"Речь на кончиках пальцев"
консультация (младшая группа)

Кузнецова Татьяна Александровна

Консультация для родителей детей 3-4 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей второй младшей группы

«Речь на кончиках пальцев»

Речь – это форма общения. В дошкольном возрасте речь развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

  • Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
  • Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослым.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения в речи отражаются на формировании детского характера, так как речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Выберите из предложенного перечня факторы успешного речевого развития ребёнка.

  • Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
  • Общение ребёнка с другими детьми.
  • Речь взрослого – образец для подражания.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Чтение детской художественной литературы.
  • Игры с ребёнком взрослых и детей.

Во время эмоционального общения родителей с ребёнком с момента рождения происходит обогащение словарного запаса.

Во время общения ребёнка с другими детьми  развивается связная речь.

Речь взрослого – образец для подражания и игры с ребёнком взрослых и детей помогают обогащению словарного запаса, формированию звуковой культуры речи, грамматического строя, обучению рассказыванию и связной речи, развитию выразительности речи.

Чтение детской художественной литературы очень важно для ребёнка. Читая ребёнку книгу, мы создаём атмосферу тепла и уюта, а это очень важно для всестороннего развития ребёнка. Найдите 20-30 мин. каждый день, чтобы почитать ребёнку в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает его. Во время чтения активизируйте внимание на иллюстрациях. Дети обычно жаждут повторных чтений, которые тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок запоминает книгу и может рассказать сказки сам по иллюстрациям. С 4-х лет можно слушать аудиосказки, но это не заменит живого общения с родителями.

Сказка формирует нравственный багаж ребёнка. «У кого в детстве не было сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком…» И. Токмакова.

Сказка даёт ребёнку положительные примеры, утверждает в мысли о том, что трудности будут преодолены, что помощь подоспеет вовремя, а зло и неправда наказуемы.

Сказка нужна всем – и большим, и детям. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать путь, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. В хорошо знакомые сказки можно играть.

Развитие мелкой моторики способствует развитию речи детей. «Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук» М.М. Кольцова. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук, которую можно начинать уже в 6-7 месяцев. Сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, он проводится ежедневно 2-3 мин.

Массаж шестигранным карандашом, колечками, грецкими орехами, каменными, металлическими и стеклянными шариками, массажными мячиками, бусами.

Уже с 10 месяцев проводятся активные упражнения для пальцев рук с речевым сопровождением или без него.

 «Развитию мелкой моторики способствуют….»

- лепка, аппликация, рисование красками и цветными карандашами, фломастерами, восковыми м елками; конструирование, игры с мозаикой, крупами, природным и бросовым материалом…

- пальчиковые игры без предметов, с предметами, с атрибутикой:

- разрывание бумаги – рваная аппликация, скатывание мелких шариков из салфеток и пластилина,

- сбор или выкладывание узора из бусин, бисера,

- составление картинок из палочек, камней, спичек, пуговок, шишек, семян по образцу или произвольно,

- рисование по шаблону,

- штриховка,

- раскрашивание,

- паззл,

- оригами,

- ниткопись,

- игры с прищепками…

Игры «Помоги золушке» - разложить макароны, семечки…, «Застегни пуговки», «Завяжи шнурки», «Сверни ленточку» и другие.

Для четвёртого года жизни характерны новые достижения.

Ребёнок начинает высказывать суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними. Однако в речевом развитии могут быть индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других она далека от совершенства.  Дети часто задают вопросы: «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?».

Однако следует помнить, что у детей ещё недостаточно устойчиво внимание. Поэтому они не всегда могут выслушивать до конца ответы взрослых.

К концу 4-го года жизни словарный запас ребёнка достигает примерно 1500-2000 слов.

В этом возрасте происходит укрепление артикуляционного аппарата: более координированными становятся движения мышц языка, губ, нижней челюсти, принимающих самое активное участие в звукообразовании.

Необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.

Для развития артикуляционного аппарата можно использовать звукоподражательные слова, имитацию различных шумов, голосов животных с опорой на наглядность (игрушки, картинки). Полезно давать задания, в которых нужно произнести звуки, требующие резкой смены положения губ или языка, например «ду-ду» и «динь-динь» при закреплении звуков «д», «дь». Губы вытягиваются в трубочку и расплываются в улыбке.

Звуковая культура речи.

В 3-4 года закрепляется произношение гласных «а», «у», «и», «о», «э», «ы», развивается умение различать на слух отдельные звуки и звукосочетания.

Отрабатываются согласные «м», «мь», «б», «бь», «п», «пь», «т», «ть», «д», «дь», «н», «нь», «к», «кь», «г», «гь», «х», «хь», «ф», «фь», «в», «вь», «л», «ль», «с», «сь», «ц», «й».  

К 4 годам закрепляется произношение свистящих согласных «с», «з». Развивается умение дифференцировать родственные звуки «п-б», «т-д», «ф-в», твёрдые и мягкие согласные.

Дети подводятся к правильному произношению шипящих «ш», «ж», «ч», «щ».

Для произношения звуков «в», «ф», «с», «з» требуется не только нормальное прохождение воздушной струи, но и достаточная сила выдоха.

Необходимо упражнять детей в произношении звуков и слов с разной громкостью и в различном темпе. Громкость и плавность речи зависит от речевого дыхания, которое развивается в ходе выполнения дыхательной гимнастики. Например, игра «Ветерок» - сдуть бумажную снежинку, у кого дольше прокрутиться ветрячок.

Дикция – чёткость и ясность речи отрабатывается при помощи специального речевого материала: шуток-чистоговорок «Бы-бы-бы – идёт дым из трубы» и чистоговорок с определёнными звуками «Мама Милу с мылом мыла». Также можно заучивать потешки, стихи.

Совершенствуется речевой слух – способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи. Большинство детей подмечают ошибки звукового оформления в речи своих сверстников.

Для развития слухового восприятия можно узнавать музыкальные инструменты на слух, определять местонахождение звучащего предмета, узнавать по голосу.

Дети 4-го года жизни ещё не могут самостоятельно вычленять из слов звуки, поэтому на звуке нужно акцентировать внимание: «у-у-утка», «гу-у-усь», выделяя звук голосом.

Грамматический строй речи.

В речи кроме существительных и глаголов появляются местоимения, наречия, числительные, прилагательные, указывающие на признаки и качества предметов. Ребёнок начинает пользоваться предлогами (в, на, под, у, за, около) и союзами.

Дети учатся согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Связная речь.

Дети учатся вести диалог со взрослым: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Закрепляется умение быть вежливым и доброжелательно общаться друг с другом, говорить слова «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» не только в группе, но и в семье.

Дети учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, затем составлять короткий рассказ (с помощью воспитателя, к концу года самостоятельно).

Формирование словаря.

Расширяется словарный запас, уточняются названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Дети учатся различать и называть  детали и части предметов (рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет, форма, размер), особенности поверхности, материалы и их свойства (бумага размокает и рвётся, стекло бьётся, резина сжимается и восстанавливает форму), местоположение (высоко, далеко).

Дети учатся понимать обобщающие слова, называть части суток (утро, день, вечер, ночь), различать по внешнему виду домашних животных и их детёнышей, овощи и фрукты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речь на кончиках пальцев"

Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....

Речь на кончиках пальцев

В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...

Развитие речи на кончиках пальцев

Консультация для родителей...

Речь на кончиках пальцев.

Игры с предметами на развитие мелкой моторики и речи....

Проект "Речь на кончиках пальцев" Формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...