Сказкотерапия как средство формирования речевой активности дошкольников
консультация по развитию речи

Использование сказки в работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

    Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком, как общая основа воспитания и обучения детей.

     Возможность обновить и качественно улучшить речевое развитие детей дает поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей. Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами в последние годы и применяемых в работе с детьми- использование сказки.

   Сказкотерапия-это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять ее героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретенным опытом и знаниями.

   Польза сказок для дошкольников зависит от их возраста и объекта произведения. Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать рассказы о животных, о их взаимодействиях с людьми. Это обоснованно тем, что в это время дети часто ассоциируют себя с животными, иногда перевоплощаются в них и подражают им.

   Начиная с 5-ти лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами. Основной целью в этот период является нравственный урок, который должен понять и осмыслить ребенок.

   Правильно подобранные сказки будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного.  

   Работа по развитию речи с применением приема сказкотерапии ведется в различных видах деятельности.

   В самостоятельной деятельности, в процессе игры, используются различные виды театров: настольный, пальчиковый, теневой, магнитный, перчаточный театр, театр на ложках и др.; шапки-маски; аудиотека и видеотека для прослушивания и просматривания  сказок. Дети учатся самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры, воссоздавая в действительности сказочные сюжеты. Участвуют в показе кукольного театра. Разыгрывают сюжеты сказок в театральных играх и в играх-драматизациях. Также дети рисуют любимых героев, отдельные сюжеты из сказок. В лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном выражении своих впечатлений.

   Работа с дошкольниками в непосредственно образовательной деятельности по сказкотерапии очень разнообразна и включает в себя следующие виды деятельности:

  1. Слушание и запоминание сказки, затем ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказать любое свое мнение, т.е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
  2. Пересказ сказки одним ребенком или поочередно (по фразам) группой детей.
  3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки, создание героям новых обстоятельств. Здесь можно использовать следующие практические приемы и методы:

«Расскажи по-новому» Рассказать любую известную сказку, и, остановившись где-нибудь посередине истории, попросить придумать свое продолжение.  Можно работать не только над развитием речи, но и над развитием чувств ребенка. К примеру, предложить найти гуманный способ перевоспитать мачеху и ленивую дочь из сказки о Морозко. «Спасение» Вообразить ситуацию с различными вариантами решений по спасению героя (как спасти бабушку Красной Шапочки от волка). «Фея» Представить, что в сказку вдруг прилетела Фея. Что может там произойти? В какие приключения теперь попадет герой? Такое неожиданное решение повеселит ребенка, во-первых, а во-вторых –активизирует его мыслительную деятельность, а непринужденность обстановки поможет преодолеть страхи и скромность Ребенок будет говорить. «Корреспондент» Можно предложить ребенку выступить в качестве корреспондента и взять интервью, скажем у Золушки или Мальчика-с пальчика. Интересно, какие вопросы он им задаст. Здесь и развитие речи, и воображение, и вежливость вкупе с этикой. «Создай героям новых обстоятельств» Главные герои прежние, но обстоятельства совершенно иные: от фантастических до приближенных к текущей действительности. Например, Ванька-Встанька директор хлебозавода или Кощей Бессмертный повелитель Луны. Дети с удовольствием будут придумывать новые обстоятельства и ситуации с любимыми героями, развивая собственную фантазию. «Перевирание текста если сказка знакома» В этом методе намеренно делается ошибка для того, чтобы дети ее поправили.

  1. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное). Важно выбрать сюжет, который будет побуждать придумать свою историю. Составление истории должно быть четким и понятным. Необходимо включать простейшие описания. Сюжет нужно выбрать, опираясь на уровень развития речи и опыт ребенка. Очень важно затронуть нравственный аспект и эстетическое восприятие. Необходимо помогать детям в процессе сочинения, вести по истории, задавая вопросы. Это поможет придерживаться темы и логического хода истории.
  2. Рисование наиболее значимого для ребенка отрывка. Сказочное рисование помогает раскрыться ребенку. Это один из вариантов арт-терапии. Но вместе с ним можно попросить ребенка нарисовать словами: «Давай нарисуем замок принцессы по-волшебному. Знаешь, как? Нарисуем его словами!»
  3. Разыгрывание сказки. Здесь можно как лично одеться в костюмы, так и использовать любые куклы-от пальчиковых до бумажных (инсценировки, различные виды театров, музыкальные спектакли)
  4. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов. Как вариант, можно использовать авторские сказки с увлекательным сюжетом и после прочтения сказки попросить ребенка выполнить занимательные игровые задания, направленные на развитие правильной речи.
  5. Авторские сказки, направленные на развитие лексико-грамматических навыков у детей.  После прочтения сказки детям предлагают игровые задания и упражнения.( Л.В.Забродина Е.С.Ренизрук Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста).

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в развитии речи, у ребенка формируется активный речевой запас, умение налаживать контакты с взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении. Проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие)

Работа с родителями в детском садуКонсультация для родителей:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие)          ...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие)

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности", воспитатель Елена Анатольевна Осипова, МБДОУ детский сад № 17...

«Речевая развивающая среда, как средство повышения речевой активности дошкольников»

Речевая развивающая среда, как средство повышения речевой активности дошкольников...

социальный проект на тему «Сказкотерапия как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста»

     Согласно ФГОС ДО,  одним из направлений содержания программы, обеспечивающей развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности является социаль...

Проект «Сказкотерапия, как средство формирования речевой активности у дошкольников»

Для получения результата необходимо повысить квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в условиях реализации основной образовательной программы на основе ФГОС.Среди...

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности" (речевое развитие)

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Известно, что чем большее число сенсорных сис...