"Речь на кончиках пальцев"
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей детей 3-4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Речь на кончиках пальцев" - консультация для родителей детей второй младшей группы | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей второй младшей группы
«Речь на кончиках пальцев»
Речь – это форма общения. В дошкольном возрасте речь развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
- Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
- Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослым.
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения в речи отражаются на формировании детского характера, так как речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Выберите из предложенного перечня факторы успешного речевого развития ребёнка.
- Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
- Общение ребёнка с другими детьми.
- Речь взрослого – образец для подражания.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Чтение детской художественной литературы.
- Игры с ребёнком взрослых и детей.
Во время эмоционального общения родителей с ребёнком с момента рождения происходит обогащение словарного запаса.
Во время общения ребёнка с другими детьми развивается связная речь.
Речь взрослого – образец для подражания и игры с ребёнком взрослых и детей помогают обогащению словарного запаса, формированию звуковой культуры речи, грамматического строя, обучению рассказыванию и связной речи, развитию выразительности речи.
Чтение детской художественной литературы очень важно для ребёнка. Читая ребёнку книгу, мы создаём атмосферу тепла и уюта, а это очень важно для всестороннего развития ребёнка. Найдите 20-30 мин. каждый день, чтобы почитать ребёнку в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает его. Во время чтения активизируйте внимание на иллюстрациях. Дети обычно жаждут повторных чтений, которые тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок запоминает книгу и может рассказать сказки сам по иллюстрациям. С 4-х лет можно слушать аудиосказки, но это не заменит живого общения с родителями.
Сказка формирует нравственный багаж ребёнка. «У кого в детстве не было сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком…» И. Токмакова.
Сказка даёт ребёнку положительные примеры, утверждает в мысли о том, что трудности будут преодолены, что помощь подоспеет вовремя, а зло и неправда наказуемы.
Сказка нужна всем – и большим, и детям. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать путь, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. В хорошо знакомые сказки можно играть.
Развитие мелкой моторики способствует развитию речи детей. «Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук» М.М. Кольцова. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук, которую можно начинать уже в 6-7 месяцев. Сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, он проводится ежедневно 2-3 мин.
Массаж шестигранным карандашом, колечками, грецкими орехами, каменными, металлическими и стеклянными шариками, массажными мячиками, бусами.
Уже с 10 месяцев проводятся активные упражнения для пальцев рук с речевым сопровождением или без него.
«Развитию мелкой моторики способствуют….»
- лепка, аппликация, рисование красками и цветными карандашами, фломастерами, восковыми м елками; конструирование, игры с мозаикой, крупами, природным и бросовым материалом…
- пальчиковые игры без предметов, с предметами, с атрибутикой:
- разрывание бумаги – рваная аппликация, скатывание мелких шариков из салфеток и пластилина,
- сбор или выкладывание узора из бусин, бисера,
- составление картинок из палочек, камней, спичек, пуговок, шишек, семян по образцу или произвольно,
- рисование по шаблону,
- штриховка,
- раскрашивание,
- паззл,
- оригами,
- ниткопись,
- игры с прищепками…
Игры «Помоги золушке» - разложить макароны, семечки…, «Застегни пуговки», «Завяжи шнурки», «Сверни ленточку» и другие.
Для четвёртого года жизни характерны новые достижения.
Ребёнок начинает высказывать суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними. Однако в речевом развитии могут быть индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других она далека от совершенства. Дети часто задают вопросы: «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?».
Однако следует помнить, что у детей ещё недостаточно устойчиво внимание. Поэтому они не всегда могут выслушивать до конца ответы взрослых.
К концу 4-го года жизни словарный запас ребёнка достигает примерно 1500-2000 слов.
В этом возрасте происходит укрепление артикуляционного аппарата: более координированными становятся движения мышц языка, губ, нижней челюсти, принимающих самое активное участие в звукообразовании.
Необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.
Для развития артикуляционного аппарата можно использовать звукоподражательные слова, имитацию различных шумов, голосов животных с опорой на наглядность (игрушки, картинки). Полезно давать задания, в которых нужно произнести звуки, требующие резкой смены положения губ или языка, например «ду-ду» и «динь-динь» при закреплении звуков «д», «дь». Губы вытягиваются в трубочку и расплываются в улыбке.
Звуковая культура речи.
В 3-4 года закрепляется произношение гласных «а», «у», «и», «о», «э», «ы», развивается умение различать на слух отдельные звуки и звукосочетания.
Отрабатываются согласные «м», «мь», «б», «бь», «п», «пь», «т», «ть», «д», «дь», «н», «нь», «к», «кь», «г», «гь», «х», «хь», «ф», «фь», «в», «вь», «л», «ль», «с», «сь», «ц», «й».
К 4 годам закрепляется произношение свистящих согласных «с», «з». Развивается умение дифференцировать родственные звуки «п-б», «т-д», «ф-в», твёрдые и мягкие согласные.
Дети подводятся к правильному произношению шипящих «ш», «ж», «ч», «щ».
Для произношения звуков «в», «ф», «с», «з» требуется не только нормальное прохождение воздушной струи, но и достаточная сила выдоха.
Необходимо упражнять детей в произношении звуков и слов с разной громкостью и в различном темпе. Громкость и плавность речи зависит от речевого дыхания, которое развивается в ходе выполнения дыхательной гимнастики. Например, игра «Ветерок» - сдуть бумажную снежинку, у кого дольше прокрутиться ветрячок.
Дикция – чёткость и ясность речи отрабатывается при помощи специального речевого материала: шуток-чистоговорок «Бы-бы-бы – идёт дым из трубы» и чистоговорок с определёнными звуками «Мама Милу с мылом мыла». Также можно заучивать потешки, стихи.
Совершенствуется речевой слух – способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи. Большинство детей подмечают ошибки звукового оформления в речи своих сверстников.
Для развития слухового восприятия можно узнавать музыкальные инструменты на слух, определять местонахождение звучащего предмета, узнавать по голосу.
Дети 4-го года жизни ещё не могут самостоятельно вычленять из слов звуки, поэтому на звуке нужно акцентировать внимание: «у-у-утка», «гу-у-усь», выделяя звук голосом.
Грамматический строй речи.
В речи кроме существительных и глаголов появляются местоимения, наречия, числительные, прилагательные, указывающие на признаки и качества предметов. Ребёнок начинает пользоваться предлогами (в, на, под, у, за, около) и союзами.
Дети учатся согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Связная речь.
Дети учатся вести диалог со взрослым: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Закрепляется умение быть вежливым и доброжелательно общаться друг с другом, говорить слова «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» не только в группе, но и в семье.
Дети учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, затем составлять короткий рассказ (с помощью воспитателя, к концу года самостоятельно).
Формирование словаря.
Расширяется словарный запас, уточняются названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Дети учатся различать и называть детали и части предметов (рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет, форма, размер), особенности поверхности, материалы и их свойства (бумага размокает и рвётся, стекло бьётся, резина сжимается и восстанавливает форму), местоположение (высоко, далеко).
Дети учатся понимать обобщающие слова, называть части суток (утро, день, вечер, ночь), различать по внешнему виду домашних животных и их детёнышей, овощи и фрукты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Речь на кончиках пальцев"
Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....
Речь на кончиках пальцев
В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...
Развитие речи на кончиках пальцев
Консультация для родителей...
Речь на кончиках пальцев.
Игры с предметами на развитие мелкой моторики и речи....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА семинара-практикума для родителей по развитию речи детей 2-3 лет на тему «Речь на кончиках пальцев»
Семинар-практикум для родителей, посвященный развитию речи детей 2-3 лет...
Проект "Речь на кончиках пальцев" Формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной...
Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"
Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...