Развитие речи (игры и упражнения)
методическая разработка по развитию речи

Игровая деятельность для дошкольников - основной вид деятельности. Через игру малыши познают мир, а значит развиваются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx114.33 КБ

Предварительный просмотр:

Общепринятая в России аналитико-синтетическая методика обучения, опирающаяся на теоретические и практические разработки К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина, давно зарекомендовала себя как надежный и успешный способ обучения чтению.

При всех его достоинствах, однако, нельзя не отметить одну из его особенностей, создающую в ряде случаев у детей проблемы. Эта методика успешно работает тогда, когда ребенок достиг высокого уровня осознания языковой стороны речи, овладел необходимыми языковыми навыками и имеет весь комплекс психологических и языковых предпосылок, обычно складывающихся у большинства детей к 6 годам.

Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника очень сложны. Он должен усвоить довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи.

Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи. Он должен научиться делить слово на слоги и звуки.  Он должен знать правила «озвучивания» буквосочетаний. Приобретая элементарные технические навыки чтения, ребенок должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов.

Дети, имеющие различные речевые нарушения, могут испытывать значительные трудности при подготовке к овладению грамотой. Нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия нередко препятствуют формированию четких представлений о каждом звуке речи, звукослогового анализа и синтеза слов и слогов. Дети испытывают трудности в усвоении слияния согласный + гласный, йотированных гласных, в различении звуков по твердости – мягкости, глухости – звонкости.

Игра для ребенка дошкольного возраста – это основной вид деятельности. Речевые игры способствуют выполнению важных задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого материала.

К.Д. Ушинский считал, что обучение грамоте может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным.

Поэтому, на занятиях по обучению грамоте используются дидактические игры и упражнения для того, чтобы легче заинтересовать каждого ребенка, привлечь его внимание, организовав увлекательную ситуацию, создать стимул для подражания.

Игры и игровые упражнения позволяют превратить скучные занятия в занимательные. Малоинтересные упражнения по звуко-слоговому анализу и синтезу становятся для них увлекательной деятельностью. Хорошая игра создаёт эмоциональный настрой у детей, способствует улучшению речевой деятельности, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

  • «Повтори слово» - воспроизведение шепотной речи.
  • «Громко-тихо» - логопед произносит слово громко, ребенок – шепотом.
  • Соедини красной линией картинки, в названии которых есть звук «А», а зеленой линией – звук «И».
  • «Придумай слово» - логопед показывает символ звука, ребенок придумывает слово с этим звуком.
  • Подбери к картинкам символ звука.
  • Какая картинка лишняя (арбуз, апельсин, утка, автобус).
  • Игра с фишками. Кто больше придумает слов к символу (за каждое правильное слово ребенок получает фишку).
  • Споем песенку. По символам гласных звуков составляется песенка

 (                                     - АИУ)

  • «Подбери слово к символу»  (например – к символу звука [з]  -   символ звука 001.bmp  (комарик звенит) – слово [зайка] )      

  • «Подбери слово». Логопед называет слово, а ребенок должен выбрать символ.
  • Работа над выделением гласного из середины слова и подбор к нему символа.                                                (А, И, У,О)
  • Выделение гласного в конце слова и подбор к нему символа.
  • «Поймай звук» - ребенок должен из ряда звуков выделить только заданный.
  • «Цепочка слов» – хлопни, когда в слове услышишь звук «М»: кот, лук, мак, нос, дом, машина, моль, рак, мох.
  • «Подбери картинки» - определение места звука в слове (сом – в начале, усы – в середине, нос – в конце).
  • «Собери слово» - синтез звуков в слова (м, а, к, и, - маки).
  • «Перепутанные слова» - из переставленных слогов ребенок составляет слово.
  • Составление схем слов.
  • Подбор слов к схемам.
  • Дифференциация звуков: хлопни один раз, если в слове услышишь звук «С», два раза – если «З».
  • «Скажи наоборот»: замени звук «Л» на звук «Р» (лак – рак, лоза – роза).
  • «Закончи слово»: например – например звуками «С» и «Ш»: .айба, .ок, .уба, .умка.

  • «Игры с палочками» - выкладывание букв из палочек

  • «Изображаем буквы пальцами»      

Обучение грамоте 024.bmp

  • Определение буквы на ощупь и выгибание её из проволоки.фото 1 067.bmp
  • Сравнение буквы с разными предметами:

Картинки 013.bmp

  • Собери разрезную букву.

фото 1 068.bmp

Учитывая особенности детей, в течение занятия учебный материал можно давать синхронно на зрительный, слуховой и тактильно - кинестетический каналы восприятия. При знакомстве со звуком – описания органов артикуляции при произношении звука, сравнение с неречевым звуком (сдуваем шар), символ звука. При знакомстве с буквой - через зрительный канал – «На что похожа» - рассматривание картинки; через кинестетический – изображаем буквы пальцами; через слуховой – использование речеописания.

     Дифференцированную направленность осуществляю при закреплении образа букв по не ведущему каналу восприятия:

  1. Дети с ведущим зрительным каналом восприятия должны определить букву на ощупь и выгнуть её из проволоки;
  2. С ведущим слуховым каналом восприятия – собрать разрезную букву.
  3. С тактильно-кинестетическим каналом восприятия – отгадать букву по описанию (загадку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровые упражнения на развитие речи "Играем с мамой на кухне"

Совмещать домашние дела и развивающие занятия. Вы думаете, это не возможно?На кухне всегда найдётся масса важных дел для ребёнка любого возраста....

Консультации для родителей. По развитию речи. Игры и речевые упражнения с детьми 3 – 4 лет.

Консультации для родителей. По развитию речи.Игры и речевые упражнения с детьми 3 – 4 лет....

Развитие речи: игры и упражнения

Подборка игр и упражнений, которые подойдут и для детского сада, и для дома...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Развитие просодической стороны речи. Игры и упражнения»

Данный доклад представляет собой различные игры и упражнения для развития просодической стороны речи, которые могут использовать педагоги  в работе с детьми разных возрастных групп...

Методическая разработка для родителей и воспитателей «Рвзвитие речи, игры и упражнения»

Методическая разработка для родителей и воспитателей «Рвзвитие речи, игры и упражнения»...

Развитие речи. Игры и упражнения

Игры по развитию речи...

Формирование звуковой стороны речи Игры и упражнения для детей младших групп

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более разверну...