«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речевой деятельности ребенка»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Мазанко Кристина Игоревна

План по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики рук,

как средство развития речевой деятельности ребенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz_motorika.docx52.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

План

по самообразованию

на тему

«Развитие мелкой моторики рук,

как средство развития

речевой деятельности ребенка»

Составила

воспитатель:  

Мазанко К.И.

г. Троицк 2018г

Пояснительная записка

План самообразования ориентирован на использование при работе МБДОУ «Детский сад № 4» программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы и др.  соответствует федеральным и государственным требованиям к структуре основной общеразвивающей программы дошкольного образования.

Участники: дети от 3 до 4 лет (второй младшей группы)

Интегрируемые образовательные области:

  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • познавательное развитие;
  • социально коммуникативное развитие.

Актуальность:

В условиях современного мира главной задачей дошкольного образования является подготовка детей к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его способности к обучению. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве  является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения к школе.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.

Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка.

Я выбрала тему самообразования «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речевой деятельности ребенка» в связи с тем, что эта тема наиболее актуальна для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. План работы направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет.

При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 3-4 лет.

Цели:

  • Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.
  • Формировать и воспитывать нравственно – волевые качества: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности.
  • Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.

Задачи:

  • Привить детям любовь к художественному слову.
  • Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.
  • Развивать фантазию и творческое воображение.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.
  • Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом.
  • Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их.
  • Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке.
  • Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

График  реализации программы самообразования:

№ п/п

Дни недели

1 половина дня

2 половина дня

1

Понедельник

2

Вторник

15.30

3

Среда

4

Четверг

15.30

5

Пятница

Расписание образовательной деятельности:

Занятия проводятся два  раза в неделю по вторникам и четвергам во  второй половине дня с сентября и в течение одного учебного года. Продолжительность одного занятия 10-15 минут. Количество детей: 20 - 30 человек.

Методы, используемые в работе:

  • Словесные (рассказы, объяснения, беседы)
  • Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
  • Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)
  • Игровые (различные дидактические игры)

Ожидаемые результаты :

  • Значительное повышение уровня развития мелкой моторики и расширение возможностей выполнения детьми различных действий руками.
  • Знание детьми основных цветов.
  • Знание детьми названий инструментов и материалов, используемых в работе.
  • На конец обучения дети умеют работать с мелкими деталями: застегивать и растегивать пуговицы, перебирать крупу и т.д.; отщипывать и размазывать кусочки пластилина, изображать простые предметы.

Формы подведения итогов:

  • Диагностическое обследование педагогом детей в сентябре и итоговое в мае следующего года;
  • Выводы и рекомендации по итогам диагностического обследования;
  • Создание памятки по развитию мелкой моторики – для родителей воспитанников.

Учебно-тематическое планирование.

Подготовительный этап: сентябрь, первая половина:

  • Первичное диагностирование детей. Цель – выявить уровень развития мелкой моторики;
  • Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий;
  • Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»

Сентябрь, вторая половина – май, первая половина:

  • НОД

Май, вторая половина

  • Итоговая диагностика детей. Цель – выявление уровня овладения программой кружка. Выводы и рекомендации по итогам работы кружка.
  • Создание памятки для родителей по развитию мелкой моторики «домашнее задание на лето»


Диагностика проводится  с помощью следующих упражнений:

1. упражнение «Спрячь в ладошки»,

2. сминание бумаги в кулаке,

3. потирание кулачков,

4. упражнение «Пальчики здороваются»

Критерий состояния развития мелкой моторики рук разделила на три уровня:

  • высокий,
  • средний,
  • низкий.

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

Содержание программы

Месяц

 

Тема

занятия

Содержание

Сентябрь

1 неделя:

"Детский сад и игрушки"

Занятие 1

Занятие 2

 1. Пальчиковая гимнастика: "Дружба", "В гости к пальчику большому", "Шарик"

2. Фигурки из палочек (качели)

1.. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик)

2. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек» (выбрать на ощупь из З - х игрушек одну нужную)

3. Самомассаж колючим ежиком

2 неделя:

"Ягоды"

Занятие 3

Занятие 4

1. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй " "Травка" "Этот пальчик "

2. "Фигурка из палочек " (корзинка для ягод)

1. Игра с камушками (выложить ягоды по контуру)

2. Самомассаж колючим ёжиком

3 неделя:

"Грибы"

Занятие 5

Занятие 6

1. Пальчиковая гимнастика: "Корзинка", "За грибами'

2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк)

3. Игра с перловкой (грибы)

1. Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов"

2. Самомассаж колючим ёжиком

4 неделя:

"Овощи"

 

Занятие 7

Занятие 8

1.  Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты"

2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей)

1. Игра с красной фасолью (выложить свеклу)

2. Самомассаж теннисным мячиком, удерживание между пальцами

Октябрь

1 неделя:

"Перелётные птицы"

Занятие 9

Занятие 10

1. Пальчиковая гимнастика: "Птичек стая" "скворечник" "Птенчики в гнезде»

2. Фигурки из палочек (стайки птиц)

1. Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох)

2. Самомассаж резиночками

2 неделя:

"Домашние птицы"

Занятие 11

Занятие 12

 1. Пальчиковая гимнастика: "Утята", "Гусь", "Петушок", "Курочка"

2. Работа с тычками (желтой гуашью кончиками тычками раскрасить цыплят, скомкать бумагу в маленькие комочки – корм)

1. Игра с рисом: (обвести утенка по контуру и выложить его рисом)

2. Самомассаж с карандашами

3 неделя:

«Почта»

Занятие  13

1. Пальчиковая гимнастика: "Гости" "Почтовый ящик

2.Фигурки из палочек (конверт)

3. Работа с платочками (конверт)

4. Самомассаж с грецкими орехами

4 неделя:

«Осенние деревья»

Занятие 14

Занятие 15

1.Пальчиковая гимнастика: "деревья", «Листики»

2. Фигурки из палочек

3. Обрывание (форма листьев различных деревьев)

1. Самомассаж с прищепками

2. Ниткография (осенние деревья)

Ноябрь

1 неделя:

«Семья»

Занятие 16

Занятие 17

 1. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Кто приехал»

2. Фигурки из палочек (рожица, очки)

3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека)

1. Бусы в подарок маме из комков бумаги

2. Самомассаж комочками бумаги

2 неделя:

«Наше село»

Занятие 18

Занятие 19

 1. Пальчиковая гимнастика: «Газон засох», «Колодец»

 2. Фигурки из палочек (башня, дом)

1.. Фигурки из веток (наша площадка, группа)

2. Работа с камушками (дорога и машины)

3. Самомассаж с карандашами.

3 неделя:

«Наша Родина»

Занятие 20

Занятие 21

1. Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй», «Обогрей»

2. Фигурки из палочек (солнце)

3. Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок)

1. Игра (при помощи палочки с закрытыми глазами определить предмет)

2.Самоассаж с грецкими орехами

4 неделя:

«Зима»

Занятие 22

Занятие 23

1. Пальчиковая гимнастика: «Погреемся», «Лёд», «Мороз»

2. Игра: "Разложи льдинки по формочкам"

3. Работа с ватой (снежные сугробы)

1. Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера).

2. Самомассаж с прищепками

Декабрь

1 неделя:

"Зимующие птицы"

Занятие 23

Занятие 24

1. Пальчиковая гимнастика: "Снегири", "Воробьи"

2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птички)

1. Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками)

2. Ниткография «Птички»

2 неделя:

"Зимние забавы»

Занятие 25

Занятие 26

1. Пальчиковая гимнастика: "Снежный ком", "Снеговик"

2. Фигурки из палочек (санки)

1. Работа с рисом (Снеговик)

2. Самомассаж с шарами

3 неделя:

«Новый год»

Занятие 27

Занятие 28

 1. Пальчиковая гимнастика: "Праздник" "Ёлочка"

 2. Фигурки из палочек (Ёлочка)

1. Обрывание (игрушки для ёлочки)

2. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.

3. Самомассаж шишками

5 неделя:

"Посуда и пища"

Занятие 29

Занятие 30

 1. Пальчиковая гимнастика: "Шалун", "Мы посуду мыли"

2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка)

1. Ласковые пальчики "Чудесный мешочек"

2. Игра с горохом (выложить любую чайную посуду)

3. Самомассаж массажными мячиками

Январь

1 неделя:

«Мебель»

Занятие 31

Занятие 32

1.Пальчиковая гимнастика: «Стул», «Стол»;

2.Фигурки из палочек: «Стул», «Стол» (по образцу)

1.Работа на пластилиновых пластинах (рис, горох)

2. Самомассаж с  карандашом.

2 неделя:

«Мебель»

Занятие 33

Занятие 34

1.Пальчиковая гимнастика: «Стол», «Стул»

2. Игра: «Чудесный мешочек»

1.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур

2.Самомассаж ежиками

3 неделя:

«Транспорт»

Занятие 35

Занятие 36

1.Пальчиковая гимнастика: «Лодочка»

2.Фигурки из палочек: «Машины» (по замыслу)

1.Аппликация «Грузовая машина»

2.Самомассаж щетками

4 неделя:

«Транспорт»

Занятие 37

Занятие 38

1.Пальчиковая гимнастика: «Лодочка»

2.Работа штампами: «Дорога для машины»

1.Ниткография: «Автомобили» (по образцу)

2.Саомассаж резиночками

Февраль

1 неделя:

«Детский сад»

Занятие 39

Занятие 40

1.Пальчиковая гимнастика: «Дружба»

2.Фигурки из палочек: «Качели» (по образцу)

1.Ласковая игра для пальчиков: «Чудесный мешочек»

2.Самомассаж с карандашом

2 неделя:

«Профессия - швея»

Занятие 41

Занятие 42

1.Пальчиковая гимнастика: «Мы штопаем»

2.Ниткография: «Стежки»

1. Работа с пуговицами (Выложи по контуру)

2.Обрывание «Красивый наряд»

3 неделя:

«Профессии на стройке»

Занятие 43

Занятие 44

1.Пальчиковая гимнастика: «Маляры», «Дом на горке»

2.Фигурки из палочек: (дом, ворота)

1.Работа с трафаретами

2.Самомассаж с кисточкой

4 неделя:

«Наша армия»

Занятие 45

Занятие 46

1.Пальчиковая гимнастика: «Солдаты», «Бойцы – молодцы»

2.Фигурки из палочек (танк, самолет)

1.Работа с рисом «Салют»

2.Самомассаж с грецкими орехами

Март

1 неделя:

«Весна»

Занятие 47

Занятие 48

1.Пальчиковая гимнастика: «Весенний дождик»

2.Работа с бумагой (скатывание) – «Дождик лей»

1.Самомассаж с камушками

2 неделя:

«Весна»

Занятие 49

Занятие 50

1.Пальчиковая гимнастика: «Весенний дождик»

2.Работа штампами: «Наполним тучку дождиком»

1.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур

2.Самомассаж с камушками

3 неделя:

«Комнатные  растения»

 растения»

Занятие 51

Занятие 52

1.Пальчиковая гимнастика: «Цветочек»

2.Штампуем пальчиком: (дорисовать образ)

1.Ниткография: «Цветок в горшочке»

2.Самомасаж с камушками

5 неделя:

«Цветы»

Занятие 53

Занятие 54

1.Пальчиковая гимнастика: «Цветочек»

1.Мозаика из гречки и риса «Цветы на окошке» (коллективная работа)

2.Самомассаж с резинками

Апрель

1 неделя:

«Рыбы»

Занятие 55

Занятие 56

1.Пальчиковая гимнастика: «Рыбки»

2.Фигурки из палочек рыбка, ракушка

1.Работа с цветными шерстяными нитками: «Аквариум»

2.Самомассаж с шарами

2 неделя:

«Подводный мир»

Занятие 57

Занятие 58

1.Пальчиковая гимнастика: «Рыбки»

2.Работа штампами (превращение в рыбку)

1.Работа с манкой: «Шторм»

2.Ниткография: «Волны»

3.Самомасаж с шарами.

3 неделя:

«Наш город»

Занятие 59

Занятие 60

1.Пальчиковая гимнастика: «Газон засох», «Колодец»

2.Фигурки из палочек: «Башня», «Дом»

1.Дорисуй узор «Мой дом»

2.Самомассаж с карандашами

4 неделя:

«Наш город »

Занятие 61

Занятие 62

1.Пальчиковая гимнастика: «Газон засох», «Колодец»

2.Работа с камушками: «Дорога и машины»

1.Фигурки из палочек: « Детский сад»

2.Самомассаж с карандашами

Май

  1 неделя:

     «ПДД»

Занятие 63

Занятие 64

1.Пальчиковая гимнастика: «Регулировщик»

2.Работа с цветными шерстяными нитками: «Светофор»

1.Штриховка: «Автомобиль»

2.Самомасаж грецкими орехами

     2 неделя:

  «Насекомые»

Занятие 65

Занятие 66

1.Пальчиковая гимнастика: «Божьи коровки», «Осы»,

«Паук», «Бабочка», «Сороконожка»

2.Фигурки из палочек: (по памяти) «Бабочка», «Жук»

1.Ниткография «Насекоме»

2.Самомасаж (с граненым карандашом).

  3 неделя:

     «Лето»

Занятие 67

Занятие 68

1.Пальчиковая гимнастика: «Веселые ребята», «Качели», «Пальчики отдыхают»

2.Фигурки из палочек: «Карусель»

1.Работа с тычками: «Краски лета»

2.Самомасаж резиночками

4 неделя:

«Лето, лето!»

Занятие 69

1.Пальчиковая гимнастика: «Веселые ребята», «Качели», «Пальчики отдыхают»

2.Пейзаж на манке: «Где я буду отдыхать»

3.Дорисуй узор «Летние цветы»

Методы, используемые для реализации плана самообразования:

- Словесные (рассказы, объяснения, беседы)

- Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)

- Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)

- Игровые (различные дидактические игры)

Для развития моторики рук на занятиях детской деятельности детей по интересам используются следующие приемы:

- самомассаж кистей рук;

- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

Каждое занятие состоит из трёх частей:
1.
Вводная часть – беседа, в сопровождении с просмотром презентации, мультфильмов и пр. способствующая созданию эмоционального настроения, объяснение нового материала, выполнение различных вариантов пальчиковой гимнастики с использованием музыкального сопровождения.
2.
Практическая часть – творческая работа детей, которая включает в себя и развитие графических навыков ребенка и изготовление и оформление поделок. Развитие умения планировать свои действия, доводить начатое дело до конца.
3.
Заключительная часть – рефлексия, т.е. самоанализ выполненной работы. Ребенок учится анализу собственной деятельности: что он сделал верно, что ему хотелось бы еще сделать, чему он сможет научит других детей или родственников (маму, брата, сестру).
Занятия увлекают детей своей необычностью, возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом, найти своё будущее увлечение, которое раскроет его творческие способности и разнообразит досуг. 

Ресурсное обеспечение:

Для успешной реализации программы необходимо наличие материалов и инструментов:

- резиновые игрушки;

- бусы, ленточки, бантики, пуговицы, спички, палочки. шнуровки;

- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок); поролон, вата, ватные палочки.

- цветная бумага, альбом, фломастеры, клей, карандаши;

- фигурки пальчикового театра и др.

- картотека пальчиковых игр;

- картотека художественного слова (стихи, загадки);

- фонотека (классические произведения, детский репертуар).

Ожидаемые результаты:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными инструментами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5. Развитие речи и коммуникативных способностей, формирование навыков работы в коллективе.

Список использованной литературы:

1.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

2. Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.

3.Рымчук Н. А. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.

4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.

5.Соколова С.В. Оригами для самых маленьких.

6. А. Никитина. Поделки в детском саду.

7.Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.

Список рекомендуемой литературы для детей и родителей:

1.Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»

2.Ермакова И.А. "Развиваем мелкую моторику у малышей";

3.Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.

4.Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка.

Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка. Польза развития мелкой моторики....

Консультация для родителей "Важность развития мелкой моторики рук по средствам разных видов деятельности"

Консультация для родителей "Важность развития  мелкой моторики рук по средствам разных видов деятельности"...

Развитие мелкой моторики у детей средствами изобразительной деятельности

Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, которая является одной из самых интересных для детей дошкольного возраста. Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеи...

Развитие мелкой моторики у детей средствами изобразительной деятельности. Консультация для родителей.

Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, которая является одной из самых интересных для детей дошкольного возраста. Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеи...

Статья и презентация на тему "Развитие мелкой моторики рук как средство интеллектуального развития ребенка"

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности...

Проектная деятельность по развитию мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-6 лет "Речь на кончиках пальцев"

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, уч...