Доклад "Речь как средство педагогической деятельности воспитателя"
консультация по развитию речи

Серикова Светлана Николаевна

Речь воспитателя — главное воспитание ребенка в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_kak_sredstvo.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Речь как средство педагогической деятельности воспитателя

                                                     Подготовила воспитатель

                                               Серикова С. Н.

Речь как средство педагогической деятельности воспитателя


Речь воспитателя — главное воспитание ребенка в детском саду

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом, может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателямиРечь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечныхВоспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речьюребенок, будет лучше готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее. 1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего – в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребенка с воспитателем. 2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

Речь воспитателя должна быть:

1) грамматически правильно построенной, связной;

2) с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;

3) выдержана в определенном темпе, громкости;

4) интонационно выразительной;

5) доступной для понимания;

6) с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Требования к речи педагога Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов. Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т. к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи. Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателяявляется мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др., способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Некоторые недочеты речи педагога:

1) торопливость речи (ускоренный темп делает ее не четкой, смазанной, трудной для восприятия)

2) невнятность произношения;

3) монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

4) повышенная громкость голоса (переходящая в крик).При необходимости (шум в группе напр.)следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, заметлив при этом темп;

5) неточность произнесения отдельных звуков или слов;

6) нарушения лексика – грамматическое оформление;

7) употребление в речи слов – паразитов;

8) небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

9) побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што, его (вместо ево, счастье (щастье) и т. д. ; т. е. как пишем так и говорить;

10) речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем оканьем и др. ;

11) произнесение слов с неправильным ударением;

12) неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

В качестве недостатков словаря (речи)воспитателей можно назвать:

1) часто употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, чашечка, ручки и. т. п.);

2) засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

3) в общении с детьми постарше подлаживание под речь детей;

4) использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей.

Таким образом, работая с детьми воспитатель должен обратить внимание на следующее:

1) правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;

2) иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию;

3) использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;

4) стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;

5) в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;

6) связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);

7) речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта результативности педагогической деятельности воспитателя

Предлагаю вашему вниманию карту результативности педагогической деятельности воспитатедя ДОУ на первую квалификационную категорию (Ханты - Мансийский Автономный округ - Югра)...

Конспект интегрированной деятельности по произведению С.В.Михалкова « Песенка друзей». Тема: « Поезд». Возраст детей до 3 –х лет. (открытый показ педагогической деятельности воспитателя с детьми) конструирование, аппликация.

В работе с детьми младшего возраста большое внимание уделяется организации условий для общения, игры и действия с предметами. Представляю конспект интегрированной деятельности, отражающий задачи по фо...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Блог в педагогической деятельности воспитателя»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ«Блог в педагогической деятельности воспитателя»...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Оценочный лист педагогической деятельности воспитателей и других педагогических работников ДОУ (первая категория)

№Наименование1Ф.И.О. Успун Алдын-Чечек Бадылаар-ооловна2Образование: ГОУ ВПО Тувинский государственный университет, по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» квалифи...

презентация Речь как средство педагогической деятельности

презентация Речь, как средство педагогической деятельности...