Игры по связной речи для детей 4-5 лет
картотека по развитию речи (средняя группа)

Игры по связной речи для детей 4-5 лет по формированию лексико-грамматических категорий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._igry_po_svyaznoy_rechi_4-5_let.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

 1. Подобрать слова-признаки (согласование прилагательного с существительным)

 - Зима, Какая? (морозная, снежная, холодная, ветреная, злая, ранняя и т. д.)

 - Лес, Какой? (зеленый, красивый, густой, прекрасный, богатый и т.д.)

 - Яблоко, Какое? (вкусное, сладкое, зеленое, спелое, аппетитное и т.д.)

 - Человек, Какой? (добрый, злой, больной, радостный, грустный, ленивый, работящий, аккуратный, вежливый, заботливый, любящий, нежный и т.д.)

2. Подобрать слова-действия (подбор глаголов к существительным)

 - Что можно делать с грибами? (собирать, срезать, мыть, чистить и т.д.).

 - Что могут делать птицы? (летать, пить, щебетать, кричать, кормить и т.д.)

 - Что делают летом? (отдыхают, загорают, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются и т.д.)

 - Что делает человек?  (работает, моет, кушает, рисует, думает, дышит, занимается, спит, плачет, грусти, веселится, покупает, гуляет и  т.д.)

3. Назови ласково.

Яблоко — яблочко.  

Стул — стульчик.          

Кукла – куколка.

Перо – перышко.  

Солнце – солнышко.  

Платок —  платочек.

Воробей – воробушек.    

Помидор — помидорчик

Лук — лучок.

Огурец – огурчик.

Дом – домик.      

Нос – носик.    

Карандаш – карандашик.  

Конфета – конфеточка.

Юбка — юбочка.

Лимон – лимончик.

4. Образование относительных прилагательных.

Суп из гороха — гороховый.

Сок из яблок — яблочный.

Варенье из слив — сливовое.

Салат из свеклы – свекольный.

Стол из дерева — деревянный

Ложка из металла – металлическая.

      Стакан из стекла – стеклянный.

      Кораблик из бумаги – бумажный.

      Шуба из меха – меховая.

      Суп из фасоли – фасолевый.

      Сок из апельсина – апельсиновый.

      Платье из шелка — шёлковое.

5.  Скажи наоборот.

Густой — Жидкий.

Тяжелая — Легкая.

Большой — Маленький.  

Вверх — Вниз.

Высоко — Низко.

Веселый — Грустный.  

Храбрый – Трусливый.

Полезный – Вредный.

Кислый — Сладкий.

Черный — Белый.

Короткий — Длинный.

Злой — Добрый.

Грязный — Чистый.

Далеко — Близко.

Больной – Здоровый.

Друг – Враг.

СХЕМЫ ДЛЯ ОПИСАНИЯ:

1. Фруктов и овощей.

Название — Форма — Цвет — На ощупь — На вкус.

Н-р:  Лимон по форме овальный, по цвету желтый, на ощупь твердый, на вкус кислый.

2. Продуктов питания  (молочные, мясные, мучные, рыбные.)

Название —  Форма — Величина — На ощупь — Из чего сделан (а) — На вкус.

Н-р: Сыр — Прямоугольный — Маленький — Мягкий — Из молока — Соленный.

3. Животных.

Название — Как называется дом — Чем питается — Как называют детеныша — Связь с Человеком.

Н-р: Собака  живет в будке, питается мясом, детенышей называют щенятами, живет рядом с человеком и охраняет его дом.

4. Профессии.

Название – Место работы  –  Что делает  –  Какой предмет необходим для работы.

Н-р: Учитель  работает в школе, учит детей, ему нужны ручка, указка, мел.

Вы можете вечерами всей семьей поиграть в такие игры, даже взрослым иногда полезно немного поразмять голову. Больше общайтесь, читайте, описывайте картинки, можно составлять предложения и рассказы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Статья для воспитателей в ДОУ. «Учебно-методическое пособие по развитию речи «Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал...

Проект по формированию связной речи у детей старшей группы общеразвивающей направленности 5-6 лет «Играем и речь развиваем»

Проект по формированию связной речи у детей старшей группы общеразвивающей направленности 5-6 лет «Играем и речь развиваем»...

Развитие связной речи у детей 2-3 лет Аннатация к статье: в статье описывается роль связной речи у малышей 2-3 лет. Даны рекомендации родителям, о том, как помочь ребенку научиться правильно освоить речь.

Развитие связной речи у детей 2-3 летАннатация к статье: в статье описывается роль связной речи у малышей 2-3 лет. Даны рекомендации родителям, о том, как помочь ребенку научиться правильно освоить ре...

Памятка для родителей (законных представителей) по развитию связной речи у детей. Игры и игровые задания для развития речи.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен в...