Словесные игры для развития речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Лаптева Ольга Юрьевна

Интересные игры для развития речи детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Словесные игры16.3 КБ

Предварительный просмотр:

Словесные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Подбери слова, противоположные по смыслу.
ХОЛОДНЫЙ - ... .
ЧИСТЫЙ - ... .
ТВЕРДЫЙ - ... .
ТОЛСТЫЙ - ... .
ТУПОЙ - ... .
МОКРЫЙ - ... .
СТАРШИЙ - ... .
Игра "Один - много"
. Книга - ... .
Ручка - ... . Лампа - ... . Город - ... . Стул - ... . Ухо - ... . Ребенок - ... . Человек - ... . Стекло - ... . Имя - ... . Весна - ... . Друг - ... .
 Игра " Составь предложение".
Дымок, идет, трубы, из. Любит, медвежонок, мед. Стоят, вазе, цветы, в. Орехи, в, белка, дупло, прячет. Рыбаки, поймать, щука. Чайки, летать, над, вода. Мама, варить, вкусная, уха.
 Подбери слова, противоположные по смыслу.
Сахар сладкий, а перец ... . Пластилин мягкий, а камень ... . Чай горячий, а мороженое ... . Кисель густой, а морс ... . Лист наждака шершавый, а лист бумаги ... . Заяц бежит быстро, а черепаха ползет ... . Днем светло, а ночью... Вставь окончания. Речка глубок..., а ручеек мелк... . Слон больш..., а мышка маленьк... . Соль солен..., а сахар сладк... . Небо голуб..., а солнце желт... . Дома высок..., а избушки низк ... . Гиря тяжел..., а шарик легк... . Белки рыж..., а зайцы бел... .
Закончи предложение.
Мама положила хлеб в ... . Брат насыпал сахар в ... . Бабушка сделала вкусный салат и положила его в ... . Папа принёс конфеты и положил их в ... . Марина не пошла сегодня в школу, потому что..
Кто кем был или что чем было.
Цыплёнок был яйцом. Лошадь была ... . Лягушка была ... . Бабочка была ... . Ботинки были ... . Рубашка была ... . Рыба была ... . Шкаф был ... . Хлеб был ... .
Магазин посуды.
Посуда для супа - ... . Посуда для салата - ... . Посуда для хлеба - ... . Посуда для молока - ... . Посуда для масла - ... . Посуда для конфет - ... . Посуда для сухарей - ... . Посуда для соли - ... . Посуда для сахара - ... .
 Выбери одно слово, наиболее подходящее по смыслу.
Весной дует (жаркий, теплый, знойный) ветер. На лугу распустились (зеленые, синие, красные) маки. Мама взяла в лес (сумку, пакет, корзинку). Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой). Собака живет (в лесу, в конуре, в берлоге). Поезд едет по (дороге, воде, рельсам).
Узнай по описанию.
Деревянный, прямоугольный, светлый, с дверцами, в него можно складывать вещи-... . Вкусное, румяное, наливное, сладкое, сочное, аппетитное, зелёное, из него можно приготовить варенье, компот, сок, растёт на яблоне - ... . Он острый, опасный , металлический, c деревянной ручкой, им можно резать хлеб-.. . .
Назови ласково.
Пчела – пчёлка. Комар –... . Стрекоза - ... . Гусеница –... . Муравей - ... . Жук –... . Муха - ... . Паук –... . Образуй признаки. Пчела – пчелиный. Комар –... . Муравей - ... . Паук –... . Оса -... . Жук –... . Вред -... . Польза –... .

 Образуй признак от предмета:
Игрушки из резины – резиновые. Из металла – … Из пластмассы – … Из дерева – … Из бумаги – … Из стекла – … Из фарфора – … Образуй сложные слова: Кукла с длинными волосами – длинноволосая. Клоун с рыжими волосами – … Буратино с длинным носом – … Велосипед с двумя колёсами – … Машина с четырьмя колёсами – … Лошадка с белой гривой – …
 Назови ласково: Шарф – шарфик. Костюм – … Сарафан – … Карман – … Комбинезон – … Кофта – кофточка. Шапка – … Юбка – … Майка – … Куртка – … Блузка – … Колготки – колготочки. Носки – … Тапки – … Брюки – … Ботинки – …
Игра «Чей домик?»
В дупле живет ... . В скворечнике живет ... . В гнезде живет ... . В будке живет ... . В улье живет ... . В норе живет ... . В логове живет ... . В берлоге живет ... . В реке живет... . Под кустом живет... .
 Угадай предмет по его частям: 
Рукава, воротник, пуговицы,карманы, подкладка -... . Пояс, карманы, штанины, замочки - ... . Носок, пятка, голенище, замок , молния-... . Кузов, кабина, колёса, руль, фары - ... . Спинка, ножки, сиденье - ... . Стены, крыша, окна , двери - ... .
Игра "Из чего - какой?" 
Блузка из шелка – ... . Пальто из драпа – ... . Платок из льна – ... . Сарафан из ситца - ... . Костюм из шерсти - ... . Плащ из кожи - ... . Платок из пуха - ... . Воротник из меха - ... .
Закончи предложение. 
Подушка мягкая, а скамейка... . Пластилин мягкий, а камень... . Ручей мелкий, а речка... . Ягоды смородины мелкие, а клубники... . Кашу варят густую, а суп... . Лес густой, а иногда... . После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... . Покупаем картофель сырой, а едим... . Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... . Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... . Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... .
Кто что делает? 
Курица кудахчет, а петух ... . Кот мяукает, а собака ... . Ворона каркает, а кукушка ... . Корова мычит, а лошадь ... . Гусь гогочет, а лягушка ... . Поезд едет, а самолет ... . Жук жужжит, а комар ... . Снег скрипит, а бумага ... . Свинья хрюкает, а овца ... . Утка крякает, а воробей ... . Бабочка летает, а змея .
Назови маленькие предметы.
Часы — часики
Книга — … Кровать — … Чашка — … Сапоги — … Палка — … Сестра — … Луг — … Лицо — … Ковер — … Зеркало —
Кому что нужно для работы?
Поварешка нужна ... . Метла нужна ... . Указка нужна ... . Топор нужен ... . Ножницы нужны ... . Письмо нужно ... . Краски и кисти нужны ... . Бигуди,фен нужны... .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста

"Рабочая программа" является программным документом   коррекционно-развивающей работы для группы  компенсирующей направленности  детей старшего дошкольного возраста с третьим уровн...

Консультация для воспитателей «Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста»

использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе....

Дидактические игры для формирования и развития речи детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Для формирования и обогащения словаря используются дидактические игры, как распространенный метод словарной работы....

Консультация «Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста»

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету". К.Д. Ушинский...

"Игры для развития речи детей среднего и старшего дошкольного возраста."

Словесные игры для   детей среднего и старшего дошкольного возраста  в целях эффективного развития речи, а также пополнение и закрепление знаний детей об окружающем мире....

педагогический проект "Развитие речи детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники экологического содержания"

В публикации представлен проект по развитию речи детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники...

Дидактическая игра по развитию речи "Знатоки в библиотеке" (старший дошкольный возраст)

Название игры: «Знатоки в библиотеке!»Цель: закрепить знания детей о русских писателях  и поэтах, их произведениях;  воспитывать  интерес к детской литературе.Возрастная кат...