«Речевая развивающая среда, как средство повышения речевой активности дошкольников»
статья по развитию речи

Возмищева Татьяна Сергеевна

 Речевая развивающая среда, как средство повышения речевой активности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 94a0d03f11b4ba3f318cc7ad66e99435.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

 «Речевая развивающая среда, как средство повышения речевой активности дошкольников»


     Хорошая речь -важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и со взрослыми. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Особенно важное значение имеет правильное произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, т. к. письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

     Речевая развивающая среда — это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

   Речевая развивающая среда- как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.

   Компоненты речевой развивающей среды:

1. Речь педагога.

2. Методы и приёмы руководства речевым развитием детей.

3. Развивающая предметно - пространственная среда.

   Качества речи педагога:

  • правильность
  • точность
  • логичность
  •  чистота выразительности речи.

   Соотнесите предложенные направления с возрастом детей: 

1. младшая группа: - Организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (даётся образец обращения, словесной просьбы и т.д.); - Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы); - Организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем; - Организация речевой развивающей среды с целью развития активной, инициативной речи детей; - Рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).

2. Средняя группа - Удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации; - Пополнение речевой развивающей среды наборами картинок, фотографий, открыток, лупами, магнитами и т.д.; - Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказки; - Рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей); - Активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.

3. Старшая и подготовительная к школе группы: - Совершенствование речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, а также умения грамотно отстаивать свою точку зрения); - Целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения и обобщения); - Организация деятельности в речевой развивающей среды (в пополнении уголка акцент делается на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира и организации восприятия с последующим обсуждением); - Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка (с целью стимулирования словесного творчества детей, повышения качества их речевых высказываний.

   Речевая предметно- пространственная развивающая среда

  • создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
  • обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
  • способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

    Требования  к условиям реализации Программы по ФГОС ДО  включают требования - к психолого-педагогическим, - кадровым, - материально-техническим, - финансовым условиям, - к развивающей предметно-пространственной среде.

       Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.  

Предметно развивающая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.                    

Предметно развивающая среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ; реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Предметно развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной безопасной. Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные зеркала), игровой, дидактический, наглядный материал. Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать уголок оборудованием. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности. Уголок речевого развития должен соответствовать общему оформлению группы

Оборудование и наполнение речевого центра:

1. Закрепление правильного речевого выдоха «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

 2. Формирование фонематического восприятия и слуха Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата») ; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.

3. Развитие артикуляционной моторики Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.

4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи). Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л)

5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для звуко – буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д.; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе? »; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др.; серия «Умные игры», ребусы.

6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.

7. Развитие связной речи Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

8. Развитие мелкой моторики Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам); «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв) Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и д.

     Моя работа ведется в тесном контакте с родителями и направлена на формирование речевого развития в семье. Для этого я использую традиционные формы и не традиционные формы работы.

 Организована консультация с указанием перечня игр по познавательно-речевому развитию детей дома; проведены консультации по созданию развивающей среды дома.

   Думаю, что работу по данному направлению необходимо продолжать, так как эта тема очень актуальна в работе с дошкольниками. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, я способствую у ребят развитию познавательной активности, логического мышления, а самое главное повышению речевой активности.

Литература:

1.Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / Под ред. В.А.Петровского. – М: Просвещение. - 1993. – 126с.

2. Поляков, М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении. / Готовимся к аттестации! [Текст] / М.Н. Поляков. – СПб.: «Детство – Пресс». - 1999. – 45с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольника.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социаль...

Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

Речь -удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. Гегель...

Речевая развивающая среда как средство повышения качества речевой работы с детьми.

В презентации размещён материал по созданию развивающей речевой среды во всех возрастных группах детского сада....

педсовет "Предметно-развивающая среда, как средство саморазвития творческой активности дошкольника"

quot;В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат..." В.А.Сухомлинский.Сегодня к ребёнку и человеку вообще предъявляются всё более высокие тре...

Научная статья: Предметно-развивающая среда, как средство поддержки двигательной активности дошкольников

В условиях современности, в соответствии с ФГОС ДО, одной из главных задач дошкольного образования является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Согласно утверждению, ...

Педнаходка "Речевой календарь группы-как средство повышения речевой активности детей".

      Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образовательное учреждение получило статус первого уровня общего образования....