изображать персонажа самому, а использовать персонаж, когда рассказываешь потешку.. Многие русские народный потешки можно использовать как пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики руки. Что такое мелкая моторика и для чего ее нужно развивать?

Мелкая моторика – движения кисти рук или пальцев. Развитые двигательные реакции рук помогают малышу научиться говорить, а так же выполнять  разные действия с предметами. К мелкой моторике относятся действия, в которых необходимо совмещать движения глаз и рук. Мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации. Дети, которые лучше владеют своими руками, проявляют усидчивость и медленнее утомляются.

 Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их разделили на группы

Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

Русская народная потешка «Сорока –Белобока»

Сорока, сорока,

Сорока – белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой

Этому дала,

По очереди загибают пальцы, начиная с большого

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

Этому не дала:

Мизинец не загибать.

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил

Тебе ничего нет!

Сюжетные пальчиковые упражнения.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

«Грибы"

(ладонь сжата в кулак и по-очереди отгибаем пальцы) 

Раз, два, три,четыре, пять!

Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши) 

Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики) 

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и растолстел. 

«Кот на печку пошел»

Кот на печку пошёл,    (Пальчики «шагают»)
Горшок каши нашёл.    (Горшок из ладошек)
На печи калачи,    (Ладошки «лепят калачи»)
Как огонь горячи.    (Подуть на ладошки)
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.    (Погрозить пальчиком)

Русские  народные потешки можно использовать и в артикуляционной гимнастике

«Собачке жарко!»                          

Жарко нашему Дружку:  

(Язык высунуть изо рта, частые           

Вдохи и выдохи.)

Он побегал по лужку!

Язык в сторону свалился, (соответственно)                

Дружок устал, - воды напился. (Лакательные

движения языком.)

Хозяюшка:

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец.

- А мы сейчас убедимся в мастерстве наших родителей.  Знаем ли мы сказки?  Какие первые сказки читают детям в раннем возрасте? Чаще всего это русские народные сказки. Какие русские народные сказки вы знаете?

Первые сказки, с которыми мы знакомим детей «Репка», «Курочка - ряба», «Колобок», «Теремок». Казалось бы, что они привлекают ребенка только своей доступностью, простотой, которые содействуют запоминанию и пониманию. Но ведь они тоже богаты смысловым содержанием. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость – вот он и попался лисе.

В сказке о теремке рассказывается о совместной дружной жизни зверюшек, а медведь пришел – не стало теремка. В «Репке» показано как малый труд – «мышка прибежала» - лишним не бывает.

Оказывается русские народные сказки можно не только читать, рассматривая с ребенком картинки, рассказывать на пальчиках, используя пальчиковый театр, но и использовать в качестве оздоровительного и успакающего средства.

                                 Сказка – массаж «Курочка Ряба» (2-4 года).

        Текст сказки.

           Описание движений.

       Примечание.

Жили себе дед…

да баба,

И была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко:

Яичко не простое –

Золотое.

Дед…

Бил – бил –

Не разбил.

Баба…

Била – била –

Не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула,

Яичко упало

И разбилось.

Дед и баба плачут,

А курочка кудахчет:

Не плач, дед,

Не плач, баба!

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое – простое».

Показывают кулачок правой руки.

Показывают кулачок левой руки.

Складывают руки ладошками вместе, большие пальцы подняты вверх.

Ладони складываются в форму «яйца», пальцы вверх.

Сложенные в форме «яйца» ладони поднимаются вверх над головой.

Ладони размыкаются и вниз опускаются уже сложенные в два кулачка.

Показывают правый кулачок.

2 удара правым кулачком по левому.

Делают мах двумя расслабленными кистями рук (от себя).

Показывают левый кулачок.

2 удара левым кулачком по правому.

Мах расслабленными кистями рук от себя.

Делают скребущие движения кистями рук («царапание») перед собой.

Параллельное движение кистями

Влево - вправо параллельно полу.

Хлопок в ладоши перед грудью.

Поворачивают ладони вверх. Пальцы растопырены.

Потирают ладони друг о дружку.

Складывают ладони  вместе, большие пальцы отогнуты вверх.

Показывают правый кулачок.

Показывают левый кулачок.

Снова ладони складываются в форме «яйца», поднимаются над головой и со словом «простое» опускаются на макушку головы.

Затем руки расслабляются, и дети кладут их на колени.

Кулачки повёрнуты костяшками друг к другу.

Сложенные ладони похожи на курочку с хвостиком.

Ладони сложены так, будто внутри есть круглое яйцо.

Кулачки задерживаются на уровне груди.

По ритму текста.

Как бы отмахивают-

ся, расслабляют кисти.

По ритму текста.

 

Примерно 5 раз.

Можно 1 раз.

Как показывают пустые ладони.

Снова показывают курочку.

Примечание:

1. Сказка – массаж «Курочка ряба» может быть использована как самостоятельная пальчиковая игра, и как минутка здоровья на занятии.

2. Сказка-массаж развивает пластичность рук, кистей, пальцев, а также творческое воображение. Может служить подготовительным упражнением перед репетицией театра

рук (теневой театр свето-тени и рук).

3. Заключительный этап

Уважаемые родители! Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча не прошла для вас даром, и вы осознали влияние фольклора на развитие речи детей раннего возраста. Детский фольклор помогает нам установить контакт с детьми, создать благоприятные условия для их воспитания и развития. Детский фольклор близок и понятен нашим детям. Приобщая к нему малышей, мы учим их играть, общаться друг с другом, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, набираться уму-разуму. Используйте фольклор в общении с ребенком, и вы посеете в его душу зерна добра и любви!

А чтобы Вы, уважаемые родители, запомнили нашу сегодняшнюю встречу…мы дарим Вам памятку «Потешки для Вашего малыша»,где подобраны потешки, которые Вы можете использовать в разных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружаю...

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста.

   В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к пред...

Статья «Малые фольклорные жанры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Статья «Малые фольклорные жанры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»...

«Использование малых фольклорных форм как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста»

Создание оптимальных  условий для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм....

Самообразование воспитателя по теме " Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста"

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку плана по самообразованию воспитателя "Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста" с готовыми пр...

Самообразование воспитателя по теме " Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста"

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку плана по самообразованию воспитателя "Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста" с готовыми пр...