Выступление на педагогическом совете на тему: «Развитие просодической стороны речи. Игры и упражнения»
консультация по коррекционной педагогике

Попова Наталья Андреевна

Данный доклад представляет собой различные игры и упражнения для развития просодической стороны речи, которые могут использовать педагоги  в работе с детьми разных возрастных групп 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской округ Красногорск Московской области

Муниципальное бюджетное  дошкольное   образовательное

учреждение детский сад № 50

Выступление на педагогическом совете на тему: «Развитие просодической стороны речи. Игры и упражнения»

Подготовила и провела:

Учитель-логопед

 Попова Н.А.

Ноябрь 2019г.

Огромное значение для полноценной речевой коммуникации имеет интонационная, эмоционально-образная выразительность речи, просодические свойства речи, которые включают в себя, в том числе, повышение и понижение тона голоса, ускорение и замедление темпа речи, расстановку логических ударений, силу, длительность звучания, четкость дикции, интонацию, тембровую окраску. Развитие у дошкольников интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования речи, как в норме, так и при различных речевых нарушениях. Сегодня мы с вами будем выполнять упражнения по развитию просодической стороны речи.

№ п/п

Название

Цель

Ход игры

Методические рекомендации

Игры для развития голоса

1

«Эхо»

развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц, губ и нижней челюсти.

Дети медленно, спокойно ходят по залу (гуляют по лесу) – изображая, что собирают грибы и ягоды. Затем делятся на две группы. Одна группа детей уходит в один конец зала, другая -  в противоположный. Первая группа детей громко кричит « АУ – АУ – АУ», а вторая отвечает ей тихо «ау – ау – ау», но тихо. Перекликаясь, обе группы детей встречаются и подходят друг к другу (выходят из леса).

Можно использовать музыкальное сопровождение игры (спокойную и более тревожную музыку).

Дозировка: повторить 2-4 раза

2

«Тишина»

изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.

Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение.

Была (произнося голосом обычной силы)

тишина (3 раза) (тихим голосом).

Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)

грохотом (громче)

грома (еще громче)

сменилась она (громко).

И вот уже дождик (произнося голосом обычной силы)

тихонько (произнося очень тихо).

 Ты слышишь? (произнося тихим голосом)

Закапал, закапал, (произнося голосом обычной силы)

Закапал по крыше…

Можно читать стихотворение, сопряжено и отраженно (индивидуально), сопровождая тестами.

Дозировка: 1 – 2 раза.

Игры для развития высоты и тембра голоса

3

«Три медведя»

развитие высоты голоса

Логопед говорит: «Вспомни, из какой сказки эти медведи (показывает иллюстрацию). Как зовут медведя-папу, медведицу-маму и медвежонка? Угадай, кто так рычит: медведь, медведица или медвежонок? (Логопед рычит голосом разной высоты. Самый низкий-папа, самый высокий - Мишутка, средний-мама).

А теперь угадай, кто это говорит:

-кто сидел на моем стуле? (низким голосом)

-кто сидел на моем стуле? (средним голосом)

-кто сидел на моем стуле? (высоким голосом)

Попробуй и ты показать разными голосами (изобразить), как говорят Мишутка, медведь-папа, медведица-мама».

Оборудование: иллюстрация сказки «Три медведя».

Предварительное чтение сказки «Три медведя». Если у ребенка поставлен звук [р], то можно его попросить изобразить, как рычат медвежонок Мишутка, мама-медведица и папа-медведь. Для более точной передачи голосов использовать мимику, жесты.

Дозировка: повторить 3-4 раза.

4

«Лесенка»

изменение высоты голоса, автоматизация звуков в слогах

С изменением силы голоса произносить по слогам фразу «Вот и – ду я вверх» (голос повышается), «вот и – ду я вниз» (голос понижается). Вся фраза укладывается в схему: 5 ступенек вверх и 5 ступенек вниз. Также можно произносить слоги с автоматизируемым звуком.

При произнесении слогов, правую руку поднять до уровня груди, а затем небольшими рывками поднимать ее вверх, изображая ступеньки.

Игры для развития темпа речи

5

«Кап, кап, кап»

развитие у детей внимания и подражательности, умения координировать речь с движением, менять их темп.

Педагог, а вслед за ним дети, изображают, как капает дождик. Для этого надо указательными пальцами стучать по столу или по коленям, произнося звукоподражание: «кап – кап – кап…» Сначала темп нарастает, затем постепенно замедляется. Заканчивается игра словами: «Кап – кап – кап и кон – чил – ся». После этого руки разводятся в стороны.

При последующих повторениях игры слова логопеда можно заменить игрой на музыкальном инструменте (металлофон, пианино) с меняющимся темпом.

Дозировка: 3 -4 раза.

6

«Карусели»

развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп

Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:

«Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели (говорить в медленном темпе)

А потом, потом, потом (темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом. (говорить в быстром темпе)

Тише, дети, не спешите (темп постепенно замедляется)

 Карусель остановите (говорить в медленном темпе)

 Раз, два, раз, два – (хлопать в ладоши и медленно говорить)

 Вот и кончилась игра.

Упражнение можно выполнять под музыку.

Дозировка: 2 – 3 раза.

Игры для развития восприятия и воспроизведения различных ритмов

7

«Жаба»

учить отхлопывать и воспроизводить ритм текста

Взрослый читает текст, а затем отстукиваем, после вместе с детьми:

Жаба – тут, Жаба – там,        

Дети! Дети! По домам!        

Жаба прыг! Жаба скок!        

Дети! Дети! На утек!        

Можно отрабатывать ритм в движении.

        Игры для развития интонационной выразительности речи

«Аты – баты»

учить детей передавать вопросительную и повествовательную интонации

Дети встают в две шеренги одна напротив другой и маршируют на месте (под музыку), произнося слова народной потешки – считалки:

Аты – баты, шли солдаты,

Аты – баты, на базар.

Затем дети из первой шеренги начинают диалог, задавая вопрос ребятам из второй шеренги: «Аты – баты, что купили?» и получают ответ: «Аты – баты, три рубля».

Перед игрой разучить текст, и дети меняются ролями.

Дозировка: повторить 2 раза.

Игры на развитие правильной паузации речи

«Семья»

развитие правильной паузации речи и мелкой моторики рук, ритмизации речи.

Вариант 1. И. п. Сжать пальчики в кулачок. Затем поочередно разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик – дедушка,

 Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – это Я.

Вот и вся моя семья.

(на слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы).

Вариант 2.Пальцы выпрямлены. Поочередно прижимать к ладошке, начиная с большого.

Выдерживать паузы и четко соотносить движения с речью.

Дозировка: 2 – 3 раза для каждой руки.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педагогическом совете на тему:«Развитие речи старших дошкольников через все виды культурно-смысловой деятельности (коммуникативной, игровой)"

Человек развивает свою речь на протяжении всей жизни. В детском саду ребенок развивает речь в различных видах деятельности с помощью самых разнообразных приемов: на занятиях математикой – посред...

Выступление на педагогическом совете по теме " Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр"

laquo;Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Эти слова, прочитанные мной однажды, натолкнули меня на мысль о том, что так важно научить ребенка не просто говорит...

Выступление на педагогическом совете по теме : "Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр"

laquo;Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Эти слова, прочитанные мной однажды, натолкнули меня на мысль о том, что так важно научить ребенка не просто говорить, а п...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие речи старших дошкольников посредством использования технологии «интерактивной папки» в игровой деятельности детей»

 В век глобальной компьютеризации всё острее встает вопрос развития речи дошкольников, т.к. и дети, и взрослые больше общаются с компьютером и другими средствами технического прогресса, че...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие диалогической речи детей с ТНР. Дидактические игры и приемы".

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников....

Выступление на педагогическом совете №3 Тема: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Развитие речи дошкольного возраста"

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Овладение речью - одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики....