Консультация «Речь ребёнка расцветает, а компьютер помогает»
консультация по развитию речи

Колесникова Ирина Валерьевна

Информация будет полезна для воспитателей, специалистов ДОУ и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №15 «Светлячок»

муниципальное образование Тбилисский район

Консультация

«Речь ребёнка расцветает, а компьютер помогает»

                                                                                             Подготовила:

                                                                                                   учитель-логопед

                                                                                                 МБДОУ ЦРР –

д/с №15 «Светлячок»

                                                                                                       Колесникова И. В.

ст. Тбилисская

          Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.

          «Информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

          Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Поэтому, проблема использования специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности в настоящее время особо актуальна.

          Ряд исследователей (Габдулисламова Л.А., Горвиц Ю.М., Гринявичене Т.Н., Габай Т.Ф., Зворыгина Е.В., Ломов Б.Ф., Ляудис В.Я., Новоселова С.Л., Петку Г.П., Пашилите И.Ю. и др.) в своих работах отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения.

В самом деле, активный в речевом плане ребенок ненадолго замолкает при работе со средствами ИКТ. В течение определенного времени восприятия информации ребенок занимается в основном тем, что молча потребляет информацию. В целом речь - оказывается выключенной. Периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости.

          Применение ИКТ направлено на реализацию следующих принципов:

Принцип активности и сознательности. Главное в деятельности обучающего – вызвать интерес у ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы. Необходимо активизировать познавательные способности, мышление и поведение ребенка. Именно ИКТ активизируют процесс обучения, а также дают возможность привлечь ребенка к исследовательской деятельности.

Принцип открывающейся перспективы. Дети хотят познавать новое, они постепенно осознают свой собственный рост (уровень) среди сверстников. Создавать ситуации успеха, побуждать ребенка к творчеству, повышать мотивацию к деятельности возможно с использованием ИКТ.

Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода. Все дети дошкольного возраста отличаются друг от друга не только с точки зрения физиогномики, поведения, но и в уровне развития высших психических функций: мышления, внимания, речи. Какими бы условиями они не объяснялись, необходим не только учет таких особенностей, но и, опираясь на положительные и сильные качества личности, предупреждать или преодолевать имеющиеся недостатки. Именно с помощью ИКТ возможно создание условий для всестороннего развития каждого ребенка (в том числе и детей с ОВЗ) с учетом их индивидуальных потребностей.

          Я рекомендую вам обратить внимание на сайт Он-лайн центра детского развития «Мерсибо» и поиграть в развивающие игры на компьютере при возможности выхода в систему Интернет. Данные игры вышли и на CD-дисках, поэтому тем, кто не имеет доступа в интернет, рекомендуем по возможности приобретать игры для использования. Это сайт с развивающими играми от 2-х до 10-ти лет, включающий в себя игры по развитию кругозора, памяти, внимания, обучению счету, письму и чтению и т.д., а главное и очень важное для детей с дефектами речи – это развитие фонематического слуха и автоматизации звуков. Этих красочных и «полезных» игр более 100. Слоган на сайте: «Каждая новая игра прибавляет сообразительности и ума».

          На сайте можно прослушать вебинары посвященные работе с данным сайтом и играми.  Вебинары проходят как для педагогов, так и для родителей, что более ценно для их информирования по проблемам работы с детьми, в том числе и с недостатками речи.

          Представляю вашему вниманию несколько игр.

Игра «В гостях у жучков».

Цель: развитие слухового внимания.

Правила:  Комната семьи жучков полна разных звуков. Выделяя по очереди все объекты, можно услышать, как они звучат. Затем нужно угадать, какие предметы издают эти звуки, не глядя на картинку.

Рекомендации: Эта веселая игра способствует развитию слухового восприятия у детей, на этапе предшествующему знакомству с буквами и звуками. В рамках развития связной речи нужно попросить ребенка составить предложение про каждого персонажа, а также вспомнить, какие звуки раздаются у него дома по утрам и вечерам.

Игра «Что с начала»

Цель: Составление рассказа по серии картинок.

Правила: Надо поставить три картинки в правильной последовательности. Ребенок сам определяет порядок картинок, а потом сам составляет рассказ.

Рекомендации: Эта игра позволит проверить, как ребенок понимает сюжет и устанавливает причинно-следственные связи.

Игра «Сказочная ошибка»

Цель: Развитие внимания.

Правила: Ребенок должен найти ошибку в рисунке, проговорить ее и щелкнуть в нужное место.

Рекомендации: Такой набор упражнений поможет ребенку вспомнить известные сказки, назвать главных героев. Если ребенок не узнал некоторых персонажей, это повод прочитать и обсудить сказку.

Игра «Невнимательный художник»

Цель: Развитие внимания.

Правила: Рассматривая картинки, ребенок находит и проговаривает какая деталь лишняя,  чего не хватает на рисунке или что нужно заменить. Щелкая по тому месту, где в рисунке ошибка, можно ее исправить.

Рекомендации: Такой набор упражнений можно использовать при обследовании, а также в качестве небольшого развлечения во время занятия по развитию речи.

Игра «Звонок другу»

Цель: Игра учит сосредотачиваться, запоминать цифры. Развивать связную речь.

Правила: Для того, чтобы дозвониться другу, Лягушонок должен запомнить его номер телефона. Необходимо на телефоне набрать правильный порядок цифр. Тогда друг ответит.

Рекомендации: Это игра не только для запоминания порядка чисел, но  и для развития связной речи. В конце игры можно попросить ребенка повторить истории, которые они услышали от лягушонка, и придумать свои собственные.

Игра «Кто за кем»

Цель:  Закрепление в речи предлогов.

Правила:  Герои каждого сюжета стоят в заданном порядке. Каждый следующий персонаж появляется по щелчку мыши. Ребенок должен четко называть кто за кем, от кого, перед кем и т.д.

Рекомендации: В ходе игры можно повторить названия сказок, персонажей, запоминать новые слова. Игра хорошо развивает словарный запас и позволяет закрепить предлоги в речи.

Использование современных компьютерных технологий на занятиях  оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, сопереживания, творческого воображения, словарного запаса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Дошкольник и компьютер» О пользе и вреде телевидения, видео, компьютера.

Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики помогает развивать речь»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики помогает развивать речь»«Развитие мелкой моторики помогает развивать речь»Считалось, что главное, от чего зависит развитие ...

Консультация для родителей детей старшей группы "Помогите ребёнку научиться дружить"

Несколько советов для родителей о том, как помочь ребёнку научиться дружить с другими детьми легко!...