Главные вкладки

    Создание условий для формирования связной речи дошкольников через театрализованную деятельность.
    статья по развитию речи (старшая группа)

    Иксанова Гульфия Гаязетдиновна

    Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Иксанова Гульфия Гаязетдиновна

    Воспитатель МБДОУ «Детский сад

    №54 «Золушка»

    Создание условий для формирования связной речи дошкольников через театрализованную деятельность.

    Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.

    Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность, которая помогает осуществить следующие задачи:

    – ознакомление с художественной литературой;(1)

    – развитие связной речи;(2)  

    – формирование грамматического строя речи – создание условий для практического освоения всех частей речи;(3)

    – развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с художественными произведениями;(4)

    – воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности, выработка четкой дикции, формирование культуры речевого поведения.(5)

    1.

    Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту.

    Правильным отбором книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.

    В нашей группе создан книжный центр «Книжкин дом» в котором мы подбираем произведения в соответствии с возрастом детей. В центре присутствуют произведения разного жанра (поэзия, проза, произведения классиков и современников, познавательная литература и энциклопедии). Переодически в центре мы создаём тематические выставки детских писателей. В нашей библиотеке есть разделы: «Моя любимая книжка», «Книжки самоделки». Ребята приносят свои любимые книжки и книги сделанные совместно с родителями.

    2. 

    Эффективным средством развития связной речи у детей является театральная деятельность. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром, учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения. 

    Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Театрализация привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.

    Каждое слово несет огромную смысловую нагрузку и от того на каких сказках мы воспитываем наших детей зависит какими они будут, это их способность познания мира.

    В своей группе уделяю большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности и проводим с детьми инсценировки, мини - сценки, театрализованные игры по русским народным сказкам и произведениям детских писателей.  

    Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями.

    3.

    Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления». Сформированный грамматический строй речи - непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи - одного из ведущих видов речевой деятельности.

    Участвуя в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, соответственно старается грамматически правильно проговорить или пропеть данную роль. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование правильного грамматического строя речи.

    Мои наблюдения показывают, что исполняя роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

    Для развития грамматического строя речи ребенка в своей работе  придерживаюсь следующих правил:

    - создаю условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощряю любое исполнительское творчество, учу детей свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждаю к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д.).

    - приобщаю детей к театральной культуре (знакомлю с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

    - использую театральную деятельность детей при проведении любой совместной деятельности: чтение художественной литературы, пересказе произведений, при проведении режимных моментов.

    - создаю условия для совместной театрализованной деятельности детей и их родителей при проведении праздников, развлечений, недели театра и др.

    4.

    Важное практическое значение имеет метод сочинения (рассказывания), так как его использование обеспечивает дошкольникам речевую самостоятельность. Поэтому я поощряю  «сочинение» детьми сказок, рассказывание реальных случаев из их жизни, художественных произведений, описание картин, реальных объектов — и т. д.    
    Играя в сюжетно - ролевые игры дети копируют различные ситуации из жизни взрослых, которые он наблюдали или о которых знают по сказкам и рассказам. Принимая на себя роль одного из героев знакомой сказки, рассказа, в процессе игры ребёнок повторяет слова своего героя и тем самым обогащает свою речь. Сюжетные игры служат прекрасным упражнением в закреплении усвоенного языкового материала. Детям очень нравится самостоятельная творческая игра и придумывание различных историй со знакомыми героями.
    При сочинении сказок, историй развивается как монологическая, так и диалогическая речь.

    5. 

    Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре является работа над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:

    - вербальные средства  – интонация, лексика, синтаксис;

    - невербальные средства – мимика, жесты, поза.

    В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, я использую знакомые любимые сказки. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение).

    В совместную деятельность с детьми включаю:

    - музыкально-ритмические разминки, игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность;

    - дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение.

     В работе над формированием звуковой культуры речи широко использую речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т.д.

    Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Например, «Са-са-са – улетел в небеса» (дети произносят, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).

             

    Вывод:

    • Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному обыгрыванию произведений, показу театральных постановок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    пед проектПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 5»дошкольные группы...

    Самообразование на тему: «Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность» в подготовительной к школе группе

    Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность....

    Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность

    В современных условиях функционирования и развития системы образования важное место занимает подготовка детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является пр...

    Перспективный план по самообразованию Тема: «Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность»

    Актуальность:Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретени...

    Презентация.Создание условий для оптимизации двигательной активности детей через театрализованную деятельность.

    Создание условий для оптимизации двигательной активности детей через театрализованную деятельность....